27.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
27.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Как этого избежать, рассказывают представители юридической компании "Пепеляев групп" — партнер, руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" Константин Шарловский и младший юрист Алина Лимонова.

Шарловский Константин

Из общего определения — реклама предназначена для широкой аудитории, ее цель — привлечь внимание к конкретному товару или услуге и поддерживать его. Рекламой не считаются справочно–информационные и аналитические материалы (например, интернет–каталоги, отзывы покупателей) и информация о товарах и услугах с официального сайта или из соцсетей производителя или продавца.

Лимонова Алина

Помимо этого, к рекламе не относятся объявления от физических или юридических лиц, если они не связаны с предпринимательской деятельностью, а также «органичная интеграция» в произведение искусства.

Следует учитывать, что отнесение информации к рекламе во многом зависит от ее содержания и обстоятельств размещения, поэтому каждый такой случай индивидуален.

В случае с маркетплейсами ФАС России поясняет, что размещаемая на них информация о товарах не считается рекламой, если ее подача не отличается от общего вида сайта. Визуально выделенные сведения относятся к рекламе.
Общие требования к рекламе лекарств во многом совпадают с требованиями к другим группам товаров. Главное — добросовестность, достоверность и полнота информации. Запрещается использовать оскорбительные образы и выражения, порочить репутацию конкурента, указывать ложные сведения о любых характеристиках товара.

Реклама лекарств на ТВ

Рекламное сообщение должно содержать всю информацию о товаре, условиях его приобретения и использования. В рекламе лекарств запрещено использовать образы врачей и фармацевтов.

Что еще нельзя делать, размещая рекламу:

  • Ссылаться на конкретные случаи излечения при приеме препарата (это допускается только в специализированной рекламе для HCPs).
  • Выходить за пределы показаний инструкции. Информация о характеристиках должна подтверждаться инструкцией, клиническими рекомендациями и стандартами медпомощи, утвержденными Минздравом.
  • Некорректно сравнивать свой продукт с другими. При сравнении нескольких лекарств необходимо проводить его по сопоставимым характеристикам, руководствуясь научно обоснованными данными.
  • Гарантировать эффективность.
  • Создавать впечатление, что производимый препарат необходимо принимать всем.
  • Выдвигать предположения, что у адреса рекламы есть болезнь или ее симптомы.

Если говорить о рекламе БАД, то их нельзя позиционировать как лекарства, а также в качестве замены полноценного рациона. Помимо этого, в ней нельзя создавать впечатление о преимуществах добавок, ссылаясь на данные регистрационных исследований.

Государственная маркировка рекламы

С 2022 года во избежание теневого оборота денежных средств от рекламы была введена ее госмаркировка. Компании, подающие и размещающие рекламу, регистрируют ее в системе Медиаскаут, получают код и отправляют его в Роскомнадзор.

Чтобы не попасть в "черный список"

В компетенции ФАС надзор за общими требованиями к рекламе лекарственных препаратов, БАДов, медизделий и т.п. За их нарушение ведомство штрафует и рекламодателя, и рекламораспространителя.

Роскомнадзор штрафует за непредоставление данных о рекламе не предоставляются в систему ее маркировки, а также если нарушаются обязанности по файлингу информации со стороны ОРД.

Что касается онлайн-рекламы и ее маркировки, то Константин Шарловский отмечает следующие тенденции: ее количество не увеличилось, разъяснения контролеров следует учитывать, однако они не являются истиной последней инстанции, а субъективный характер норм в большинстве случаев не позволяет исключить риск, поэтому безопаснее использовать маркировку во всех подходящих для этого случаях.

По материалам вебинара "Реклама фармацевтической продукции: средняя температура по больнице"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фарминдустрия: тренды и задачи

Фармотрасль в условиях "турбулентности" изменилась и благодаря, а не вопреки, нарастила мощности, объемы производства, номенклатуру продукции, усилила свои компетенции. 

Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban