16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Тот, кто ошибается, платит дважды

Порядок применения таможенной процедуры на таможенной территории предусмотрен и прописан для всех четырех государств — членов ЕАЭС — в Евразийском таможенном кодексе.

С 4 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.18 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ–289).

В связи с этим начальник отдела переработки Федеральной таможенной службы России Надежда Ковригина остановилась более подробно на изменениях в части ввоза фармацевтических субстанций на территорию Российской Федерации, чтобы помочь компаниям, работающим на фармацевтическом рынке, избежать ошибок и, как следствие, финансовых издержек в своей деятельности.

Процедура ввоза фармсубстанций относится к мероприятиям экономического характера. Она позволяет без уплаты ввозных таможенных пошлин ввезти на таможенную территорию ЕАЭС фармсубстанции с целью совершения над ними операций по дальнейшей переработке. Таможенная процедура завершается процедурой реэкспорта, с нулевой ставкой по НДС. Компаниям — производителям фармацевтической продукции — необходимо, пользуясь таможенной процедурой, соблюдать условия ее применения. В случае нарушения условий ее применения ФТС будет возвращено право взимать обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

Перечень условий, подлежащих соблюдению:

  • наличие разрешения на переработку фармацевтических субстанций, которое выдается ФТС в регионе, где фармкомпания зарегистрирована в качестве налогоплательщика;
  • идентификация ввозимых фармсубстанций в виде продукции переработки, причем способы идентификации определены в Евразийском таможенном кодексе, а именно: "…предоставление документов, содержащих сведения об использовании ввозимых фармсубстанций в технологическом процессе для совершения операций по переработке".

В случае если при оформлении всей необходимой документации были допущены ошибки, например, неверно рассчитаны нормы выхода, таможенная служба вправе возбудить дело о нарушении, вплоть до отзыва либо аннулирования разрешения на переработку, с применением штрафных санкций, к которым относятся уплата ввозных таможенных пошлин и налогов, с процентами за ввоз фармсубстанций, помещенных под таможенную процедуру;

  • срок переработки (max — 3 года). Следует подчеркнуть, что расчет срока зависит от того количества фармсубстанций, которое планируется переработать, от применяемых технологий, от срока поставок, которые предусмотрены партнерскими соглашениями. При наличии определенных обстоятельств фармкомпания может продлить срок переработки, только сделать это своевременно.

Применение таможенной процедуры переработки возможно не только в соответствии с договором на оказание услуг, но также исходя из меняющихся условий международного рынка, которые позволяют осуществить закупку фармсубстанции в стране, ее производящей, реализовать готовую фармацевтическую продукцию, в соответствии с выгодными контрактами, в третьей, отдельно взятой стране-импортере. Для таможенной службы важно, чтобы фармкомпании соблюдали условия применения таможенной процедуры переработки, т.е. условия помещения и условия ее использования: нахождение ввезенных фармсубстанций у организаций, совершающих операции по переработке, предоставление отчетности о применении таможенной процедуры переработки.

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФАРМКОМПАНИЙ

В настоящее время разработан и прошел правовую экспертизу в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проект решения коллегии, который расширяет возможности упрощенной выдачи получения разрешения на переработку фармсубстанций. Проект решения комиссии предусматривает возможность применения таможенной процедуры переработки в зависимости от параметров стоимости ввоза фармсубстанций. На данном этапе стоимость колеблется от 10 до 50 тыс. долл. Согласно новым правилам, при получении таможенной декларации, с соответствующей положительной отметкой, компания-фармпроизводитель получает право на переработку. Длительность процедуры получения таможенной декларации составляет 4 часа.

Разрешение на переработку может получить и лицо, которое не участвует непосредственно в переработке, с тем условием, что это лицо является декларантом фармсубстанций. Далее разрешение будет передано компании, которая будет осуществлять переработку, с обязательным соблюдением ею таможенной процедуры переработки. Ответственность за ее соблюдение будет, в первую очередь, нести компания — декларант фармсубстанций.

Правильное применение таможенных процедур, прописанных в Евразийском таможенном кодексе и в ФЗ–289, предоставляют фармкомпаниям широкие возможности для маневров на международном рынке, причем с определенными льготами, нужно просто внимательно читать эти документы.

Со своей стороны, руководитель проекта по поддержке экспорта медицинской и фармацевтической отраслей АО "Российский экспортный центр" Ирина Каширина, рассказала о некоторых нюансах, которое необходимо учитывать фармацевтическим компаниям, если они хотят успешно работать на рынке ЕАЭС.

Средняя ставка ввоза на фармсубстанцию — 5% (с 2019 г. НДС составит 20%) позволяет существенно сэкономить и, в свою очередь, успешно конкурировать на зарубежных рынках компаниям — производителям фармацевтической продукции.

Если лекарственные средства, произведенные из иностранной фармсубстанции, выпускаются в свободное обращение на территории РФ, компания-производитель обязана заплатить госпошлину и НДС в полном объеме. При экспорте на территорию ЕАЭС российская компания — производитель фармпродукции — лишена льгот.

Если компания производитель предполагает ввозить иностранные фармсубстанции, с целью изготовления лекарственных препаратов на территории РФ, в этом случае действует таможенная процедура переработки для внутреннего применения, а именно: ввозная таможенная пошлина не уплачивается, подлежит оплате таможенная пошлина с произведенной продукции.

Суммы ввозных таможенных пошлин с иностранных фармсубстанций, предполагаемых для помещения под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, должны быть ниже сумм ввозных таможенных пошлин в отношении изготовленной лекарственной продукции.

Российский экспортный центр не страхует сделки между взаимозависимыми лицами, т.е., если покупателями российской продукции является иностранная компания, а продает лекарственный препарат российская точка с 35–50–процентной ставкой в уставном капитале, эти сделки не подлежат страхованию. Кредитовать их можно свободно, других ограничений по всем мерам поддержки не существует.

Таможня_склад

Важно! ФЗ–289 вступил в силу с 04.09.18, но при этом многие положения, прописанные в нем, начнут применяться гораздо позже. Например, гл. 25 "Таможенная процедура свободного склада" и гл. 64 "Владелец свободного склада" — с 1 июля 2019 г.; положения ч. 2 ст. 264 об электронной форме консультирования — с 1 января 2020 г.; положения частей 1–4 ст. 300 о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме — с 1 января 2022 г.

Подготовлено по материалам секции "Российская фармпромышленность. Вызовы и перспективы" в рамках ХХ Всероссийской конференции "Фармобращение–2018"

Ольга ДАНЧЕНКО

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Как изменится статус аптек с новым ОКВЭД?

Вопрос пересмотра кода ОКВЭД в аптечном секторе обсуждается давно: для аптек возвращение статуса учреждения здравоохранения — важный вопрос и с профессиональной, и с финансовой точки зрения. Регулирование фармрозницы стало более фрагментарным и ситуативным — ее обязанности нормируются лицензионными требованиями, а права отсутствуют.

Правовые вызовы для рынка: все преодолимо

Нынешнюю геополитическую ситуацию стабильной не назовешь, однако у отечественного фармрынка получается не просто к ней приспосабливаться, но и искать новые пути развития, особенно в части выпуска препаратов и экспорта в дружественные страны.

Трудное возрождение производственных аптек

С развитием персонализированной медицины возобновление работы производственных аптек — необходимая мера. Исключительно они могут обеспечить подходящими препаратами тех пациентов, кому не подойдут обычные составы и дозировки.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг