Росздравнадзору нужна обратная связь
В ходе заседания были подведены итоги работы Общественного совета в 2014 г. и перспективы его деятельности на 2015 г.
Общественный совет (ОС) по защите прав пациентов при Росздравнадзоре — крупнейшая на сегодня общероссийская общественно–государственная структура в сфере здравоохранения. Он состоит из федерального совета и 36 региональных отделений. Согласно отчетности, которую ведет Общественный совет, в состав организации входят 388 экспертов: представители пациентских объединений, медицинского сообщества и руководство Росздравнадзора. Как было отмечено на заседании, чем больше в составе регионального отделения пациентов, тем активнее его деятельность.
В 2014 г. на региональном уровне членами территориальных отделений Общественного совета проведено 105 заседаний, дана оценка 31 нормативно–правовому акту, рассмотрено 660 жалоб от населения, организовано 13 горячих линий, направлено 18 запросов от Совета, выпущено 3 тыс. буклетов по правам пациентов. Кроме того, эксперты Общественного совета при Росздравнадзоре регулярно принимали участие в федеральных и международных мероприятиях (в 2014 г. — 32), в работе школ пациентов (16), совместных с органами власти мероприятиях (54).
На федеральном уровне продолжалась интенсивная работа с органами власти и общественными структурами. Позиция Общественного совета была представлена на заседаниях Правительства РФ, Совета Федерации, Госдумы, Минздрава, Росздравнадзора. Члены совета приняли активное участие в работе Общественной Палаты РФ, общественных советов при Президенте РФ, при заместителе председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец.
Заседания ОС были направлены в первую очередь на рассмотрение вопросов, связанных с реализацией целевых программ в здравоохранении, льготными лекарственными средствами, функционированием специализированных центров, работой региональных систем здравоохранения в целом.
Общественный совет как живая активная структура претерпевает изменения. Представители ОС отметили, что не только увеличилось число заседаний по реальным поводам и количество совместных действий ОС и Росздравнадзора в регионах, но и сами советы в регионах стали интересоваться своими полномочиями и возможностями их реализации, появился запрос на образование и методическое обеспечение, а в содержании работы сместились акценты в сторону контроля качества медицинской помощи и продукции. При этом были упомянуты и барьеры развития Общественного совета. Это отсутствие финансирования и недостаточность административной поддержки, ограниченные полномочия членов совета, трудности аккредитации членов совета без медицинского образования, недостаточная поддержка советов региональными властями.
«Ключевым событием общероссийского значения стал для нас V Всероссийский конгресс пациентов, — рассказал президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулёв. — На конгрессе и на последовавшем за ним проектировочном тренинге мы получили запросы и предложения от представителей советов и пациентских НКО из 70 регионов. Но особенно мы гордимся тем, что участниками мероприятия была выработана принципиальная модель общественного контроля в сфере здравоохранения, которая может быть реализована в первую очередь Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре».
«Нам как контролирующему органу крайне необходима обратная связь с медицинским и пациентским сообществом, которую мы получаем благодаря плодотворному сотрудничеству с Общественным советом, — подчеркнул на заседании врио руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко. — Несмотря на то, что в системе здравоохранения в целом наметилась положительная динамика — растет удовлетворенность населения, падает показатель смертности, увеличивается продолжительность жизни, — останавливаться на достигнутом нам нельзя: проводя контрольные мероприятия в регионах, мы продолжаем выявлять нарушения прав граждан на получение доступной, своевременной и качественной медпомощи».
Страховые компании должны «встряхнуться»
Глава Росздравнадзора озвучил данные о проведенных ведомством проверках и выявленных нарушениях.
За 9 месяцев ушедшего года проверены 538 федеральных медицинских организаций, 2227 государственных и 236 муниципальных. 57% нарушений связаны с низким уровнем доступности и качества оказания медицинской помощи, около 40% — с медицинским вмешательством без информированного согласия пациента, 9% — с отказом в предоставлении медпомощи. Нарушаются также права пациентов в выборе врача и лечебного учреждения (0,3%), не соблюдается врачебная тайна (0,2%).
По результатам проверок Росздравнадзором в I полугодии 2014 г. выдано 176 предписаний об устранении выявленных нарушений и составлено 85 протоколов об административных правонарушениях.
Основной проблемой в сложившейся ситуации, подчеркнул М. Мурашко, является низкий уровень внутреннего контроля в медицинских организациях и пассивность страховых компаний в защите прав пациентов. «Наша позиция однозначна: страховые компании должны активней выступать за интересы населения, — заявил врио руководителя Росздравнадзора. — Служба в 2014 г. начала проверять деятельность ТФОМС в данном направлении, а в 2015 г. нами запланировано еще 16 проверок фондов».
Председатель Общественного совета Ян Власов поддержал позицию Росздравнадзора, пообещав при этом активизировать деятельность территориальных общественных советов для того, чтобы информация о проблемах в регионах доходила до Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения своевременно и оперативно. «Нам понадобится ваша помощь, — уверил М.Мурашко, — так как в 2015 г. перед каждой проверкой субъекта РФ мы будем запрашивать информацию у Общественного совета об «острых» вопросах системы здравоохранения в данном регионе».