27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Как этого избежать, рассказывают представители юридической компании "Пепеляев групп" — партнер, руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" Константин Шарловский и младший юрист Алина Лимонова.

Шарловский Константин

Из общего определения — реклама предназначена для широкой аудитории, ее цель — привлечь внимание к конкретному товару или услуге и поддерживать его. Рекламой не считаются справочно–информационные и аналитические материалы (например, интернет–каталоги, отзывы покупателей) и информация о товарах и услугах с официального сайта или из соцсетей производителя или продавца.

Лимонова Алина

Помимо этого, к рекламе не относятся объявления от физических или юридических лиц, если они не связаны с предпринимательской деятельностью, а также «органичная интеграция» в произведение искусства.

Следует учитывать, что отнесение информации к рекламе во многом зависит от ее содержания и обстоятельств размещения, поэтому каждый такой случай индивидуален.

В случае с маркетплейсами ФАС России поясняет, что размещаемая на них информация о товарах не считается рекламой, если ее подача не отличается от общего вида сайта. Визуально выделенные сведения относятся к рекламе.
Общие требования к рекламе лекарств во многом совпадают с требованиями к другим группам товаров. Главное — добросовестность, достоверность и полнота информации. Запрещается использовать оскорбительные образы и выражения, порочить репутацию конкурента, указывать ложные сведения о любых характеристиках товара.

Реклама лекарств на ТВ

Рекламное сообщение должно содержать всю информацию о товаре, условиях его приобретения и использования. В рекламе лекарств запрещено использовать образы врачей и фармацевтов.

Что еще нельзя делать, размещая рекламу:

  • Ссылаться на конкретные случаи излечения при приеме препарата (это допускается только в специализированной рекламе для HCPs).
  • Выходить за пределы показаний инструкции. Информация о характеристиках должна подтверждаться инструкцией, клиническими рекомендациями и стандартами медпомощи, утвержденными Минздравом.
  • Некорректно сравнивать свой продукт с другими. При сравнении нескольких лекарств необходимо проводить его по сопоставимым характеристикам, руководствуясь научно обоснованными данными.
  • Гарантировать эффективность.
  • Создавать впечатление, что производимый препарат необходимо принимать всем.
  • Выдвигать предположения, что у адреса рекламы есть болезнь или ее симптомы.

Если говорить о рекламе БАД, то их нельзя позиционировать как лекарства, а также в качестве замены полноценного рациона. Помимо этого, в ней нельзя создавать впечатление о преимуществах добавок, ссылаясь на данные регистрационных исследований.

Государственная маркировка рекламы

С 2022 года во избежание теневого оборота денежных средств от рекламы была введена ее госмаркировка. Компании, подающие и размещающие рекламу, регистрируют ее в системе Медиаскаут, получают код и отправляют его в Роскомнадзор.

Чтобы не попасть в "черный список"

В компетенции ФАС надзор за общими требованиями к рекламе лекарственных препаратов, БАДов, медизделий и т.п. За их нарушение ведомство штрафует и рекламодателя, и рекламораспространителя.

Роскомнадзор штрафует за непредоставление данных о рекламе не предоставляются в систему ее маркировки, а также если нарушаются обязанности по файлингу информации со стороны ОРД.

Что касается онлайн-рекламы и ее маркировки, то Константин Шарловский отмечает следующие тенденции: ее количество не увеличилось, разъяснения контролеров следует учитывать, однако они не являются истиной последней инстанции, а субъективный характер норм в большинстве случаев не позволяет исключить риск, поэтому безопаснее использовать маркировку во всех подходящих для этого случаях.

По материалам вебинара "Реклама фармацевтической продукции: средняя температура по больнице"

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Правовые вызовы для рынка: все преодолимо

Нынешнюю геополитическую ситуацию стабильной не назовешь, однако у отечественного фармрынка получается не просто к ней приспосабливаться, но и искать новые пути развития, особенно в части выпуска препаратов и экспорта в дружественные страны.

Трудное возрождение производственных аптек

С развитием персонализированной медицины возобновление работы производственных аптек — необходимая мера. Исключительно они могут обеспечить подходящими препаратами тех пациентов, кому не подойдут обычные составы и дозировки.

Тепличные условия фарме не нужны

Программа "Фарма-2020" успешно реализована, что признается всеми участниками рынка, наступила очередь решения задач, поставленных Стратегией "Фарма-2030". Представители регуляторных органов и бизнеса обсудили меры государственной поддержки фармотрасли и проблемы защиты интеллектуальной собственности.

Трансформация рынка БАД и тренд на его увеличение

Популяризация здорового образа жизни, забота о состоянии здоровья и иммунитета, борьба со стрессовыми состояниями, особенно после пандемии Covid-19, лишь подстегнула интерес людей к биологическим активным добавкам к пище (БАД). Существенно заметен рост продаж пробиотиков, поливитаминов, антиоксидантов, коллагенов, продуктов для здоровья суставов, а также витаминов, в частности, группы B и магния.

Влияние искусственного интеллекта на фармдизайн

Фармацевтическим дизайном называется интеллектуальная деятельность, направленная на поиск и создание материального продукта (вещества), который при взаимодействии с соответствующей биологической мишенью формирует лечебный эффект, целью которого является достижение физиологического и духовного комфорта (излечения) пациента, пребывающего в состоянии патологии (болезни).

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma