21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Безопасность и совместимость лекарств

Под тенью зонтика… реклама рецептурных ЛС

Схожесть названий, цвета упаковок лекарственных средств и даже шрифта с легкостью запутывают неискушенного покупателя.

В Федеральной антимонопольной службе на совместном заседании экспертных советов по законодательству о рекламе и развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении обсудили тонкости введения в заблуждение потребителей рекламой, где под видом безрецептурных лекарств и БАД подчас представлены лекарства, отпускаемые по рецепту.

После запрета рекламы рецептурных препаратов для широкой публики, за исключением размещения в специализированных СМИ, а также в формате конференций и выставок с участием врачей и фармацевтов, ФАС не сразу научилась разбираться и находить доказательства нарушений такого положения. По словам начальника отдела контроля законодательства о рекламе ФАС Ирины Василенковой, ситуация поменялась, и в 2014 г. ведомство возбудило два дела по признакам нарушения закона "О рекламе", связанных с проблемой рекламирования рецептурных лекарственных препаратов под видом безрецептурных и биологически активных добавок (БАД). Препараты, ставшие «героями» одного из дел, отличаются в названии лишь приставкой "лайт". «Зачастую потребители не обладают специальными знаниями в этой сфере и могут воспринимать приставку "лайт", "мини", "слим" как более облегченную версию рецептурного лекарственного препарата, — отметила И.И. Василенкова. — При этом в рецептурном и безрецептурном лекарственном средстве может быть одно и то же действующее вещество, а различие существует только в выпускаемой дозировке".

Поначалу вяло текущую дискуссию оживили слова начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева о том, что на самом деле эта тема тяжелая, кричать бы о ней надо. По статистике, в России на первом месте смертность от сердечно–сосудистых заболеваний, а вот данных, какое количество людей погибает от неправильного применения лекарственных средств, у нас нет. В США, где объем рецептурных препаратов в 2 раза больше, чем в России, а надзор за их применением гораздо строже и эффективнее, ежегодно 100 тыс. человек гибнут от некорректного применения ЛС (5–е место среди показателей смертности).

"Даже безрецептурный лекарственный препарат представляет опасность для людей. А некоторые способы маркетинговой политики коммерческих структур, строящиеся на запутывании потребителя, наносят ущерб здоровью людей", — сказал Т.В. Нижегородцев.

Много лет предметом его критики является попавшая в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (№29-ФЗ от 02.01.2000. — Прим. ред.) формулировка "биологически активная добавка", странная, по мнению Т.В. Нижегородцева. Если, по его словам, "покрошить стол, за которым мы сидим, в мелкую крошку, он тоже будет иметь биологическую активность. Вопрос, полезна ли она, или нет? Это породило по всей стране невероятно недобросовестную практику и в сфере рекламы, и применения БАД под видом лекарств".

ФАС неоднократно предлагала сделать добавки частью мира лекарственных препаратов, а производителям в ходе клинических исследований доказать эффективность их продукции. "Большинство зарегистрированных Роспотребнадзором БАД просто не пройдут эту процедуру, потому что никакой полезной биологической активности нет", — уверен Тимофей Витальевич.

Представитель Роспотребнадзора, один из участников дискуссии, отметила, что в этом отношении есть законодательный пробел. Государственная регистрация БАД, которые отнесены к специализированной пищевой продукции, проводится Евразийской экономической комиссией, наднациональным органом, на который требования национального законодательства в отношении БАД не распространяются. БАД не являются лекарственными средствами.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

Эксперты рассмотрели рекламу рецептурного лекарственного средства "Орсотен", безрецептурного "Орсотен Слим" и БАД "Орсослим". Закон "О рекламе" запрещает распространение одного товара под видом другого, реклама которого ограничена (в данном случае рецептурного препарата). Но такой уловкой (завуалированная, суррогатная реклама, или зонтичная) активно пользовались производители алкоголя, когда попали под запрет рекламы в СМИ. Теперь она распространилась на лекарственные средства.

"Важно понять, насколько целесообразно БАД, нерецептурные и рецептурные препараты называть одинаково. Возможно, имеет смысл хотя бы на начальном этапе совместить процесс регистрации лекарственных средств и БАД, — сказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров. — Нередки случаи, когда начинают регистрировать лекарственный препарат, потом понимают, что процесс будет затруднительным, долгим и материально затратным, и решают дальше препарат с неизвестным терапевтическим эффектом предлагать как БАД".

Следующим вопросом стало обсуждение рекламы лекарственного средства "Редуксин", БАД "Редуксин Лайт" и "Редуксин Лайт — Усиленная формула". Какие бы аргументы ни выдвигали представители компаний–производителей всех представленных препаратов (и заинтересованность конкурентов в снижении продаж их продукции, и отказ считать свою рекламу суррогатной, и даже возможность каждому из присутствующих подержать в руках и внимательно рассмотреть упаковки препаратов), они не возымели действия.

Большинство экспертов пришли к выводу о наличии признаков нарушений закона «О рекламе», отметив наличие сходства в оформлении упаковки, используемой гарнитуры при написании наименования товара.

К тому же "Редуксин", как отметил А.Б. Кашеваров, содержит опасное вещество сибутрамин, вызывающее побочные эффекты, в частности, воздействующее на зону головного мозга, которая отвечает за работу сердца.

"Сибутрамин приличные производители во всем мире убрали с рынка. Было много тяжелых последствий после его употребления. Защитите глупых людей, которые могут случайно рецептурный препарат съесть. Переименуйте. Можно купить опасное лекарство, которое невнимательному потребителю, может, и противопоказано", — обратился А.Б. Кашеваров к аудитории.

За последние 3 года рынок препаратов для похудения в нашей стране вырос до 7,5 млрд руб.

В ходе обсуждения участники совещания подтвердили существование обсуждаемой проблемы (схожесть рекламируемых лекарственных препаратов вплоть до смешения), предложив в качестве возможного решения государственный контроль и саморегулирование отрасли, а также наведение порядка в сфере составления инструкций к препаратам. Требует решения и вопрос бесконтрольного доступа потребителей к рецептурным препаратам в аптеках. Экспертный совет решил продолжить обсуждение вопроса в наступившем году.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики безопасность и совместимость лекарств:
Единый рынок ЕАЭС: О "правил игры" в сфере оборота ЛС

ч. 2 Бывший председатель Фармакопеи США Кит Джонсон говорил, что "лекарственное средство — это химическое соединение + информация о его применении". Очень важно, не только что за информация представлена в листке–вкладыше для потребителя, но и то, как она представлена.

Единый рынок ЕАЭС: о "правилах игры" в сфере оборота ЛС

С мая 2017 г. в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — России, Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии — начали действовать общие правила обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Дженерики или оригиналы? Думайте сами, решайте сами…

В аптеках всего мира наравне с оригинальными лекарственными препаратами продаются дженерики — по определению, это лекарственный препарат, который по своему предназначению может заменить инновационное лекарство. В чем разница и что выбрать?

Фармацевтический бизнес: деньги или здоровье? (ч. 2)

"Большая фарма", как именуют транснациональные фармацевтические корпорации США, Европы и Японии, продолжает сохранять тренд на введение в заблуждение врачей и пациентов.

Фармацевтический бизнес: деньги или здоровье?

Сфера обращения лекарственных средств как один из важнейших сегментов народнохозяйственной деятельности едина в трех ипостасях.

Специализированные
мероприятия