Статьи подрубрики правовая поддержка:

 
Logic_2021
Что происходит на рынке БАД
РегЛек_баннер
КонгрессТерапевт_бан
ФинЗдрав  
   

ОХРАНА ТРУДА В АПТЕКЕ

Как правильно организовать работу по охране труда в аптечной организации, рассказала на своем вебинаре Фарида Самигуллина, доцент кафедры фармакологии и фармации ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, к.фарм.н.

Законодательные акты, регулирующие охрану труда:

  • Конституция РФ (ст. 37);
  • Трудовой кодекс РФ (гл. 33–36);
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных нарушениях (КоАП);
  • Федеральный закон от 21.12.94 №69-ФЗ "О пожарной безопасности",

а также подзаконные акты:

  • государственные стандарты безопасности труда;
  • санитарные правила и нормы;
  • строительные нормы и правила;
  • инструкции по безопасности и др.

Любое предприятие, которое организует работу по охране труда, может пользоваться, прежде всего, приказом Минтруда от 19.08.16 №438н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда".

farmacevt

Организация работы по охране труда в аптечной организации:

  • организация службы охраны труда в аптеке;
  • организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов;
  • оформление нормативных правовых актов по охране труда;
  • проведение специальной оценки условий труда рабочих мест;
  • организация медицинских осмотров.

1. Организация службы охраны труда в аптеке

Ответственность по охране труда в организации возлагается на работодателя. В организации численностью более 50 чел. создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, численностью 50 чел. и менее — решение о введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем.

Основными задачами службы охраны труда являются организация работы по охране труда, профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний, осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда, консультирование работников по вопросам охраны труда.

2. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов

Эта сфера регулируется постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 №1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда".

Все работники аптеки должны проходить инструктаж в области охраны труда. Инструктаж подразделяют на вводный (в аптеке должен быть отдельный журнал регистрации вводного инструктажа), первичный на рабочем месте (до начала производственной деятельности), повторный (каждые полгода, также необходимо вести журнал регистрации), внеплановый (при введении новых стандартов по охране труда, при изменении технологического процесса, при нарушении работниками требований безопасности труда, по требованию органов надзора) и целевой (при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности: ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф).

3. Оформление локальных нормативных правовых актов по охране труда

Регламентирующие документы — постановление Правительства РФ от 27.12.10 №1160 и Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утв. Минтрудом России 13.05.04. В аптечной организации должны быть разработаны типовые инструкции по охране труда и инструкции по охране труда для работников (на основе штатного расписания).

Требования к инструкции по охране труда: конкретность; не должно быть требований, не связанных с вопросами охраны труда; должна иметь наименование и номер; согласована с профсоюзной организацией и службой охраны труда; подписана и утверждена руководителем организации. Пересмотр инструкции производится не реже одного раза в 5 лет.

4. Проведение специальной оценки условий труда рабочих мест (СОУТ)

Проводится для выявления вредных и опасных производственных факторов. По результатам проверки СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах, подтверждается или отменяется право предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на работах с опасными и вредными условиями труда. Среди основных документов — Федеральный закон от 28.12.13 №426 "О специальной оценке условий труда".

Для идентификации и измерения вредных производственных факторов привлекается специализированная организация, которая должна входить в реестр организаций, проводящих СОУТ, размещенный на официальном сайте Минтруда РФ.

СОУТ проводится согласно приказу Минтруда РФ от 24.01.14 №33н.

Существуют 4 класса условий труда:

  • Первый — оптимальные условия труда.
  • Второй — допустимые условия труда (воздействие негативных факторов в пределах установленных норм).
  • Третий — вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов и их негативным воздействием на организм.
  • Четвертый — опасные (экстремальные) условия труда, при которых в течение рабочей смены создается угроза для жизни. Есть большой риск профессиональных заболеваний. Такой класс не определяется в аптеке.

Что касается особенно розничных аптек, если по результатам идентификации вредные факторы не выявлены или условия труда по результатам измерений вредных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.20 №503-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" декларация соответствия стала бессрочной. Это означает, что работодатели смогут экономить на спецоценке. Декларация действует, пока на рабочем месте нет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, нарушения требований охраны труда.

5. Организация медицинских осмотров

Проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.03.21 №29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров".

С 1 апреля 2021 г. начнет действовать новый Порядок проведения медосмотров, а также Перечень факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры.

Основные изменения коснулись порядка проведения медосмотров:

  • закреплена возможность оформления и обмена электронными документами;
  • добавлены реквизиты, которые нужно прописывать в направлении на медосмотр;
  • направлять в Роспотребнадзор список сотрудников на медосмотр нужно только организациям пищевой промышленности, медицинским организациям;
  • работодателям разрешили в рамках медосмотров организовать первый этап диспансеризации или профмедосмотра, чтобы эти результаты учитывались врачебной комиссией при подготовке медицинского заключения. Эти дополнительные процедуры будут проводиться за счет средств ОМС, а не работодателя.

Работники, не прошедшие предварительный или периодический медосмотр и не оформившие медицинскую книжку, к работе не допускаются.

Согласно ст. 223 Трудового кодекса РФ организации обязаны иметь комплект аптечки для оказания первой медицинской помощи. Требования к комплектации аптечки находятся в приказе Минздравсоцразвития РФ от 05.03.11 №169н. В скором времени приказ обновится. Отсутствие аптечки может привести к штрафам или приостановке действия организации до 90 суток.

По материалам вебинара "Актуальные вопросы охраны труда в аптечной организации" (организатор: Фармацевтическая ассоциация Санкт–Петербурга)

 

Гончарова Анна
19.03.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
Logic_2021
Что происходит на рынке БАД
РегЛек_баннер
КонгрессТерапевт_бан
ФинЗдрав  
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться