25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

Сергей Быковский: «Отношение к нашему бизнесу изменилось…»

Химико-фармацевтический холдинг ГК «Фармконтракт», в состав которого входят более 10 независимых компаний, занимается комплексными решениями в области создания инновационных предприятий в фармацевтической, химической, биологической, экологической, токсикологической, сельскохозяйственной, нефтеперерабатывающей отраслях. 

Специалисты холдинга готовы реализовать идею клиента, например, о строительстве фармацевтического завода, от начала до конца, проанализировав рынок, составив бизнес-план, спроектировав и построив этот завод, оснастив его современным оборудованием, введя инновационные методики. В лабораториях ГК ведутся разработки собственных лекарственных препаратов, которые планируется выпускать на отечественных фармпредприятиях.
В ближайших планах холдинга, о которых рассказал корреспонденту «МА» президент ГК «Фармконтракт» Сергей Быковский, запуск технологической линии по производству субстанций.

Сергей Николаевич, как Вы оцениваете в целом положение российских производителей субстанций на сегодняшний день?

— Российский рынок субстанций с точки зрения присутствия на нем отечественных производителей обладает высоким потенциалом. Сегодня данный сегмент рынка полностью импортный. Собственные субстанции мы производим в незначительных количествах.

В свое время в Стратегии «Фарма-2020» была обозначена поддержка российских производителей и готовых лекарственных средств, и субстанций. Мы особенно оценили это сейчас, ввиду политической обстановки. С одной стороны, печально, что наша страна подвергается санкциям со стороны международного сообщества, с другой, мы, в конце концов, получили реальный стимул и возможность начать производить что-то собственное.

Могли бы Вы подробнее рассказать о планируемом запуске производства субстанций?

— Это не только производство субстанций. Это завод трех стадий. Первая — это готовые лекарственные формы, так называемая упаковка, вторая — трансфер технологий, третья — производство собственных субстанций с возможностью выхода на международные рынки. Через 3–4 года мы уже сможем работать там. Есть определенные регламенты, которые нельзя ускорить. Этот временной интервал нужно выдержать. А что касается российского фармрынка, то я думаю, что сегмент, для которого мы будем производить субстанции, займем быстро. «Фармконтракт» планирует проводить ценовую политику, отличную от предприятий традиционных игроков-импортеров этого рынка за счет оптимизации затрат. Когда строится завод, в нем затратную часть составляет стоимость — оборудования, разработки и патентования препаратов, а также рабочей силы. Доходная часть — это только сбыт. Цена формируется из затратной части. У нас в структуре есть все: R&D-центр, который занимается разработкой и последующей регистрацией субстанций; есть оборудование (в состав холдинга входит международная компания-дистрибьютор «Фармконтракт — Лабораторное Оборудование», специализирующаяся на комплексном оснащении российских предприятий современным оборудованием для решения исследовательских и аналитических задач). Значит, затратную часть мы сокращаем минимум на 30%. Проведя грамотную оптимизацию, мы получаем исходную более низкую себестоимость субстанций, чем у компаний-импортеров.

Есть ли проблема переориентации российских производителей лекарственных средств на закупку отечественных субстанций? Здесь, наверное, и лоббистские интересы «вылезают»?

— Еще в самом начале построения структуры «Фармконтракта» в одном из интервью меня спросили: «У вас серьезная «крыша»? «У меня крыша — Конституция РФ», — ответил я, что шокировало корреспондента. Считаю, что лоббировать нужно то, что не нужно людям. Когда тот продукт, который ты выводишь на рынок, более дешевый, надлежащего качества, его не нужно лоббировать. Производители сами встанут в очередь за субстанциями.

В августе Вы подписали документы, согласно которым компания становится резидентом Особой экономической зоны «Томск». Что Вы ожидаете от этого проекта?

— Эти документы, можно сказать, протокол о намерениях. Мы еще только планируем стать резидентом особой экономической зоны. На это понадобится время.

Почему именно в Томске?

— Московская область, Санкт-Петербург — очень насыщенные производствами регионы. Основная проблема больших регионов в том, что создавать в них новое предприятие сложно, присутствует и «кадровый голод». Квалифицированные кадры — значительная часть успеха предприятия. Но при строительстве нового объекта перед нами возникает дилемма: переманивать сотрудников другого фармзавода либо принимать на работу совсем юных ребят, не знающих реального производства.

Получается, образовательные учреждения не справляются с подготовкой новых кадров для фармотрасли?

— Допустим, в Московском регионе – нет. Надеюсь, тенденция изменится года через 2–3. Насколько мне известно, увеличился и набор, и подрос конкурс на одно место в профильные вузы. Ребята интересуются фармотраслью. Раньше они шли в первостольники и медпредставители, сейчас прикладная работа стала им интереснее. Во-первых, появились предприятия, куда можно пойти работать. Молодежь, которая приходит в вузы сегодня, уже четко понимает, что она хочет от профессии и какую именно профессию хочет приобрести. И мы им в этом помогаем.

Насколько важно, на Ваш взгляд, сотрудничество с вузами?

— Это часть социальной политики компании. У нас есть замечательная программа «Всероссийский фармацевтический кадровый резерв», где студенты последних курсов проходят подготовку на наших предприятиях. Вопрос с кадрами у нас решен. К тому же ребята подрабатывают, изучая практические, технологические аспекты производственного процесса, выполняя функции полноценного сотрудника предприятия, а не рядового стажера. Мало того, в сентябре мы подписываем соглашение о создании Центра дистанционного обучения. Мы зарабатываем не такие большие деньги, но мы все их тратим: часть уходит на развитие компании, часть на соцпроекты. Сейчас, к сожалению, нет кружков и факультативов для студентов. Отсидел на лекции, получил теорию, а руками что-то сделать наш студент не может. Программа поддержки студентов, реализуемая компанией «Фармконтракт», направлена на то, чтобы студент после обучения свободный вечер мог провести в лаборатории или на производстве: разрешаем даже сломать пару приборов, лишь бы понял, как они работают. Мы мотивируем студентов, платим небольшую стипендию — 15 тыс. руб.

К примеру, еще один наш значимый социальный проект, помимо образовательного, — журнал «Разработка и регистрация лекарственных средств» — сегодня один из самых востребованных фармацевтическим сообществом. Он бесплатный, но, что самое ценное, в нем представлены современные научно-прикладные разработки отечественных ученых. Многие специализированные издания для фармрынка открываешь и читаешь, что одна компания поглотила другую и все в том же духе. Откуда брать информацию о технологии производства обычному сотруднику фармацевтического предприятия?

Как Вы оцениваете промежуточные итоги Стратегии «Фарма-2020»?

— Итоги уникальны для нашей страны: созданы новые рабочие места, динамично развивается фармотрасль, рынок показывает высокие темпы роста. Я часто слышу, что государство, мол, создало заводы по производству готовых лекарственных форм, а, если границы закрыть, страна останется без лекарств. Но ведь процесс создания фармзавода полного цикла занимает много лет, это сложный технологический процесс. Когда мы все импортировали, то и начинали с первой стадии на фармзаводах — упаковывали готовые препараты. Следующим этапом развития стал трансфер технологий. А теперь недалеко и до производства собственных субстанций.

Представители фармрынка часто недовольны действиями регулятора: ссылаются на несовершенство законодательства, излишний контроль... Каковы ваши отношения с профильными ведомствами?

Плохому танцору всегда что-то мешает. Конечно, всегда на кого-то можно пожаловаться, кого-то поругать, на кого-то свалить вину за свои неудачи. Но если перед началом работы ты все просчитал и проверил, а потом один раз отрезал, то проблем не будет. У ГК «Фармконтракт» таких проблем не было, и на сегодняшний день нет. И с регуляторными органами мы так же, как и другие компании отрасли, общаемся.

К примеру, ФАС работает отлично, у меня нареканий нет. Может, когда мы столкнемся с регистрацией медицинских изделий, у нас возникнут трудности, не знаю...

Что думаете об инициативе Минпромторга России, ограничивающей закупки у иностранных производителей для государственных нужд?

— Нам сказочно повезло. Мы представляем на российском рынке 60 иностранных компаний — лучших производителей оборудования в данном сегменте. Нам эта инициатива только помогла: они сейчас все начали локализовываться. Им это тоже выгодно — наш колоссальный рынок они не хотят терять. Раньше иностранные компании свысока смотрели на идею локализации. Теперь их тон поменялся. Возможно, раньше для этого время было неподходящее. Сейчас государство не делает резких движений, все решения принимаются взвешенно. Еще год назад на нас косо смотрели в Европе. Сегодня отношение к россиянам и нашему бизнесу изменилось, стало больше уважения к нам.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики бизнес-портрет:
Денис Глядяев: верю, что возможности часто создаем мы сами

В ноябре из международной группы "Ацино Интернешнл" выделилось отечественное подразделение. Обретя самостоятельность, новая российская фармкомпания получила и новое название — "Алцея", планируя при этом сохранить проверенные годами подходы к деятельности на национальном фармрынке.

"АКРИХИН": Успех и лидерство компании — заслуга людей

Изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, активное развитие коммерческого сектора и каналов продаж, в том числе e–comm, актуализируют внедрение современных, принципиально новых бизнес–практик и управленческих решений.

От АФС до ГЛС: многоплановый опыт развития фармпроизводства

Сегодня перед отечественной фармацевтической отраслью стоят глобальные задачи по достижению суверенитета в области производства лекарств, и этому важнейшему направлению уделяется особое внимание со стороны государства. Получив большой опыт работы в годы реализации стратегии "Фарма–2020", сегодня производители приступили к реализации задач, поставленных в рамках новой программы "Фарма–2030".

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Сентисс: "Превосходное качество, вовремя, всегда!"

Одним из крупных поставщиков офтальмологических препаратов на российский рынок является фармацевтическая компания "Сентисс Фарма". На протяжении многих лет девиз компании — "Превосходное качество, вовремя, всегда!".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban