20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Пациент и страховщик: «мы только знакомы, как странно…»

МА провела опрос пациентов по поводу их общения со страховыми компаниями, чей полис ОМС у них имеется. 

В опросе участвовали 24 пациента в трех поликлиниках района Марьино г. Москвы: филиале №1 детской поликлиники №148, стоматологической поликлинике №51 и филиале №1 городской поликлиники №185.

Возраст респондентов:
8 — от 24 до 45 лет;
10 — от 46 до 60 лет;
6 — от 61 года и старше.

На вопрос "Знаете ли Вы, как называется Ваша страховая компания?" 7 пациентов уверенно ответили: "Да!" Остальные 17 признались: "Нет, не знаем".

Интересно, что все 7 респондентов, которые помнят название своей страховой медицинской организации, — в возрасте от 24 до 45 лет. Те, кому сейчас 45, в 1991 г. были двадцатилетними. Новая постперестроечная действительность совпала для них с началом "взрослой" жизни. Переход медицины на страховые принципы стал одним из изменений, к которым нужно было срочно привыкнуть.

Тем, кто был старше, принять новое положение дел оказалось сложнее.

Табл. 1. Страховая компания, выбранная в ОМС

Название страховой компании

Количество полисов

АО "Страховая компания СОГАЗ — Мед"

1

ЗАО "Страховая компания «Согласие — М"

4

ОАО "Страховая компания «РОСНО — МС"

5

АО "Страховая группа "Спасские ворота — М"

11

ЗАО "Медицинская акционерная страховая компания"

3

К КОМУ УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ К НАМ!

Обратиться за помощью в страховую компанию — для нас явление, скорее из ряда вон выходящее. И отважились на это лишь 6 респондентов в возрасте от 24 до 60 лет.

Страховщики помогли 5: двоим — сразу же, троим — после долгих уговоров и объяснений. Поняв, что пациенты юридически грамотны, страховые организации сдались и… приступили к исполнению своих обязанностей.

"Если дождаться помощи от страховой компании так сложно, то тогда зачем она существует? — задается вопросом Лидия Кожевникова. — Обращалась по поводу болезни мужа в АО "Страховая группа "Спасские ворота — М". Ему как инвалиду второй группы положены бесплатные лекарства. Те препараты, которые при его кардиостимуляторе действенны, предлагают приобретать за деньги, потому что они не входят в списки ЖНВЛП. Муж уже давно болен и очень зависим от препаратов. Он их употребляет до 13 наименований в день. Все это мне пришлось не единожды объяснять по телефону горячей линии. В страховой компании советовали обратиться в Лигу защиты прав пациентов, к местному депутату, в районное Общество инвалидов… Если бы я не была настойчивой, а рассчитывать нам с мужем 58 лет не на кого, дети выросли и живут в другом городе, так, наверное, ничего и не добилась бы».

В наших реалиях отсутствие настойчивости опасно для жизни.

МЕЖДУ ПОМОЩЬЮ И МАЛОЙ ПОМОЩЬЮ

Поговорить с корреспондентом МА об ОМС согласился один из докторов: "Работая в системе здравоохранения, могу сказать, что часто остается лишь молча сочувствовать нашим пациентам. Причина наличия очередей, нехватки специалистов, качества обслуживания кроется в ограниченности финансирования. Ничего не поделаешь, приходится выбирать между помощью и малой помощью. Скажите, разве можно существенно поправить здоровье, если Минздрав выделяет на каждого пациента 8 тыс. руб. в год, с учетом проведения необходимых обследований, сдачи анализов, зарплаты медицинского персонала, налогов, аренды помещения?"

ПОМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ТЕРПЕТЬ

Инертность, стремление "плыть по течению" — наиболее популярная жизненная стратегия на многих территориях нашей страны. Люди видят проблемы, но боятся решить их, предпочитая решению терпение.

Объяснений этому множество: эмоциональное выгорание (по некоторым данным, в таком состоянии находятся две трети совершеннолетних россиян), последствия пережитых реформ и кризисов и четко сформировавшееся убеждение, что ничего изменить нельзя. Наш человек старается не менять даже страховую компанию. Из 24 опрошенных на перемену страховщика решились лишь двое по причине переезда в другой город.

"Сменить страховую компанию нетрудно, главное, чтобы результат был положительным, — считает Алексей Головин. — Я сменил страховую компанию по совету коллег, переехав из Омска в Москву, обратившись в ОАО "Страховая компания "РОСНО — МС». Предоставив копию паспорта, я уточнил в заявлении причину своего решения о смене компании. В тот же день мне дали временное свидетельство на 30 календарных дней. После я получил электронный полис ОМС. О смене страховой компании пока пожалеть не пришлось".

