Принятый в первом чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» значительно расширяет понятийный аппарат. Впервые в отечественном законодательстве появляются определения понятий «диагностика», «профилактика», «лечение», «пациент», «заболевание», «лечебное питание», «медицинское вмешательство», «орфанные» (редкие) заболевания», «паллиативная медпомощь» (подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, лечению боли, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки). Две последние позиции будут финансироваться также из федерального бюджета. В законопроекте есть отдельная статья о профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни. На мой взгляд, четкие дефиниции в данном случае позволят более качественно составлять федеральные программы по формированию здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий, а также дадут россиянам четкие ориентиры по сохранению собственного здоровья. Как это ни грустно, но, по данным соцопросов, почти 40% населения уверены, что здоровый образ жизни — это достаточно продолжительный сон и своевременный отдых.
Наконец–то на законодательном уровне будет закреплена приоритетность именно профилактики, а также ранней диагностики. Предотвратить заболевание легче и дешевле, чем затем долго сражаться с болезнью, тратя человеческие и финансовые ресурсы. Прописана обязанность первичного звена медицинской помощи (врачи общей практики, терапевты, педиатры) проводить работы по формированию мотиваций к здоровому образу жизни у пациентов.
На федеральном уровне будут урегулированы многие спорные вопросы вспомогательных репродуктивных технологий за счет государства. В частности, законопроектом предоставлено право на их использование (в т.ч. суррогатного материнства) парами, не состоящими в законном браке, а также незамужними женщинами. Эта новелла изменит жизнь миллионов россиян, поскольку из 42 млн российских семей 47% не имеют детей. 5 млн — по состоянию здоровья. Из них 3 млн при соответствующем лечении могут стать родителями. Единственным же выходом для бесплодных людей является суррогатное материнство. Но до сих пор правовой вакуум был причиной десятков вопиющих случаев отказов родителей от рожденного суррогатной матерью ребенка или шантажа со стороны суррогатной матери. Данный законопроект устанавливает четкий порядок: суррогатная мать вынашивает и рожает ребенка с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи половые клетки использовались для оплодотворения. Такая норма — первый шаг к защите прав ребенка, который появляется в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий. Сейчас пока ребенок не защищен от отказа от него и потенциальных родителей, и суррогатной матери.
На мой взгляд, в связи с этим серьезных изменений требует семейное законодательство. Необходимо закрепить в Семейном кодексе РФ положение, в соответствии с которым «заказчикам» должно быть запрещено отказываться от ребенка до момента его регистрации на свое имя в книге записей актов гражданского состояния.
В связи со сложной демографической ситуацией сократится число медицинских показаний к абортам (с 16 до 3). Аборты остаются в составе обязательного медицинского страхования. Но пока получается, что сокращение рождаемости происходит за счет налогоплательщиков. Частные же клиники берут до 6 тыс. руб. за аборт независимо от срока беременности. Каждый пятый аборт в нашей стране делается несовершеннолетней. Для них будут строиться специальные кризисные центры поддержки подростков и одиноких женщин, проводиться большая разъяснительная работа. Создаются специальные медицинские кадры по выхаживанию новорожденных весом даже 500 граммов. Благодаря федеральному финансированию путем ранней диагностики будут проводиться операции по ликвидации врожденных пороков плода даже внутриутробно.
Расставлены точки над и в дискуссиях относительно клонирования человека и эвтаназии. И то и другое в нашей стране под запретом! К тому же четко прописаны принципы охраны здоровья. Например, доступность медицинской помощи, которая обеспечивается как транспортной доступностью, так и возможностью выбора медицинской организации, врача и страховой компании. Таким образом, в условиях конкуренции повысится качество медицинской помощи. При этом зафиксирована недопустимость отказа в оказании медпомощи при угрозе жизни человека. Причем эта помощь оказывается безотлагательно и бесплатно.
В законопроекте прописана комплексная обязательность порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и тарифов на территории России всеми медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Впервые урегулировано функционирование частной медицины. Одним из элементов управления качеством и безопасностью деятельности в сфере охраны здоровья будет являться информационная система, призванная обеспечить учет деятельности в сфере охраны здоровья граждан, в т.ч. персонифицированный учет оказанных услуг. В информационных системах будет осуществляться сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах и организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также об осуществляемой ими медицинской деятельности и ее соответствия установленным на федеральном уровне требованиям.
Законодательно усилены требования к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. Если сейчас они работают на основании диплома и сертификации, т.е. с учетом прослушанных лекций и пройденных курсов, то с 2017 г. претенденты на должность медика или фармацевта обязаны будут иметь свидетельство об аккредитации специалиста, получаемое после прохождения процедуры определения соответствия готовности специалиста к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинского вмешательства в соответствии с утвержденными стандартами оказания медпомощи. Аккредитация будет осуществляться по окончании обучения по программам высшего, послевузовского или дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет. Таким образом, каждый врач лично будет отвечать за свою деятельность, а не лечебное учреждение.
Чтобы избежать лоббирования своей продукции фармкомпаниями, в законопроекте прописано: лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие или заменитель грудного молока, будет обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости рекомендуемого и о возможности получения его бесплатно. Кстати, последний социологический опрос показал, что более 60% россиян не хотят импортных лекарств, больше доверяют качеству отечественных. Законопроект предусматривает финансирование фармацевтических кластеров в регионах, строительство заводов по производству лекарственных препаратов, создание научной базы в регионах, создание условий для западных инвестиций, чтобы они способствовали производству на нашей земле не только упаковочного материала, но и лекарств. А пока мы на 90% зависим от западных субстанций.
Создаются предпосылки к созданию лекарственного страхования, программы возмещения средств льготным категориям граждан.
Наконец-то вводится норма о врачебной ошибке. Четко расписан механизм реализации контроля Минздрава за качеством оказания медпомощи. Решение о признании профессиональной ошибки будет приниматься коллегиально комиссией Минздрава по расследованию случаев причинения вреда жизни и здоровью пациентов. А ущерб пациенту предполагается возмещать за счет средств страхования. Данная норма будет реализована в рамках проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентом», который готовится сейчас к внесению в Государственную думу.
Законопроектом урегулированы и вопросы предоставления платных медицинских услуг, чему посвящена отдельная статья. Зафиксировано, что все виды медпомощи будут оказываться бесплатно, за исключением отдельных условий комфортности, некоторых видов косметической медицины и пластической хирургии. В целом вся первичная медицинская помощь, вся скорая помощь, стационарная специализированная помощь и включенная в нее высокотехнологичная медицинская помощь гарантированы государством. Впервые четко определены условия оказания платных медицинских услуг гражданам, соблюдение которых позволит разграничить их предоставление с бесплатной медицинской помощью.
Предусматривается право одного из родителей или законного представителя находиться с ребенком в возрасте до трех лет при оказании ему медпомощи в стационарных условиях на весь период его лечения, а для детей старше трех лет — при наличии социальных показаний с предоставлением родителю койко-места и питания – причем совершенно бесплатно, что прекратит вымогательство у родителей денег за пребывание с ребенком в стационаре.
Сейчас количество различных целителей и знахарей в стране достигло 800 тыс. чел., при том что врачей только 620 тысяч! Деятельность нетрадиционной медицины необходимо урегулировать. В данном законопроекте четко прописано: к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. А право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший диплом. Лично я как медик не могу не предупредить: одно дело, если с помощью народных средств лечиться от гриппа или ОРЗ, другое дело – полагаться только на них в случае, например, сердечнососудистых или онкологических заболеваний. Не надо оттягивать время визита к врачу, усугубляя заболевание, отрезая дорогу к выздоровлению. Многие больные приходят с запущенной формой рака именно потому, что в течение долгого времени занимались лечением у колдунов и ведунов. По данным российского онкологического научного центра, примерно 50% онкологических больных пытаются пролечиться вначале у знахарей.
И если в законопроекте прописано об обязанности (а не только полномочиях) государства заботиться о здоровье граждан, т.е. теперь есть статья и об обязанностях граждан относительно своего духовного, физического и психического состояния. В соответствии с ней мы все должны соблюдать законодательство об охране здоровья, бережно относиться к своему здоровью, а также к здоровью детей и окружающих. Мы должны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры, приучать своих детей к здоровому образу жизни. Лица, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников. И хотя санкций за невыполнение этих обязанностей не предусмотрено, но принцип ответственного отношения россиян к своему здоровью и здоровью своих детей таким образом закрепляется. Если на Западе среди жизненных приоритетов здоровье стоит на первом месте, у нас, увы, еще нет. Нет пока и специалистов по здоровому образу жизни, соответствующей методической литературы, новой системы охраны здоровья в связи с современными спортивными травмоопасными экстрим-увлечениями. Утрачена санитарно-просветительская работа на предприятиях и в учреждениях. Все это должно найти отражение в новом законопроекте по охране здоровья.
Состоялось второе парламентское слушание законопроекта, впереди третье и подписание его Президентом РФ.
По материалам пресс-конференции в «РИА Новости», 31.05.11