Практика ФАС России по проверкам крупных компаний отрасли
Ситников Александр Александрович
Управляющий директор, партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс»
Существующее в нашей стране антимонопольное законодательство предусматривает наказание не только юридических, но и физических лиц. Например, однократное участие в картельном сговоре, когда заключается соглашение с конкурентами о поддержании согласованного уровня цены, вне зависимости от доли рынка сразу влечет за собой уголовную ответственность по 178 статье УК. В особо тяжких случаях, когда такими действиями причиняется значительный ущерб, она может достигать 7 лет лишения свободы. В фармотрасли таких прецедентов пока нет, однако в других отраслях, в частности в угольной, уже имеются.
Антитраст самая важная на сегодняшний день область развития законодательства в мире. Потому что в условиях естественной концентраций любого рынка государство крайне заинтересовано в том, чтобы компании не злоупотребляли своим доминирующим положением.
Есть несколько видов важнейших нарушений:
- участие в согласованных действиях и соглашениях. Соглашение предполагает наличие устной или письменной договоренности о совместном повышении цены, в то время как участие в согласованных действиях не предполагает наличие формальной договоренности. Последнее сегодня исключено из состава уголовных преступлений, однако влечет за собой штраф в размере до 15% годовой выручки компании.
- злоупотребление доминирующим положением – это когда компания, занимающая доминирующее положение на рынке, на взгляд регулятора необоснованно повышает цены вне связи с затратами или объективной ситуации на рынке.
Среди менее злостных нарушений — недобросовестная реклама и сговор на торгах.
Необходимо помнить, что ответственность будет нести не компания или ее руководитель, а конкретное лицо, допустившее указанные нарушения.
В качестве примера докладчик привел конкретные показательные примеры подобных нарушений в фармотрасли, которые были рассмотрены антимонопольными органами и по которым вынесены предписания об устранении нарушений. В частности, дело в отношении компании «Джонсон и Джонсон» о координации экономической деятельности с целью завышения цены на один из своих продуктов, а также дело фирмы «Нова Нордикс» по поводу уклонения от заключения договоров на поставки лекарственных препаратов.
Первое дело при определенных нарушениях может попасть как под категорию согласованных действий, так и под категорию картельного соглашения, а значит уголовных правонарушений. Это самые развитые на сегодняшний день категории. Причем обвинение в подобном нарушении может последовать даже при отсутствии конкретных доказательств. Поэтому все компании должны строго следить за ценообразованием и ссылаться на свои внутренние факторы при установлении цен или на изменение рыночной ситуации и ни в коем случае на поведение конкурентов.
Во втором случае, нарушения которые допустила компания, по сути дела управляя своей возможностью отказывать в заключении дилерских соглашений с дилерами, являются абсолютно репрезентативными. Любая компания стремится к тому, чтобы сделать для себя свободным выбор — с кем работать, с кем не работать. Поскольку в фармотрасли в силу уникальности многих препаратов, доля рынка компании может быть доказана антимонопольным регулятором как доминирующая (более 35%), такие положения политик недопустимы и являются нарушением.
Чтобы избежать проблем с антимонопольным регулятором, компания должна соблюдать несколько важных условий.
Во–первых, необходимо знать свою долю рынка. Доминирование (свыше 35%) или корректированное доминирование (от 8%) на рынке уже накладывает существенные ограничения на свободу отношений с контрагентами. При этом надо учитывать, что методики подсчета маркетинговых служб и антимонопольных органов могут существенно отличаться. Поэтому при подобных подсчетах принципиально важно руководствоваться приказами и положениями антимонопольного регулятора.
Фармотрасль сегодня находится в прекрасных условиях, поскольку контроль со стороны антимонопольного регулятора по закону о защите конкуренции носит чрезвычайно либеральный характер. Этому способствуют экспертные советы, обучение, демонстрация лучших практик и т.д.
Федеральная антимонопольная служба полагает, что сфера антимонопольного контроля будет расширяться. Если сегодня речь идет только о защите конкуренции и недопустимом поведении на рынке, то в ближайшее время в фармотрасли появится специальное ограничение, которое будет зафиксировано в законе об обращении лекарственных средств, основах законодательства о защите здоровья населения, поправках в Кодекс об административных правонарушениях, на взаимодействие медицинских представителей и медицинских компаний.
По материалам конференции АРФП, 31.03.11