26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Ответственное самолечение: законы новые — проблемы старые

По определению экспертов ВОЗ, ответственное самолечение — это «разумное применение самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики или лечения легких расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи». Основной идеей самолечения является ответственность человека за свое здоровье, что позволило Европейской ассоциации производителей безрецептурных препаратов (AESGP) трансформировать термин «самолечение» (self-medication) в «ответственное самолечение» (responsible self-medication).

Сулейманов Салават Шейхович
Зав. кафедрой клинической фармакологии и патофизиологии института повышения квалификации специалистов здравоохранения Минздрава Хабаровского края, д.м.н., проф., акад. РАЕН (совместно с Я.А. Шаминой*)

Для снижения отрицательных моментов в реализации концепции ответственного самолечения должны быть соблюдены обязательные условия, касающиеся потребителя, специалистов здравоохранения, законодателей, исполнительной власти, средств массовой информации, образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Для повышения эффективности и безопасности ответственного самолечения потребитель должен:

  • иметь определенный уровень образования, позволяющий оценивать состояние здоровья и возможности использования средств для самолечения;
  • уметь адекватно оценивать информацию, связанную с возможностью проведения самолечения;
  • быть защищенным законами как потребитель медицинских и фармацевтических услуг.

Фармацевтический работник должен:

  • быть подготовленным для проведения консультаций по вопросам самолечения;
  • влиять на пациента в части формирования здорового образа жизни;
  • уметь разделять случаи фармацевтической и медицинской ответственности;
  • обеспечивать пациента необходимой информацией по вопросам, связанным с применением лекарственных средств и БАД;
  • обеспечивать исполнение правовых и этических норм оказания фармацевтических услуг.

Медицинский работник должен:

  • признавать право гражданина на самолечение;
  • учитывать возможность проведения самолечения пациентом;
  • проводить санитарно-просветительскую работу среди населения;
  • оказывать консультативную работу по оказанию само- и взаимопомощи с учетом индивидуальных особенностей пациента.
  • Органы законодательной власти должны обеспечить создание правовых актов, определяющих порядок реализации прав граждан на самолечение.

Органы исполнительной власти должны обеспечить реализацию прав граждан на получение эффективной и безопасной медицинской помощи, в т.ч. и в части ответственного самолечения.

Практической реализацией концепции самолечения в части использования лекарственных средств (ЛС) является практика разделения лекарств на препараты рецептурного и безрецептурного отпуска. Последние могут использоваться пациентами без обращения к врачу.

Деление лекарственных средств на рецептурные и безрецептурные в странах Европейского союза определяется в соответствии с Директивой Европарламента и Совета ЕС 2001/83 ЕС «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека».

Такими критериями являются:

  • потенциальная угроза для здоровья потребителя, даже при правильном применении, но без медицинского наблюдения;
  • частое неправильное применение лекарств населением, в результате чего может возникнуть прямая или непрямая угроза здоровью потребителя;
  • содержание в препарате веществ, действие и/или побочные эффекты которых требуют дальнейшего изучения;
  • парентеральный путь введения препарата;
  • сложившаяся мировая практика предусматривает составление списков рецептурных лекарственных средств.

Все остальные могут использоваться населением для самостоятельного применения.

В Российской Федерации проблема самолечения весьма актуальна.

В Популярной медицинской энциклопедии, изданной в 1993 г. под редакцией акад. Б.В. Петровского, дается следующее определение этого понятия: «Самолечение — самостоятельное применение лечебных средств и методов без непосредственной рекомендации и контроля врача; приводит к осложнению заболевания, а иногда инвалидности и гибели больного… Использование самолечения в капиталистических странах объясняется дороговизной медпомощи, а также неконтролируемой пропагандой различных лекарственных средств. В СССР и других социалистических странах квалифицированная помощь бесплатна и доступна всему населению. Это создает условия для решительной борьбы с самолечением. Долг каждого сознательного человека – решительно отказаться от самолечения»...

