Елена Соколовская
Руководитель группы по антимонопольному регулированию юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
- Федеральный закон от 26.07.06 (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.08.09) №135-ФЗ «О защите конкуренции» (порядок организации проверок, виды, предмет, основания и сроки проверок антимонопольного органа, основания для продления сроков проверок).
- Федеральный закон от 26.12.08 (в ред. от 17.07.09) №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (права и обязанности антимонопольного органа и проверяемых лиц, право на предоставление возражений в отношении акта проверки, основания для признания недействительности результатов проверки и др.).
- Приказ ФАС России от 01.04.08 №103 «Об утверждении порядка организации планирования и оформления результатов проверок соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» (порядок составления годового плана проверок, требования к содержанию акта проверки).
- Федеральный закон от 12.08.95 (в ред. от 26.12.08) №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при проведении оперативно-розыскных мероприятий).
ФАС России имеет право на плановые и внеплановые проверки в выездной форме. Основанием для проведения плановой проверки является истечение 3 лет со дня:
- создания юридического лица;
- окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки.
О проведении плановой проверки проверяемое лицо уведомляется не позднее 3 рабочих дня до начала ее проведения.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
- поступившие из правоохранительных и др. органов материалы, содержащие данные, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- истечение срока выполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
О проведении внеплановой проверки проверяемое лицо уведомляется не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением проведения внеплановых проверок соблюдения требований ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия).
Срок проведения проверки – не более 1 месяца. В исключительных случаях (проведение экспертизы, перевод документов и др.) срок может быть продлен на 2 месяца.
При проведении проверки ФАС России имеет право:
БЛОК 1
- Беспрепятственного доступа на территорию или в помещение на основании служебного удостоверения и приказа руководителя ФАС России о проведении проверки.
- Осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица в присутствии не менее 2 понятых.
- Произведения фото- и киносъемки, видеозаписи при осмотре.
- Получения объяснений в письменной или устной форме от сотрудников компании, информации (в том числе информации, составляющей коммерческую тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
- Истребования документов (заверенных копий) по мотивированному требованию должностного лица ФАС России, проводящего проверку.
БЛОК 2
Обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий:
- органы внутренних дел;
- органы федеральной службы безопасности;
- таможенные органы и др.
БЛОК 3
Проводить оперативно-розыскные мероприятия:
- опрос;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных отправлений (в т.ч. передача сообщений посредством SMS или электронной почты);
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи (в т.ч. с компьютеров).
В сфере контроля за соблюдением порядка ценообразования в фармацевтическом бизнесе ФАС России вправе контролировать применение цен на лекарственные средства производителями, организациями оптовой и розничной торговли, занимающими доминирующее положение на рынке.
Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке включают в себя:
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Критерии доминирующего положения
Доля на рынке определенного товара одной компании составляет:
- 50% → презумпция доминирования
- от 35 до 50% → при наличии определенных условий:
• доля юридического лица на рынке неизменна или меняется незначительно;
• оценка размера долей конкурентов на этом товарном рынке;
• доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен.
- 35% в случаях «коллективного доминирования» или когда доля компании превышает доли конкурентов, и эта компания может оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке (компания имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара и др.).
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% (далее – Реестр) (приказ ФАС №95 от 26.03.08). Реестр состоит из федерального и регионального разделов (Реестр можно найти на сайте ФАС России: http://www.fas.gov.ru/competition/454.shtml).
Контроль ФАС России за деятельностью фармацевтических компаний подразумевает проведение анализа:
- рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, миелолейкоза, рассеянного склероза, а также лекарств, применяемых после трансплантации органов и (или) тканей и внесение в федеральный раздел Реестра 10 дистрибьюторов ЛС (3 апреля 2009);
- рынка услуг розничной торговли ЛС, ИМН и сопутствующими товарами и внесение в региональные разделы Реестра около 1000 аптечных сетей на локальных рынках в границах городских округов и муниципальных районов.
ФАС России и ее территориальными органами проводится ежеквартальный мониторинг цен на 100 наиболее востребованных препаратов (включенных в перечень ЖНВЛС и не входящих в этот перечень) в аптеках, занимающих доминирующее положение, по состоянию на 1-е число каждого квартала начиная с 1 января 2009 г.
Цены на лекарства анализируются на предмет монопольно высокой цены и нарушения порядка ценообразования.
Ответственность за злоупотребление доминирующим положением
В случае установления факта злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке ФАС России вправе:
- вынести предписание об устранении нарушения (ст. 23 Закона о защите конкуренции);
• о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
• об изменении условий договоров.
- наложить административный штраф (ст. 14.31. КоАП РФ)
• на должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет;
• на юридических лиц – от 1 до 15% размера годовой выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.
Существует возможность освобождения от административной ответственности лицам, первым выполнившим все условия, указанные в примечании ст. 14.32. КоАП РФ (за исключением координации экономической деятельности). Координация экономической деятельности – согласование действий компаний третьим лицом, не входящим в одну группу ни с одной из таких компаний.
ФАС России вправе наложить запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия.
Запрещаются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию («горизонтальные») – часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (запреты per se: поддержание цен, раздел рынка по территории, объему продажи и покупки товаров, составу продавцов или покупателей и др.).
Запрещаются «вертикальные» соглашения, если они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, а также запрещают покупателю товара продавать товар конкурентов.
Запрещается координация экономической деятельности участников рынка, если такая координация приводит или может привести к поддержанию цен, разделу рынка по территории, объему продажи и покупки товаров, составу продавцов или покупателей и др.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.09 №583 «О допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» установлены общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами, которые действуют в течение 5 лет (условия, при которых соглашение признается допустимым, и условия соглашения, которые не могут быть признаны допустимыми).
По материалам конференции «Юридические аспекты деятельности фармкомпаний в России»