В преддверии нового учебного года зам. директора по научной работе Научно–исследовательского института фармации, профессор кафедры промышленной фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Н.В. Пятигорская ответила на вопросы МА о системе образования в фармацевтической отрасли.
Наталья Валерьевна, существует ли необходимость изменения системы фармобразования?
— Наша система подготовки фармацевтических кадров была создана еще во времена СССР и практически не изменилась с тех пор, хотя сама фармацевтическая отрасль и система доставки лекарственных препаратов населению претерпели кардинальные изменения. Также значительно изменилась роль провизора в международном здравоохранении. Так, многие страны применяют концепцию Всемирной организации здравоохранения — концепцию "семи звезд". Провизор это:
- работник системы здравоохранения, предоставляющий услуги пациенту;
- способный принимать ответственные решения;
- специалист по коммуникации — посредник между врачом и пациентом;
- готовый к лидерству в интересах общества;
- руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
- готовый учиться, повышать квалификацию всю жизнь;
- наставник, участвующий в подготовке молодых провизоров.
Не все эти аспекты роли провизора нашли свое применение в нашей стране и, соответственно, в образовательных программах фармацевтического образования. На мой взгляд, нарушен баланс ролей между фармацевтом и провизором. Действующее законодательство позволяет специалисту со средним фармацевтическим образованием занимать руководящие позиции в фармацевтических организациях, в то время как провизор учится теперь 7 лет: 5 лет он получает высшее образование, а начиная с 2016 г. еще два года будет проводить в ординатуре.
В отношении же фармацевтической отрасли мне кажется, что квалификация и возможности провизора недооценены, что, возможно, объясняется отсутствием в России такого направления подготовки высшего образования, как промышленная фармация, существующего во всех странах с развитой фармацевтической промышленностью. Считаю, что введение магистратуры по данному направлению может улучшить существующую ситуацию, создав новые возможности для выпускников с близкими направлениями подготовки (биология, химия, химическая технология, медицина) и специалистов с непрофильным образованием, работающим на фармацевтических предприятиях уже долгое время (т.е. получавшим знания и умения в процессе трудовой деятельности).
Проводящаяся в настоящее время реформа высшего образования предоставляет образовательным организациям большую свободу при разработке образовательных программ и выборе подходов к организации образовательного процесса, чем это было еще 2–3 года назад.
Также улучшению подготовки будут способствовать профессиональные стандарты, описывающие трудовые функции (действия) и необходимые для этого знания и умения.
На опыт каких стран необходимо ориентироваться?
— Истоками отечественной фармации были немецкая и швейцарская фармацевтические школы, в которых достаточно большой упор всегда делался на сильную академическую подготовку. И в нашей системе сохранился этот подход.
Также интересен опыт Франции, где врачей и провизоров первый год обучения готовят вместе, не разделяя по направлениям подготовки. Однако следует отметить, что в этих странах, в соответствии с Болонской конвенцией, используется двухуровневая система подготовки провизоров: бакалавр–магистр. Она реализуется или в виде двухуровневого образования, или интегрированной магистратуры. Должность провизора может занимать только магистр. Следует подчеркнуть, что основные компетенции провизора, длительность обучения и обязательные дисциплины для изучения в Европейском союзе закреплены законодательно, т.к. это регулируемая государством профессия. Кстати, сравнительный анализ образовательных программ фармацевтического образования в России и странах Европейского союза показал существенные различия только в блоке общественных дисциплин (законодательство в области фармации, социальные науки, судебная экспертиза, профессиональная этика, философия, экономика (финансы, бухгалтерия, планирование и управление), общественное здравоохранение, управление качеством, фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, история фармации), преподаваемым нашим и европейским студентами: 17,4 и 6,2% нагрузки соответственно. То есть нашим студентам меньше (на 3–4% от общей нагрузки) преподают дисциплины других блоков: медицинских и биологических наук, физико-математического блока, фармацевтической технологии.
Так же как и в России, в большинстве стран мира существует допуск провизоров к занятию профессиональной деятельностью.
Какие специалисты будут востребованы? Где готовят специалистов для фармкластеров, которые формируются в разных регионах страны?
— Как вы знаете, большинство фармацевтических предприятий в России (до 70%) относится к мелким и средним предприятиям, где количество сотрудников колеблется от 16 до 120–160, и их в десятки раз меньше, чем фармацевтических организаций. Соответственно, потребность в выпускниках будет не такая большая. При этом следует подчеркнуть, что специалисты для фармацевтических кластеров нужны с самой разной подготовкой направления, т.к. для отрасли важен междисциплинарный подход, а также необходимо учитывать специализацию кластера. Конечно, идеальный вариант — готовить специалистов для фармацевтических кластеров в тех субъектах России, где эти кластеры расположены. Если в имеющихся там вузах не хватает каких-то кафедр по отдельным дисциплинам или курсам, то может быть использована сетевая форма организации образовательного процесса (организация консорциума вузов, вузов и фармацевтических предприятий), предусмотренная действующим законодательством в области образования. И для этого будет крайне удобна магистратура по промышленной фармации, позволяющая максимально учесть точечные потребности работодателей региона и конкретного участника кластера.
От подготовки каких специальностей стоит уже отказаться?
— Очень сложный вопрос. Для ответа на него надо знать текущую и будущую потребность работодателей, а также учитывать возросшую мобильность трудовых ресурсов в фармацевтической отрасли. Опять же, институт магистратур (с нулевыми годами обучения, если необходимо) обеспечивает формирование у выпускников других направлений подготовки (близких и не очень) именно тех компетенций, которые требуются работодателю и которые нужны работнику. Также расширение или получение новых компетенций возможно через эффективную систему внутреннего обучения и дополнительного профессионального образования. Соответственно, человек с хорошим классическим образованием и сильной мотивацией сможет получить те компетенции, которые ему необходимы для работы в фармацевтической отрасли. Тем более что многие вузы теперь активно осваивают электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Как заинтересовать выпускников вузов работать по полученной специальности?
— Опыт показал, что выпускники в целом недостаточно ориентированы в своих возможностях. На мой взгляд, очень важными для этого процесса являются инициативы АРПФ, компаний "Такеда", "Пфайзер", "Биокад", "Генериум" по знакомству студентов с перспективами работы в фармацевтической отрасли и карьерными возможностями. Если бы работодатели более активно сотрудничали со своими вузами и брали студентов на стажировки, показывали предприятия, включали в какие-то проекты, приток выпускников фармацевтических факультетов в отрасль был бы больше.
Как научить молодых людей строить свою профессиональную карьеру не по принципу "все и сразу"?
— Как уже говорилось выше, у выпускников отсутствует четкое видение перспектив карьерного роста в той или иной области фармации и, соответственно, требований к специалисту. Частично эту проблему решат профессиональные стандарты.
Также есть целый ряд компетенций, которые недостаточно эффективно формирует система образования, в т.ч. и высшая школа, так как такого заказа нет от общества и работодателей (модель "семи звезд"). Возможности использовать самые различные педагогические походы у преподавателей есть — проектный подход, проблемный подход и др. Очень интересным представляется использование социальных сетей в образовательном процессе.
Мне кажется, что только синергичные изменения в обществе, профессиональной среде и вузах смогут изменить эту тенденцию.