Девушка_ЛС

Необходимость правового регулирования самолечения в России диктуется широко распространенной в стране практикой самолечения рецептурными лекарственными средствами, приобретаемыми в аптечных учреждениях без рецептов. Исследованиями, проведенными под руководством Л.С. Страчунского, по изучению распространенности самолечения антибиотиками в России показано, что эта группа препаратов широко используется для самолечения (до 86,4% респондентов). Приобретение антибиотиков осуществляется в аптечных учреждениях без рецептов. Отмечена низкая информированность населения об антибиотиках и отсутствие качественной информации о лекарствах. У трети обследованных семей в аптечках были препараты с истекшим сроком годности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами самолечения и применения безрецептурных лекарственных средств, отмечают особенности этой проблемы, характерные для Российской Федерации.

К ним относятся:

  • слабая информированность населения о возможностях использования самолечения;
  • отсутствие знаний об эффективном и безопасном применении лекарственных средств для самолечения;
  • низкое качество имеющейся информации по вопросам самолечения;
  • недостаточная подготовка фармацевтических работников по вопросам реализации концепции ответственного самолечения;
  • нарушение требований, регулирующих рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных средств фармацевтическими учреждениями;
  • использование для самолечения средств и методов, не имеющих доказательной базы по их эффективности и безопасности;
  • слаборазвитая государственная система пропаганды здорового образа жизни.

Наличие проблем, связанных с реализацией практики самолечения, было признано Министерством здравоохранения РФ и созданы некоторые правовые основы применения лекарственных средств для самолечения.

Так, ст. 32 ранее имевшего силу Федерального закона «О лекарственных средствах» (от 22.06.98 №86-ФЗ — далее ФЗ-86) «Порядок розничной торговли лекарственными средствами» определялся порядок реализации ЛС в аптечных учреждениях:

  • п. 2 — «Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут также продаваться в аптечных магазинах и аптечных киосках»;
  • п. 3 — «Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет... Дополнение к Перечню публикуется ежегодно».

В ныне действующем Федеральном законе от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — ФЗ-61) данные положения отсутствуют.

Весьма важным фактором, определяющим правильность применения лекарств, является наличие доступной и объективной информации о лекарственном средстве. Наличие в широкой продаже огромного количества справочной литературы по лекарственным средствам объективно усложняет процедуру выбора эффективных и безопасных лекарств. Это объясняется низким качеством большей части информационных материалов.

В то же время в ст. 43 ФЗ-86 был определен порядок информационного сопровождения лекарств. Исходя из требований этого закона, вся информация о лекарственных средствах должна была соответствовать требованиям государственного информационного стандарта. При этом информация о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных средств, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств.

Еще одним элементом нормативного регулирования самолечения является отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, введенный в действие приказом МЗ РФ от 04.03.03 (в ред. приказа МЗ и СР от 23.08.04 №92, от 13.09.05 №576, от 18.04.07. №278, с изменениями, внесенными решением ВС РФ от 11.09.03 №ГКПИ 03-607, приказ МЗ РФ от 30.01.04 №31).

В данном документе функциями аптек и аптечных пунктов являются:

  • оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;
  • предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях.

Определение роли фармацевтического работника в реализации концепции ответственного самолечения нашло свое отражение в Этическом кодексе фармацевтического работника.

В разделе 2 Кодекса (ст. 2.2) записано: «Фармацевтический работник должен всегда сообщать необходимую информацию о лекарственных средствах пациенту. Право пациента получить, и долг фармацевтического работника сообщить всю необходимую информацию о лекарственных средствах (способ, время и частота приема, хранение в домашних условиях и др.)».

В этом же документе в разделе 3 «Фармацевтический работник и врач» указывается, что «фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств, так как он не знает индивидуальных особенностей организма больного и течения заболевания». Эта позиция еще раз подчеркивает пределы компетенции провизора и фармацевта в обеспечении лечебных мероприятий.

Для реализации прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы в Российской Федерации в 2006 г. был принят Федеральный закон «О рекламе». Кроме общих положений о том, что «реклама должна быть добросовестной и достоверной», этот закон содержит требования к рекламе ЛС, изделий медицинского назначения (ИМН) и медицинских услуг (ст. 24), а также к рекламе биологически активных добавок (БАД) и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25). Появление этого закона уменьшило негативное воздействие агрессивной рекламы на граждан, но, тем не менее, не сняло окончательно эту проблему в связи с нечеткостью ряда требований и широкой практикой представления рекламной информации по препаратам, не имеющим доказательной базы.

Особая роль в реализации концепции ответственного самолечения отводится структурам, занимающимся продвижением лекарственных препаратов. Их деятельность по распространению информации о лекарствах, способствующая росту их продаж, не должна стимулировать эмоциональную мотивацию приобретения лекарственных средств, а влиять на рациональную покупку препаратов, основанную на понимании необходимости лечения данным лекарством. Этой цели служит Кодекс маркетинговой практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), принятый ее членами еще в 1998 г. (в новой редакции — в 2006 г.).

В общих положениях Кодекса записано, что продвижение фармацевтического продукта «...должно способствовать надлежащему применению фармацевтического продукта путем объективного представления данных о нем без преувеличения свойств». В разделе 2.3 «Стандарты рекламной информации» определено, что рекламная информация должна быть «ясной, разборчивой, взвешенной, честной, объективной и достаточно полной, чтобы у ее адресата могло быть сформировано объективное мнение о терапевтической ценности фармацевтического продукта, о котором идет речь».

И, наконец, мы обращаемся к Федеральному закону от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (одобрен Советом Федерации 09.11.11), в котором пристальное внимание по рассматриваемой нами теме нужно обратить на статьи главы 1 «Общие положения»:

  • Ст. 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона;
  • Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (п. 2 — охрана здоровья граждан);
  • Ст. 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

  • Ст. 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
  • Ст. 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья;
  • Ст. 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни;
  • Ст. 31. Первая помощь.

В вышеуказанном документе записано: «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья». Но термин «ответственное самолечение» нигде не присутствует. Специалисты здравоохранения должны понимать, что самолечение — это реалии сегодняшнего общества. Следует позитивно оценивать потенциальный ресурс этого явления и широко использовать его для сохранения здоровья пациентов.

Сложившуюся практику самолечения следует сделать действительно ответственной, обеспечивающей эффективное и безопасное применение лекарственных средств для оказания само– и взаимопомощи. Следует внести дополнения в ФЗ-61и в ФЗ-323, регулирующие ответственное самолечение.

И тогда наша деятельность будет не просто деятельностью энтузиастов, понимающих важность и значимость данной проблемы. Это будет деятельность, определенная российскими законами, которые принимают и утверждают депутаты во благо наших сограждан.

___________

* Шамина Яна Анатольевна, аспирант кафедры клинической фармакологии КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» Минздрава Хабаровского края.

Выступление на мероприятии в рамках XX Российского национального конгресса «Человек и лекарство».

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Медицинские кадры: как сохранить доступное лечение

Национальное здравоохранение испытывает колоссальный кадровый голод. Сегодня стране не хватает врачей, фельдшеров, медицинских сестер.

Как повысить доступность АРВ-терапии

В марте к министру здравоохранения М.А. Мурашко и главе ФМБА В.И. Скворцовой обратились участники "Пациентского контроля" — движения, защищающего интересы пациентов с ВИЧ и иными серьезными заболеваниями.

Минздрав отчитался и наметил перспективы

Министр здравоохранения М.А. Мурашко на минувшей неделе отчитался перед депутатами Комитета по охране здоровья Государственной думы, рассказав о результатах и направлениях работы, в том числе в сфере фармацевтической помощи.

Службу "03" нужно срочно спасать

"Скорая помощь" задыхается от нехватки кадров. Решить эту проблему предложено посредством организационных мер, а именно — уточнения профстандарта для врача скорой медпомощи. Проект соответствующего документа подготовил Минтруд.

Дополнение перечней лекарств одобрено Минздравом

На заседании специальной комиссии МЗ РФ по вопросам составления ключевых списков лекпрепаратов одобрено предложение дать статус ЖНВЛП всем заявленным наименованиям. Некоторые препараты для лечения пациентов с рассеянным склерозом — дивозилимаб (в форме концентрата) и сампэгинтерферон бета-1а (в виде раствора) — предложено внести в состав списка "четырнадцати нозологий".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban