26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

В составе предприятия есть справочная служба, предоставляющая информацию о наличии лекарственных препаратов в аптечных сетях города. На сайте в сети Интернет при введении поискового запроса появляется наименование препарата с информацией о его наличии в аптеках города, с указанием цены и количества.

В адрес предприятия поступило требование от правообладателя товарных знаков ряда лекарственных препаратов представить информацию, подтверждающую правомерность использования товарных знаков.
Является ли информационное указание на наличие препарата в аптеках использованием товарного знака?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информация на сайте о наличии препарата, маркированного охраняемым товарным знаком, не является использованием товарного знака в целях гражданского законодательства.

Обоснование вывода:

Как следует из п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ того же кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено в том числе путем его размещения при выполнении работ, оказании услуг, в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (подп. 2, 4 и 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 1484 ГК РФ предусмотрено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Как следует из содержания ст. 1484 ГК РФ, каждый способ использования товарного знака ограничен целью такого использования – индивидуализацией товаров, т.е. приданием различительной способности товару или производителю в целях предотвращения смешения товаров. По нашему мнению, словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака, если оно не вызывает смешения продукции истца и ответчика.

Согласно п. 156 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 №10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" основным признаком использования товарного знака по смыслу ст. 1484 ГК РФ является введение его в гражданский оборот. В настоящем случае этот элемент отсутствует, а товары уже введены в гражданский оборот другими субъектами (например, аптеками).

В качестве примера из судебной практики смотрите постановление Девятого ААС от 24.07.2013 №09АП-19422/13.

Сулейманов Марат, к.юр.н., эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия