15.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024 18+
15.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024
// Тема номера

Очереди в сезон эпидемии, или еще раз о рецептах

О трудностях рецептурного отпуска "Московские аптеки" спросили в первую очередь самих пациентов.

На вопрос "Как относитесь к необходимости выписывать рецепт у врача" двенадцать из 20 респондентов в районах Марьино и Печатники ответили одним словом — "привыкли". У всех, независимо от возраста, было обреченное выражение лица.

О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И "ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СИДЕНИИ"

"Почему мы должны привыкать к плохому? В системе здравоохранения нужно что–то менять. Человеческое отношение у медицинского персонала появляется лишь тогда, когда нарушителей предупредят о грядущей жалобе. Стоит только сказать, что обратимся к главному врачу в поликлинике №185 на ул. Новомарьинской, и тут же недостающие бланки рецептов… находятся", — справедливо возмущается Зоя Алексеевна, жительница района Марьино.

"Очень надеялись на электронную форму выписки, однако у нас в Печатниках и Марьино пока распространена обычная форма выдачи рецепта, с "обязательным сидением" в очереди к лечащему врачу или фельдшеру", — замечает еще один из опрошенных.

А НА РЕЦЕПТ У ВРАЧА НЕТ ВРЕМЕНИ

О том, через что приходится проходить серьезно больным людям, имеющим право на льготный рецепт, рассказала Елена: "Мой отец на инвалидности. Каждый месяц он вынужден ходить в поликлинику, чтобы выписать себе льготные лекарства. С 2015 г. в районной поликлинике №36 (Новочеркасский бульв., д. 48) этим занимается фельдшер. Но, прежде чем она выпишет рецепт, необходимо попасть к участковому терапевту. Во время врачебного приема терапевт даже не смотрит на больного – когда отец упрекнул ее, доктор так прямо заявила, что на прием каждого пациента у нее по 12 минут. За это время она успевает выписать только 2 лекарства. Причем на 1 льготный рецепт можно вписать в бланк один препарат, а моему отцу лечащий врач-кардиолог посоветовал ежедневно принимать 5 лекарственных средств. Выходит, что мой отец, 70–летний инвалид–сердечник, должен каждый месяц по пять раз отсиживать в очереди, сначала к участковой, а если она занята – к фельдшеру, или… покупать необходимые лекарства уже за свой счет! Это по цене от 1561 до 3471 руб. за 30 таблеток препарата "Инспра"! А теперь что получается, – могут и не дать лекарство без рецепта! А сидение в очереди в период эпидемии, разве это не издевательство?!"

ЗАПРЕТАМИ ПАЦИЕНТАМ НЕ ПОМОЖЕШЬ

"Возможно, препараты для лечения простудных заболеваний и спиртовые настойки и не стоит контролировать, отпуская их теперь только по рецепту, — считает Татьяна Александровна. – По моему мнению, если токсикоман или алкоголик вобьют себе в голову напиться таблеток или микстуры, то и запрет не поможет. Человек найдет, как это осуществить".

Немного забежим вперед: пообщавшись с пациентами, МА с большим трудом, но все же опросили фармацевтов и провизоров. Специалисты–первостольники считают, что безрецептурными могли бы стать ряд препаратов для лечения и профилактики болезней ЖКТ, некоторые обезболивающие, противовоспалительные средства, препараты для лечения заболеваний костно–мышечной системы, антибиотики I и II поколений (т.е. не вызывающие быстрого привыкания).

В то же время жесткий контроль над рецептурным отпуском в условиях недоступности медицинской помощи приведет к опасным последствиям, считают пациенты.

"Мое мнение, что ограниченная продажа лекарств — не самый подходящий выход из положения. Если антибиотики и жаропонижающие будут отпускаться в аптеке строго по рецепту, больные перейдут на гомеопатию, БАД, станут лечиться народными средствами", — поясняет Лариса Федоровна.

Когда пациент не имеет своевременного доступа к лечению, всегда поднимается спрос на "чудо–средства", которые помогут «лучше всяких врачей». У больного человека, отчаявшегося получить спасение от официальной медицины, просто не остается другой надежды.

Понятие "народные средства" тоже трактуется очень и очень широко. Далеко не всегда в виду имеются лекарственные травы, которые действительно помогут при условии правильного их применения.

Зачастую в качестве метода, проверенного столетиями, рекомендуют рецепты из Интернета, которые часто обещают выздоровление от гриппа за один день. Но по своему составу небезопасные для жизни и здоровья.

"К врачам будут такие длинные очереди, что сидеть никто не захочет, люди перестанут лечиться или же будут тянуть до последнего, а там и нагрузка на скорую увеличится", — замечает будущая мама Эльнара.

"ВРАЧ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ РАЗДЕЛИТЬ С НИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

В сложнейшей ситуации оказались и фармспециалисты. Неудивительно, что, оказавшись между перспективой закрытия аптеки и невозможностью не помочь пациенту, фармацевты и провизоры участвовали в опросе без особого энтузиазма. Аптечные работники старались отвечать как можно более кратко, объясняя это нехваткой времени и зависимостью от офисных порядков в сетевых аптеках. Большинство предпочло сохранить анонимность.

"После отмены перечня безрецептурных препаратов первостольник выступает в роли лечащего врача. Такое впечатление, что там, на законодательном верх, решили по очереди испробовать все варианты", — посетовали в одной из аптек.

В роли врача провизору и фармацевту приходится выступать регулярно. Иногда виновники этого — не только чиновники, но и медицинские специалисты:

"Часто люди приходят с бумажкой вместо рецепта. Пока мы разбираем написанное, у кассы выстраивается очередь. Мы оказывается в двояком положении: то ли продолжать испытывать терпение остальных покупателей в очереди, то ли отказать человеку с «псевдорецептом». Таким образом, врач предлагает нам разделить с ним ответственность за собственный недочет".

Пациентка по имени Анастасия рассказала не менее интересную историю: "В аптеке известного бренда были лекарства, но в иной дозировке, чем мне выписал врач. В аптеке дозировка оказалась меньше, указанной в рецепте. Фармацевт отпустила препарат с учетом пересчета на курсовую дозу".

РЕЦЕПТ И ФАРМАЦЕВТ: СПАСАЕТ ТОЛЬКО ТЕРПЕНИЕ

Еще одним фактором, переложившим ответственность за выбор лечения на плечи фармацевта, оказалось… призванное облегчить жизнь всем участникам системы медицинской помощи и лекарственного рынка требование о рецептах строго по МНН:

"Все нововведения должны осуществляться с учетом интересов пациентов в первую очередь. По мнению посетителя, первостольник виноват, когда нет прописанного в рецепте препарата. Но ведь все аналоги препарата считаются взаимозаменяемыми в рамках МНН. Однако эта мысль не доносится до ушей больного человека, времени у врача нет на это".

Да уж, за 12 минут по душам не успеешь поговорить. Тем более о состоянии организма и о том, что такое международное непатентованное наименование и торговое название препарата.

"Согласно нашим наблюдениям, чаще всего люди не виноваты в том, что у них нет рецепта, — продолжают провизоры. – Обычно врач по одному ему известным причинам направляет пациента с бумажкой, где стоит печать медицинского учреждения, его собственная подпись, в аптеку, указывая при этом брендовое название препарата. У врача свои сложности, ограничения работы с пациентом. Нужно менять всю систему и нормативы рецептурного отпуска, а то в настоящее время крайним оказывается фармацевт, проявляющий принципиальность при работе с рецептурными препаратами. Иногда люди пытаются без рецепта купить нейролептики, кодеиносодержащие препараты. Сотруднику аптеки важно проявлять терпение и понимание, улыбнуться пациенту в ответ на его чаще всего справедливое возмущение, и негативная энергия постепенно сойдет на нет".

Что ж делать, если именно работник аптеки стоит на переднем краю, являясь последним звеном в цепочке от производства лекарственного препарата до его реализации?

И СНОВА 12 МИНУТ

Отвечая на вопрос, почему же врач не выписывает рецепты, фармспециалисты были полностью солидарны с пациентами: "Вероятно, нехватка времени, отведенного на прием. На каждого пациента всего ничего, а болеют люди не меньше, чем до медицинских реформ. Для специалиста — слишком большая загруженность".

Еще одной причиной невыписанных рецептов первостольники считают отсутствие профессионализма у врачей. Когда доктор не уверен в диагнозе, он боится ответственности за свои назначения.

ВСЕ ОСТАНЕТСЯ ПО–ПРЕЖНЕМУ?

"Мне приходится ходить к эндокринологу каждые два-три месяца, причем и врач, и я прекрасно знаем, что ничего в лучшую сторону не изменится. У меня с 9 лет инсулинозависимый сахарный диабет, — рассказывает юная девушка по имени Ольга. — А в процедуре получения льготных ЛП никакого облегчения не предвидится".

"Если больной является постоянным покупателем аптеки, ему могли бы отпустить лекарство без письменного подтверждения, лишь предварительно позвонив в лечебное учреждение", — предлагает Алексей Борисович, постоянный пациент кардиолога. Предусмотрит ли законодательство такую возможность? И сможет ли пациент когда-нибудь поверить в лучшее?

Статьи подрубрики мнение населения:
Интернет для пациента
 Мнение населения

Дистанционный отпуск медикаментов, бронирование лекарств онлайн, аптечные агрегаторы и доставка препаратов на дом — предмет многолетних горячих дискуссий. Но давайте ответим на один вопрос: нужно ли все это пациенту?

Удобно тем, кто дорожит временем и имеет средства
 Мнение населения

Опрос населения о дистанционной продаже лекарств проводился МА в ЮВАО г. Москвы.

Весы в голове пациента: здоровье или бюджет
 Мнение населения

МА обратилась с вопросами к посетителям аптечных предприятий Юго–Восточного округа Москвы, респонденты отвечали очень охотно.

Чего хотят посетители аптеки
 Мнение населения

"Надлежащая аптечная практика не для фармацевтов, она для пациентов", — заметила на страницах нашей газеты еще десять лет назад Светлана Кононова, декан фармацевтического факультета Медицинской академии из Нижнего Новгорода.

Право на лечение или эксперимент на выживание?
 Мнение населения

Самый главный адресат реформ в здравоохранении и преобразований на фармацевтическом рынке — это все-таки пациент.