Пациенту помогло то, что он стал собирать информацию. Но это скорее исключение, чем правило.

СМО НЕ ВЫБИРАЮТ?

"Я не утруждаю себя выбором страховой компании. Лечит врач, страховая компания — лишь посредник между ним и пациентом. Ошибок должен избегать врач, именно с него спрос за качество лечения", — уверена Олеся Горелова, молодая мама. Ее можно понять: когда на первом месте заботы о малыше, изучать рынок медицинских страховщиков — значит, обделять ребенка вниманием в первые месяцы его жизни.

Но такую же позицию занимают и еще 14 человек. 15 из 24 опрошенных страховые компании не выбирали. Они просто прикреплены, и, хотя в медицинской помощи далеко не все устраивает, не задумывались о том, что нужно менять страховую компанию, скорее мечтают о квалифицированном враче.

Лечит врач. С этим не поспоришь. Но именно страховщик может не выделить средств на "лишнюю" медицинскую помощь. В ряде поликлиник врачи опасаются назначить УЗИ и др. обследования, чтобы в дальнейшем не получить штраф от страховой компании.

ОСТРАЯ БОЛЬ? ПЕРЕЗВОНИТЕ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЬКУ!

Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любовь Храпылина не так давно провела исследование.

Ее студенты звонили в различные страховые компании с одним и тем же вопросом: "У меня острая боль, а мне отказали в медицинской помощи! Что мне делать?» И неизменно слышали один ответ: "Пожалуйста, перезвоните через недельку…" От изменения названия страховой организации содержание ответа не менялось.

О том, что при некоторых острых болях нужно вызывать скорую (а ожидание опасно для жизни!), пациентам, пусть и мнимым, не рассказали ни на одной из горячих линий.

Как ни вспомнить, что ответили наши собеседники на один из предыдущих вопросов? Страховая компания помогает, но только после долгих разговоров о правах застрахованных граждан.

И все же 9 пациентов из числа респондентов постарались узнать, кто из страховщиков заслуживает доверия. 4 прислушались к рекомендациям врача. 2 — к советам знакомых. Еще 3 нашли информацию в Интернете.

А вот информацию в районной поликлинике, из которой можно было бы узнать о страховых компаниях в системе ОМС, не заметил никто из опрошенных.

Очень многие не знали даже о том, какие у пациента, т.е. у него (!), есть права…

Можно назвать это инертностью. А можно — сформированным реальной жизнью убеждением. Ведь каждый знает, что нельзя совать пальцы в розетку!

Можно вспомнить тысячи ситуаций, когда на стороне человека был закон, но мнение тех, кто был вправе разрешить спор, разошлось с мнением законодателя. И за попытку защитить себя или близких гражданин был "вознагражден" по полной.

ДОЖИВУТ ЛИ ПАЦИЕНТЫ?

Самой главной проблемой системы ОМС наш человек считает некачественное лечение. С этим согласны 13 респондентов всех возрастов. 3 жалуются на нехватку врачей, еще 3 – на очереди. Еще 3 респондента заметили, что не доверяют ОМС, связывая это, в первую очередь, с недоверием к квалификации врача.

"У меня сын две недели не выходил из дома. Неизвестная болезнь скосила, нога отекла и покраснела, поднялась температура, слабость одолела. Сыну пятьдесят девять, работает таксистом. Сейчас же знаете, как страшно работу потерять. Так за две недели нас посетили шесть (!) врачей, по вызову скорой помощи. Ни один из них не знает, что с сыном, — поясняет Вера Ильинична. — Первый врач сказал, что «вроде воспаление легких», другой подозревал бронхит. Следующие считали, что у сына рожистое воспаление. А сколько лекарств понавыписывали! В аптеке сказали, что это и антивирусные, и антибиотики, и местно анестезирующие. Скажите, зачем так много, ведь за две недели у меня сын так и не поправился! Когда болеет близкий человек, думаешь только о том, как быстрее помочь ему, тут не до страховых компаний. Но что-то менять надо, иначе до выздоровления люди просто не доживут—.

НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВРАЧЕЙ ДЕЛАЕТ НАС "ВРАЧАМИ"

Нужно ли удивляться, что мы все чаще предпочитаем самолечение? Доктор не всегда может поставить диагноз, препараты дорожают… Столкнувшись раз или два с ошибками или равнодушием медиков, человек поверит любому, кто обещает ему быстрое исцеление.

А выбор способов разрушить здоровье под видом его восстановления… Что ж, он практически не ограничен: кому–то посоветуют уринотерапию, кому–то — модную диету, «освобождающую» организм не столько от шлаков, сколько от жизненно важных витаминов.

По сравнению с некачественным лечением трудности с записью на прием и страх доктора перед штрафом за "необоснованную" госпитализацию кажутся уже чем–то второстепенным. На отказ в госпитализации обратил внимание лишь один человек. На невозможность попасть на прием к врачу — тоже один.

И как тут убедить пациента, что страховая компания — контролер здравоохранения?

С результатами "контроля объемов" больного знакомят постоянно, а вот с плодами контроля качества…

"ПРОЙДЯ ЛЕЧЕНИЕ ПО ОМС, МОЖНО ПОСТАВИТЬ ПЛАТНУЮ ПЛОМБУ"

Наше отношение к платным услугам во многом связано с возрастом. Пока человек сравнительно молод и здоров, он скорее отложит обследование, за которое придется платить немаленькую сумму. Домашние и карьерные заботы важнее медицинских проблем, которые пока еще не сильно тревожат…

Мужчины и женщины "в самом расцвете сил" стараются "оставаться в строю" как можно дольше. И уже не считают лечение, даже если оно и платное, чем-то второстепенным.

Пенсионеры же попросту вынуждены пользоваться услугами ОМС. Почему не помогают взрослые дети — вопрос отдельный.

Так или иначе редко платят за медицинские услуги 16 человек из старшей и младшей возрастной категории. Остальные 8 действуют по принципу, который нам постоянно объясняет система здравоохранения: хочешь жить — плати!

На справочном стенде стоматологической поликлиники №51 есть информация: "Все пациенты поликлиники, прошедшие лечение по ОМС, после консультации у заведующего отделением могут поставить платную пломбу из современных реставрационных материалов с применением современных платных "карпульных" анестетиков". Далее приводится перечень бесплатных услуг в системе ОМС.

Из текста объявления можно сделать вывод: пломба, поставленная по ОМС, — не из современных материалов, а из каких–то других.

Об анестетиках, похоже, лучше и не спрашивать. Все расскажут сами пациенты. В одном из районов, на другом краю столицы, был случай, когда во время лечения зуба девушка–студентка дважды теряла сознание от боли. Анестезию… попросту не делали.

Другие студенты и аспиранты, рискнувшие доверить себя этой же стоматологии, рассказывали, что спокойно перенесли удаление зубов мудрости — тоже безо всякой анестезии.

ДОРОГО, НО… ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ!

Неудивительно, что 5 из 8 наших собеседников, регулярно платящих за лечение, оплачивают именно стоматологическую помощь. Еще 2 надеются, что за наличные получат более внимательное отношение врача. Один из респондентов платит за консультации.

"Однажды, еще будучи молодой, я обращалась в стоматологическую поликлинику с целью удаления зуба. Врач из районной поликлиники направил меня для проведения операции в поликлинику на Кутузовский просп. Врачи не удосужились перед дачей общего наркоза померить мне давление, а я – гипотоник. Результат — я пережила клиническую смерть и просто чудом осталась жива, — вспоминает Ольга Поленова. — Оканчивая медицинский, выпускники дают клятву: "Не навреди". Реакция стоматологов поражает своим цинизмом, меня "спихнули", как отработанный материал. А ведь я, если бы не далекий 1984 год, могла бы подать на них в суд. Дело даже не в пережитом риске, если врач позволяет себе равнодушие к пациенту, нет гарантии, что он в следующий раз не повторит подобное. Теперь я лечу зубы только в частной клинике. Дорого, но очень хочется жить".

 

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение населения:
Интернет для пациента
 Мнение населения

Дистанционный отпуск медикаментов, бронирование лекарств онлайн, аптечные агрегаторы и доставка препаратов на дом — предмет многолетних горячих дискуссий. Но давайте ответим на один вопрос: нужно ли все это пациенту?

Удобно тем, кто дорожит временем и имеет средства
 Мнение населения

Опрос населения о дистанционной продаже лекарств проводился МА в ЮВАО г. Москвы.

Весы в голове пациента: здоровье или бюджет
 Мнение населения

МА обратилась с вопросами к посетителям аптечных предприятий Юго–Восточного округа Москвы, респонденты отвечали очень охотно.

Чего хотят посетители аптеки
 Мнение населения

"Надлежащая аптечная практика не для фармацевтов, она для пациентов", — заметила на страницах нашей газеты еще десять лет назад Светлана Кононова, декан фармацевтического факультета Медицинской академии из Нижнего Новгорода.

Очереди в сезон эпидемии, или еще раз о рецептах
 Мнение населения

О трудностях рецептурного отпуска "Московские аптеки" спросили в первую очередь самих пациентов.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция