22.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
22.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Теперь действие фармацевтической лицензии бессрочное

В законодательстве, регулирующем деятельность аптеки, произошел ряд изменений, некоторые из них относятся к процедуре оформления лицензий.
Например, Федеральный закон №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввел два новых вида фармацевтической деятельности — хранение и перевозку лекарственных препаратов и медицинской продукции. Сразу же появились вопросы: а если компания не реализует ЛС, а только перевозит их? Тоже придется получать лицензию на фармацевтическую деятельность?

Неволина Елена Викторовна
Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия», к.фарм.н.

Запомните: если вы занимаетесь только перевозкой ЛС, лицензию оформлять не нужно.

Часто к нам обращаются с вопросами по поводу ввоза на территорию РФ препаратов и медицинской продукции. Необходима ли лицензия на осуществление данного вида деятельности? Не так давно стал возможным ввоз ЛС без получения лицензии в Минпромторге России. Был создан Таможенный союз – и появились новые договорно-правовые акты. Юридические документы Таможенного союза имеют статус международных, а потому обладают большей силой, чем законодательство РФ. Но в части установления перечня документов, необходимых для предъявления на таможне, требования законодательства РФ и таможенных протоколов Союза совпадают. √ Обязательно предоставлять только сертификат.

С 1 ноября вступает в силу новый Федеральный закон №99-ФЗ от 04.05.11 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ФЗ-99). Он вводит норму, которой не было раньше: теперь лицензии действуют… бессрочно. Все лицензии, которые действительны до 3 ноября текущего года, станут бессрочными автоматически. Единственное, что потребуется от соискателя, – переоформить их на новом бланке, который мало чем отличается от предыдущего. Пошлина за переоформление составляет 200 руб.

Если же по состоянию на 3 ноября лицензия уже не действует, придется оформлять новую в обычном порядке.

Возможно, будет необходимо внести в лицензию изменения. В таких случаях главное – правильно указать причины переоформления. Ими могут быть:

  •  реорганизация юридического лица;
  • изменение адреса местонахождения учреждения (переименование улицы, изменение номера дома – появились дробь, корпус и т.п.);
  • изменение места жительства, паспортных данных или замена паспорта индивидуального предпринимателя-учредителя;
  • открытие новых аптечных учреждений;
  • появление дополнительных видов деятельности.

Теперь, в соответствии с ФЗ-99, лицензирующий орган имеет право в течение трех дней проверить представленные документы. Если обнаружатся нестыковки, документы возвратят – также в течение трех дней. После этого будет 30 дней на их переоформление. Лицензия на новом бланке должна быть выдана в течение 15 или 30 дней.

Есть изменения и в отношении проверок. Например, проверяющий принял решение о приостановлении действия лицензии. И теперь аптека обязана не только закрыться на период приостановления действия лицензии, но и сообщить о причинах прекращения работы! Т.е. вывесить объявление, что у нее приостановлена лицензия, и указать в нем, почему она приостановлена и на какой срок.

Часто бывают такие ситуации: аптечное учреждение заходит на сайт контролирующей организации и обнаруживает себя в плане проверок на текущий период. После этого в аптеке организовывается ремонт на предполагаемый срок проверки.

Так вот, после вступления в силу ФЗ-99 такой ремонт проводить нежелательно. Теперь, даже если в учреждении действительно запланированы ремонтные работы, необходимо обязательно предупредить об этом проверяющих и попросить, чтобы вам перенесли проверку. В противном случае назначение таких работ будет рассматриваться (в соответствии с КРФоАП) как искусственно созданная ситуация с целью помешать контрольным мероприятиям. С соответствующим результатом.

Существенный «плюс» вышеупомянутого закона: теперь, если руководство аптечного предприятия смогло устранить выявленные недостатки в трехдневный срок, лицензия по результатам повторной выездной проверки будет немедленно восстановлена.

Что касается документальных проверок – когда представители контролирующего органа лишь запрашивают интересующие документы, не выезжая на объект – в аптеку. В нашей стране начало работать т.н. электронное правительство, поэтому Росздравнадзор вправе просить аптечное учреждение лишь о предоставлении заверенных копий учредительных документов, а остальные документы требовать не вправе. Например, платежное поручение предоставлять не надо. Проверяющие направят в казначейство запрос, производило ли данное лицо оплату или нет. Но если документа по каким-либо причинам не обнаружится (даже если он есть на руках), будет считаться, что его не существует, т.к. данное лицо оплату не производило. Не обязана аптека представлять и санитарно-эпидемиологическое заключение. Но если проверяющему дадут ответ, что такого заключения вашему учреждению не выдавали (даже если он имеется в наличии) – о получении лицензии можно забыть.

Документы, касающиеся права собственности на занимаемое аптекой помещение, проверяющий вправе запросить только в том случае, если договор аренды был заключен менее чем на год.

Аптеке, реализующей препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, необходимо проверить свой Устав, который должен содержать пункт по виду деятельности, связанному с оборотом наркотиков. В число таких видов деятельности закон включает один новый: выращивание трав, содержащих наркотические компоненты. Проверяющие вправе потребовать справку из ФСКН об отсутствии судимости у ваших сотрудников, а также документы об образовании специалистов.

Если хотите, чтобы проверка прошла быстрее и не привела к нежелательным результатам, – представьте в пакете документов все необходимые копии.

По материалам сессии в рамках конференции Pharmlogic-2011

Специализированные
мероприятия
 
 
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Бесплатные лекарства для детей по рецепту врача

Должны ли бесплатно получать все лекарственные средства, назначенные врачом, дети до 3 лет и дети из многодетных семей до 6 лет в Московской области?

Безвозмездная передача медоборудования: условия договора

Путем заключения какого договора можно безвозмездно передать лекарственные препараты или медицинское оборудование, приобретенные за счет средств фонда ОМС, другому медицинскому учреждению?

Доставка лекарств: нужна ли фармацевтическая лицензия?

Розничная фармацевтическая организация имеет разрешение на дистанционную торговлю лекарственными препаратами. Для осуществления доставки медикаментов она привлекает другие компании. Необходимо ли таким транспортным предприятиям иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности по розничной торговле лекпрепаратами?

Обязаны ли аптеки отвечать на запросы надзорных органов?

Аптечная организация получила запрос от Министерства государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, основанный на приказе ФАС России от 09.09.2020 г. №820/20, устанавливающем методику предельных оптовых и розничных наценок на ЖНВЛП. Запрос также поддерживается письмом ФАС от 25.04.2024 г. о размещении шаблонов в ФГИС ЕИАС. Может ли аптечная организация не предоставлять сведения и какие последствия ее ожидают в случае отказа подачи информации?

Специализированные
мероприятия
 
 
ПрофМитинг