26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Практика ФАС России по проверкам крупных компаний отрасли

Россия является очень привлекательным рынком для фармкомпаний. На сегодняшний день антимонопольный регулятор рынка, наверное, самый либеральный, поскольку, несмотря на колоссальное количество раскрываемых недопустимых антимонопольных практик (злоупотребление доминирующим положением, участие в согласованных действиях и запрещенных соглашениях), количество санкций, предъявляемых к участникам отрасли антимонопольным регулятором на сегодняшний день минимально и носит исключительно характер формирования практики.

Ситников Александр Александрович
Управляющий директор, партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс»

Существующее в нашей стране антимонопольное законодательство предусматривает наказание не только юридических, но и физических лиц. Например, однократное участие в картельном сговоре, когда заключается соглашение с конкурентами о поддержании согласованного уровня цены, вне зависимости от доли рынка сразу влечет за собой уголовную ответственность по 178 статье УК. В особо тяжких случаях, когда такими действиями причиняется значительный ущерб, она может достигать 7 лет лишения свободы. В фармотрасли таких прецедентов пока нет, однако в других отраслях, в частности в угольной, уже имеются.

Антитраст  самая важная на сегодняшний день область развития законодательства в мире. Потому что в условиях естественной концентраций любого рынка государство крайне заинтересовано в том, чтобы компании не злоупотребляли своим доминирующим положением.

Есть несколько видов важнейших нарушений:

  • участие в согласованных действиях и соглашениях. Соглашение предполагает наличие устной или письменной договоренности о совместном повышении цены, в то время как участие в согласованных действиях не предполагает наличие формальной договоренности. Последнее сегодня исключено из состава уголовных преступлений, однако влечет за собой штраф в размере до 15% годовой выручки компании.
  • злоупотребление доминирующим положением – это когда компания, занимающая доминирующее положение на рынке, на взгляд регулятора необоснованно повышает цены вне связи с затратами или объективной ситуации на рынке.

Среди менее злостных нарушений — недобросовестная реклама и сговор на торгах.

Необходимо помнить, что ответственность будет нести не компания или ее руководитель, а конкретное лицо, допустившее указанные нарушения.

В качестве примера докладчик привел конкретные показательные примеры подобных нарушений в фармотрасли, которые были рассмотрены антимонопольными органами и по которым вынесены предписания об устранении нарушений. В частности, дело в отношении компании «Джонсон и Джонсон» о координации экономической деятельности с целью завышения цены на один из своих продуктов, а также дело фирмы «Нова Нордикс» по поводу уклонения от заключения договоров на поставки лекарственных препаратов.

Первое дело при определенных нарушениях может попасть как под категорию согласованных действий, так и под категорию картельного соглашения, а значит уголовных правонарушений. Это самые развитые на сегодняшний день категории. Причем обвинение в подобном нарушении может последовать даже при отсутствии конкретных доказательств. Поэтому все компании должны строго следить за ценообразованием и ссылаться на свои внутренние факторы при установлении цен или на изменение рыночной ситуации и ни в коем случае на поведение конкурентов.

Во втором случае, нарушения которые допустила компания, по сути дела управляя своей возможностью отказывать в заключении дилерских соглашений с дилерами, являются абсолютно репрезентативными. Любая компания стремится к тому, чтобы сделать для себя свободным выбор — с кем работать, с кем не работать. Поскольку в фармотрасли в силу уникальности многих препаратов, доля рынка компании может быть доказана антимонопольным регулятором как доминирующая (более 35%), такие положения политик недопустимы и являются нарушением.

Чтобы избежать проблем с антимонопольным регулятором, компания должна соблюдать несколько важных условий.

Во–первых, необходимо знать свою долю рынка. Доминирование (свыше 35%) или корректированное доминирование (от 8%) на рынке уже накладывает существенные ограничения на свободу отношений с контрагентами. При этом надо учитывать, что методики подсчета маркетинговых служб и антимонопольных органов могут существенно отличаться. Поэтому при подобных подсчетах принципиально  важно руководствоваться приказами и положениями антимонопольного регулятора.

Фармотрасль сегодня находится в прекрасных условиях, поскольку контроль со стороны антимонопольного регулятора по закону о защите конкуренции носит чрезвычайно либеральный характер. Этому способствуют экспертные советы, обучение, демонстрация лучших практик и т.д.

Федеральная антимонопольная служба полагает, что сфера антимонопольного контроля будет расширяться. Если сегодня речь идет только о защите конкуренции и недопустимом поведении на рынке, то в ближайшее время в фармотрасли появится специальное ограничение, которое будет зафиксировано в законе об обращении лекарственных средств, основах законодательства о защите здоровья населения, поправках в Кодекс об административных правонарушениях, на взаимодействие медицинских представителей и медицинских компаний.

По материалам конференции АРФП, 31.03.11

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия