На вопрос "Как относитесь к необходимости выписывать рецепт у врача" двенадцать из 20 респондентов в районах Марьино и Печатники ответили одним словом — "привыкли". У всех, независимо от возраста, было обреченное выражение лица.
О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И "ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СИДЕНИИ"
"Почему мы должны привыкать к плохому? В системе здравоохранения нужно что–то менять. Человеческое отношение у медицинского персонала появляется лишь тогда, когда нарушителей предупредят о грядущей жалобе. Стоит только сказать, что обратимся к главному врачу в поликлинике №185 на ул. Новомарьинской, и тут же недостающие бланки рецептов… находятся", — справедливо возмущается Зоя Алексеевна, жительница района Марьино.
"Очень надеялись на электронную форму выписки, однако у нас в Печатниках и Марьино пока распространена обычная форма выдачи рецепта, с "обязательным сидением" в очереди к лечащему врачу или фельдшеру", — замечает еще один из опрошенных.
А НА РЕЦЕПТ У ВРАЧА НЕТ ВРЕМЕНИ
О том, через что приходится проходить серьезно больным людям, имеющим право на льготный рецепт, рассказала Елена: "Мой отец на инвалидности. Каждый месяц он вынужден ходить в поликлинику, чтобы выписать себе льготные лекарства. С 2015 г. в районной поликлинике №36 (Новочеркасский бульв., д. 48) этим занимается фельдшер. Но, прежде чем она выпишет рецепт, необходимо попасть к участковому терапевту. Во время врачебного приема терапевт даже не смотрит на больного – когда отец упрекнул ее, доктор так прямо заявила, что на прием каждого пациента у нее по 12 минут. За это время она успевает выписать только 2 лекарства. Причем на 1 льготный рецепт можно вписать в бланк один препарат, а моему отцу лечащий врач-кардиолог посоветовал ежедневно принимать 5 лекарственных средств. Выходит, что мой отец, 70–летний инвалид–сердечник, должен каждый месяц по пять раз отсиживать в очереди, сначала к участковой, а если она занята – к фельдшеру, или… покупать необходимые лекарства уже за свой счет! Это по цене от 1561 до 3471 руб. за 30 таблеток препарата "Инспра"! А теперь что получается, – могут и не дать лекарство без рецепта! А сидение в очереди в период эпидемии, разве это не издевательство?!"
ЗАПРЕТАМИ ПАЦИЕНТАМ НЕ ПОМОЖЕШЬ
"Возможно, препараты для лечения простудных заболеваний и спиртовые настойки и не стоит контролировать, отпуская их теперь только по рецепту, — считает Татьяна Александровна. – По моему мнению, если токсикоман или алкоголик вобьют себе в голову напиться таблеток или микстуры, то и запрет не поможет. Человек найдет, как это осуществить".
Немного забежим вперед: пообщавшись с пациентами, МА с большим трудом, но все же опросили фармацевтов и провизоров. Специалисты–первостольники считают, что безрецептурными могли бы стать ряд препаратов для лечения и профилактики болезней ЖКТ, некоторые обезболивающие, противовоспалительные средства, препараты для лечения заболеваний костно–мышечной системы, антибиотики I и II поколений (т.е. не вызывающие быстрого привыкания).
В то же время жесткий контроль над рецептурным отпуском в условиях недоступности медицинской помощи приведет к опасным последствиям, считают пациенты.
"Мое мнение, что ограниченная продажа лекарств — не самый подходящий выход из положения. Если антибиотики и жаропонижающие будут отпускаться в аптеке строго по рецепту, больные перейдут на гомеопатию, БАД, станут лечиться народными средствами", — поясняет Лариса Федоровна.
Когда пациент не имеет своевременного доступа к лечению, всегда поднимается спрос на "чудо–средства", которые помогут «лучше всяких врачей». У больного человека, отчаявшегося получить спасение от официальной медицины, просто не остается другой надежды.
Понятие "народные средства" тоже трактуется очень и очень широко. Далеко не всегда в виду имеются лекарственные травы, которые действительно помогут при условии правильного их применения.
Зачастую в качестве метода, проверенного столетиями, рекомендуют рецепты из Интернета, которые часто обещают выздоровление от гриппа за один день. Но по своему составу небезопасные для жизни и здоровья.
"К врачам будут такие длинные очереди, что сидеть никто не захочет, люди перестанут лечиться или же будут тянуть до последнего, а там и нагрузка на скорую увеличится", — замечает будущая мама Эльнара.
"ВРАЧ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ РАЗДЕЛИТЬ С НИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
В сложнейшей ситуации оказались и фармспециалисты. Неудивительно, что, оказавшись между перспективой закрытия аптеки и невозможностью не помочь пациенту, фармацевты и провизоры участвовали в опросе без особого энтузиазма. Аптечные работники старались отвечать как можно более кратко, объясняя это нехваткой времени и зависимостью от офисных порядков в сетевых аптеках. Большинство предпочло сохранить анонимность.
"После отмены перечня безрецептурных препаратов первостольник выступает в роли лечащего врача. Такое впечатление, что там, на законодательном верх, решили по очереди испробовать все варианты", — посетовали в одной из аптек.
В роли врача провизору и фармацевту приходится выступать регулярно. Иногда виновники этого — не только чиновники, но и медицинские специалисты:
"Часто люди приходят с бумажкой вместо рецепта. Пока мы разбираем написанное, у кассы выстраивается очередь. Мы оказывается в двояком положении: то ли продолжать испытывать терпение остальных покупателей в очереди, то ли отказать человеку с «псевдорецептом». Таким образом, врач предлагает нам разделить с ним ответственность за собственный недочет".
Пациентка по имени Анастасия рассказала не менее интересную историю: "В аптеке известного бренда были лекарства, но в иной дозировке, чем мне выписал врач. В аптеке дозировка оказалась меньше, указанной в рецепте. Фармацевт отпустила препарат с учетом пересчета на курсовую дозу".
РЕЦЕПТ И ФАРМАЦЕВТ: СПАСАЕТ ТОЛЬКО ТЕРПЕНИЕ
Еще одним фактором, переложившим ответственность за выбор лечения на плечи фармацевта, оказалось… призванное облегчить жизнь всем участникам системы медицинской помощи и лекарственного рынка требование о рецептах строго по МНН:
"Все нововведения должны осуществляться с учетом интересов пациентов в первую очередь. По мнению посетителя, первостольник виноват, когда нет прописанного в рецепте препарата. Но ведь все аналоги препарата считаются взаимозаменяемыми в рамках МНН. Однако эта мысль не доносится до ушей больного человека, времени у врача нет на это".
Да уж, за 12 минут по душам не успеешь поговорить. Тем более о состоянии организма и о том, что такое международное непатентованное наименование и торговое название препарата.
"Согласно нашим наблюдениям, чаще всего люди не виноваты в том, что у них нет рецепта, — продолжают провизоры. – Обычно врач по одному ему известным причинам направляет пациента с бумажкой, где стоит печать медицинского учреждения, его собственная подпись, в аптеку, указывая при этом брендовое название препарата. У врача свои сложности, ограничения работы с пациентом. Нужно менять всю систему и нормативы рецептурного отпуска, а то в настоящее время крайним оказывается фармацевт, проявляющий принципиальность при работе с рецептурными препаратами. Иногда люди пытаются без рецепта купить нейролептики, кодеиносодержащие препараты. Сотруднику аптеки важно проявлять терпение и понимание, улыбнуться пациенту в ответ на его чаще всего справедливое возмущение, и негативная энергия постепенно сойдет на нет".
Что ж делать, если именно работник аптеки стоит на переднем краю, являясь последним звеном в цепочке от производства лекарственного препарата до его реализации?
И СНОВА 12 МИНУТ
Отвечая на вопрос, почему же врач не выписывает рецепты, фармспециалисты были полностью солидарны с пациентами: "Вероятно, нехватка времени, отведенного на прием. На каждого пациента всего ничего, а болеют люди не меньше, чем до медицинских реформ. Для специалиста — слишком большая загруженность".
Еще одной причиной невыписанных рецептов первостольники считают отсутствие профессионализма у врачей. Когда доктор не уверен в диагнозе, он боится ответственности за свои назначения.
ВСЕ ОСТАНЕТСЯ ПО–ПРЕЖНЕМУ?
"Мне приходится ходить к эндокринологу каждые два-три месяца, причем и врач, и я прекрасно знаем, что ничего в лучшую сторону не изменится. У меня с 9 лет инсулинозависимый сахарный диабет, — рассказывает юная девушка по имени Ольга. — А в процедуре получения льготных ЛП никакого облегчения не предвидится".
"Если больной является постоянным покупателем аптеки, ему могли бы отпустить лекарство без письменного подтверждения, лишь предварительно позвонив в лечебное учреждение", — предлагает Алексей Борисович, постоянный пациент кардиолога. Предусмотрит ли законодательство такую возможность? И сможет ли пациент когда-нибудь поверить в лучшее?