08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Необходимо ли аптеке (розничная торговля лекарственными средствами) оформлять паспорт отходов I–V классов? Какова ответственность организации за неоформление?

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — ФЗ-89) отношения в области обращения, в частности, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — ФЗ-323), медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10), а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".

Частью 2 ст. 49 ФЗ-323 и п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено подразделение медицинских отходов в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.12 №681, на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д) и зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания человека.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.12.17 №АА-10-04-32/26588 "О направлении разъяснений" (далее — разъяснения) действие норм ФЗ-89, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности ФЗ-89, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

В то же время все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования ФЗ-89.

Таким образом, по нашему мнению, организация, в процессе деятельности которой образуются медицинские отходы класса А, Б, В, Г, Д, не прошедшие обезвреживание соответствующим образом, не должна оформлять паспорта на медицинские отходы.

В случае если медицинские отходы обезврежены, то такая организация обязана составлять паспорт отходов.

Согласно ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 тыс. до 60 тыс. руб.; на юридических лиц — от 200 тыс. до 350 тыс. руб.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александр ВАСИЛЬЕВ

Материал предоставлен ГАРАНТ

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики управление:
Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Основные журналы учета для аптечных организаций

Фармацевтическая деятельность требует обширной отчетности, в частности — ведения различных журналов, число которых может доходить до 18. О том, как журналы необходимо заполнять, чтобы избежать наказаний при работе в аптеке, в ходе вебинара IQ Provision рассказал Вячеслав Глухов, провизор и руководитель группы аптек компании «Эркафарм».

Права заказчика при отзыве лексредств

По договору поставки, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, учреждение получило лекарственный препарат, приемка которого была проведена в полном объеме. Однако вскоре после этого появилась информация о том, что производитель отзывает товар из-за наличия в нем микростекол. Поставщик же отказывается возвращать денежные средства заказчику. Возникает вопрос: имеет ли заказчик право вернуть товар в условиях сложившейся ситуации?

Изменения в оформлении рецептов

О последних изменениях в правилах отпуска рецептурных лекарственных средств рассказала на конференции «Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи» Наталья Гаврилина, доцент кафедры организации лекобеспечения и фармакоэкономики Сеченовского университета.

Специализированные
мероприятия
Omni farma