17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Тенденция «вымывания» дешевых ЛП наблюдается не первый год

В начале 2011 г. из аптек исчезли дешевые лекарственные препараты, что вызвало волну непонимания среди населения, и появился информационный повод разобраться, что есть миф, а что — реальность, каковы перспективы у регулирования ценообразования лекарств, входящих в Перечень ЖНВЛС.

Своим видением ситуации на прошедшей 11 февраля с.г. в «РИА Новости» пресс-конференции поделились: зам. председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, акад. РАМН С.И. Колесников, гендиректор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП), к.фарм.н. В.А. Дмитриев и председатель экспертного совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия», к.фарм.н. Д.В. Мелик-Гусейнов.

Сергей Иванович Колесников высказал личное отношение к данному вопросу, отметив, «что регистрация цен требует времени, соответственно, процесс несколько затянулся. Вторая причина в том, что многие производители не были до конца уверены в том, что нужно регистрировать ряд препаратов». В ценовом интервале от 0 до 50 руб. стало фактически невыгодно производить препараты, поэтому «можно было бы в ценовом пределе от 0 до 100 рублей вообще снять регулирование цен производителей, что, в свою очередь, обеспечило бы экономическую рентабельность производства препаратов. Если этого не сделать, постепенно препараты будут «вымываться», и данный вопрос сейчас обсуждается.

С 1 января 2011 г. увидели свет новые цифры налогообложения по социальному, пенсионному и медицинскому страхованию, планка налогов поднята фактически на 8%. Это ударило по мелкому и среднему бизнесу, к которому относятся и аптечные учреждения, а оптово-розничные надбавки, обеспечивающие рентабельность работы аптечной сети, по многим территориям не пересматриваются. Сегодня ставится вопрос о том, чтобы приравнять аптеки, которые находятся в удаленной местности, к социально значимым объектам малого и среднего бизнеса и распространить на них льготы.

Из государственных источников будет выделено 125 млрд руб. на мероприятия по Программе развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 г. Это делается для того, чтобы помочь перевооружить предприятия медицинской промышленности (предполагается 85 предприятий вывести на уровень качества производства, соответствующего мировым стандартам)».

Гендиректор АРФП Виктор Александрович Дмитриев в свою очередь отметил, что «тенденция «вымывания» дешевых препаратов наблюдается не первый год, продукции низкой ценовой категории в аптеках становится все меньше. Причины две – низкорентабельное производство таких препаратов и второе – невыгодность работы с ними дистрибьюторов и аптечной розницы (наценка идет не на упаковку, а на цену). Соответственно, гораздо выгоднее в этих сегментах рынка работать с более дорогими препаратами, что также приводит к уменьшению числа дешевых препаратов на полках аптек даже при их наличии на рынке. В данный момент речь идет о рознице, но есть опасность и для госпитального сектора. Если обратить внимание на инфузионные растворы – препараты достаточно объемные, дешевые и при этом крайне неудобные для логистики, то уже сейчас дистрибьюторские сети отказываются их брать, либо предлагают свои услуги за отдельную плату. Безусловно, возникает риск возникновения дефектуры в госпитальном секторе».

Руководитель АРФП привел интересные факты: «По мнению коллег из «Аптечной гильдии», для того чтобы аптека имела рентабельность 4%, необходима наценка 29% на весь товар, который имеется в аптеке. По прошлому году средний уровень наценки составил от 23,5 до 26%, и по их прогнозам, если ситуация с наценками и налогами не будет меняться, доля аптек с отрицательной рентабельностью вырастет с 17 до 50% в этом году. Сегодня аптека должна выдерживать минимальный ассортимент, но она не всегда может его обеспечить, так как дистрибьютору не всегда выгодно поставлять препараты, входящие в перечень (у дистрибьютора нет обязательств по поставке ЛС, входящих в Перечень минимального ассортимента)».

Давид Мелик-Гусейнов подчеркнул, что «регулирование цен на лекарства в РФ на сегодняшний день — это необходимая мера, потому что 70% рынка – это денежные средства населения. Рост цен не успевает за индексацией заработных плат, пенсий и стипендий, поэтому государство, которое берет на себя определенные социальные функции, обязано обеспечить население самым необходимым. В рамках деятельности ОО «Деловая Россия» разработано предложение, связанное с изменением сегодняшней ситуации, — предлагается вывести из Перечня ЖНВЛС препараты, которые закупаются для госпитальных нужд. Этот сегмент очень хорошо регулируется Федеральным законом РФ №94 и получается, что здесь действует двойное правило ценорегулирования – с одной стороны, цены, зафиксированные государственным реестром, а с другой — работает закон, который определяет правила закупки медикаментов для государственных нужд».

«Ответственность за стабилизацию госрегистрации цен на ЖНВЛП лежит как на Минздравсоцразвития, так и на самих производителях, которые не всегда вовремя подают досье. «Не думаю, что сегодня на рынке отсутствует какая-либо аналоговая терапия, — делится своим мнением Мелик-Гусейнов, — в настоящее время насчитывается порядка 17 000 наименований лекарственных препаратов с учетом форм выпуска, дозировок и т.д. Безусловно, можно найти альтернативную замену тем или иным препаратам, за исключением инновационных лекарственных средств. Что касается инновационных препаратов, а также препаратов, применяемых в узких нозологиях, я рекомендовал бы работать через отраслевые ассоциации, которые являются ключевыми провайдерами общественного и профессионального мнения... Работать через пациентские ассоциации, если такие имеются в той или иной нозологии.

Ситуация меняется постоянно, Минздрав каждый день регистрирует препараты. Бывали случаи, когда препарат, к примеру, зарегистрирован в начале месяца, а в конце месяца аптеки еще не знали, что он прошел регистрацию – можно сделать вывод, что в системе отсутствует коммуникация. Участникам товаропроводящей цепочки нужно чаще смотреть на обновляемые реестры цен, которые публикуются на сайте Минздрава. В свою очередь, Минздраву нужно лучше освещать информацию и доносить ее до целевых аудиторий… Очень важен диалог отрасли – диалог между регуляторами, бизнесом, пациентом».

Перечень ЖНВЛП на 2011 г. был сформирован с учетом Перечня жизненно важных лекарственных средств ВОЗ, утвержденного в марте 2009 г., а также с учетом предложений и заключений профильных главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России и лекарственной составляющей, действующих в настоящее время стандартов оказания медицинской помощи.

При составлении проекта Комиссия Минздравсоцразвития России принимала во внимание:

  • наличие государственной регистрации и производителя лекарственного препарата;
  • представление научно обоснованных данных об эффективности и безопасности, преимуществах и/или особенностях действия лекарственного препарата при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации, его терапевтической эквивалентности лекарственным препаратам со схожими механизмами фармакологического действия;
  • уровень доказательности клинической эффективности не ниже уровня С по Оксфордской классификации (подтверждение эффективности и безопасности в одном или нескольких рандомизированных клинических исследованиях) или на основе многолетнего положительного клинического опыта применения в практическом здравоохранении.

С учетом международных клинических рекомендаций дополнительно включены препараты для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких. В перечень вошли современные лекарственные препараты, необходимые для оказания медицинской помощи пациентам с ВИЧ/СПИД и вирусными гепатитами; препараты, востребованные в офтальмологии, трансплантологии, онкологической практике, кардиохирургии, терапии сахарного диабета, акушерско–гинекологической практике.

Значительным нововведением проекта Перечня ЖНВЛП на 2011 г. является включение ряда средств, которые помогут человеку при отравлении угарным газом, фосфорорганическими соединениями, тяжелыми металлами.

Благодаря госрегулированию, цены на основные лекарства не только перестали расти, но и начали снижаться. К октябрю 2010 г. снижение цен в среднем по России в амбулаторном сегменте фармрынка составило 2,74%, в госпитальном сегменте — 2,43%.

Применение дифференцированных предельных торговых надбавок в амбулаторном сегменте также привело к тому, что в группах ЛС стоимостью от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. достигнуто значительное снижение цен — на 3,65% и 6,78% соответственно. Снижение цен на лекарственные средства в ценовой категории до 50 руб. составило 0,80%.

Стоимость импортных ЛП снизилась на 3,50% в амбулаторном сегменте и на 3,45% в госпитальном; на отечественные ЛП снижение цен составило 1,81% и 1,07% соответственно.

Выявленные тенденции к снижению и стабилизации цен на ЖНВЛС в период с февраля по октябрь 2010 г. характерны для большинства субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что Министерство ставит перед собой задачу сделать основные лекарственные средства доступными не только с точки зрения цены, но и реального наличия их в аптеках. Наиболее важным сегментом Министерство считает препараты стоимостью до 500 руб. По информации, полученной Министерством от ведущих аптечных сетей мониторинга цен, доля лекарств в сегменте до 500 руб. в общем объеме составляет не менее 50%. Так что практика опровергла опасения ряда экспертов, что госрегулирование цен приведет к вымыванию из аптек дешевых лекарств.

Отличительной особенностью обновленной Методики расчета предельных цен (утверждена Правительством РФ в ноябре 2010 г.) является то, что при расчете цен учитывается не только рыночная ситуация, но и ряд других показателей. «Для оригинальных и только поступивших в обращение лекарственных препаратов отечественного производства цены будут регистрироваться, исходя из расчета расходов на разработку, производство и реализацию. Для иностранных — на основе данных о минимальном размере цены в государстве производителя и в других государствах, в которых был зарегистрирован препарат. Также для иностранных производителей будут учитываться расходы, связанные с таможенным оформлением, и транспортные расходы, — сказал директор Департамента госрегулирования обращения ЛС Марат Сакаев. — Для российских производителей перерегистрация может производиться не чаще одного раза в год в случае изменения цен на сырье, материалы, росте накладных расходов или в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции».

Но важно особо подчеркнуть, что государственные меры по контролю за ценами не должны ущемлять экономические интересы бизнеса, делая производство препаратов нерентабельным. Поэтому в 2011 г. цены отечественных производителей индексированы на уровень инфляции 2010 г., как это предполагалось ранее, а цены зарубежных производителей пересчитаны по курсу ЦБ России на 1 ноября 2010 г.

Практика применения государственного регулирования цен доказала, что заложенный принцип регулирования сработал. Фиксируется и снижение цен, и сохранение доступности. Эти данные подтверждаются, как статистикой Министерства, так и аналитическими компаниями, которые ведут мониторинг цен на фармрынке.

Опасения отдельных экспертов, которые предполагали, что введение госрегулирования приведет к резкому сокращению и даже дефициту лекарств на рынке, прекращению выпуска лекарств, уходу с российского рынка зарубежных производителей лекарственных препаратов — все эти предположения на практике не оправдались.

Также следует отметить, что введение госрегулирования на ЖНВЛП не привело к резкому удорожанию лекарств в других сегментах фармрынка, о чем также высказывались эксперты.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Как изменится статус аптек с новым ОКВЭД?

Вопрос пересмотра кода ОКВЭД в аптечном секторе обсуждается давно: для аптек возвращение статуса учреждения здравоохранения — важный вопрос и с профессиональной, и с финансовой точки зрения. Регулирование фармрозницы стало более фрагментарным и ситуативным — ее обязанности нормируются лицензионными требованиями, а права отсутствуют.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг