22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Аптечная организация в своих чеках указывает, что при предъявлении этого чека в медицинскую организацию гражданину будет предоставлена скидка на прием врача в размере 5%.

Скидка предоставляется при покупке в этой аптеке любого товара на любую сумму, причем товар не обязательно должен быть связан с той медицинской услугой, которая будет предоставлена этому потребителю. Аптечная организация и медицинская организация – разные юридические лица. Медицинская организация является частной.
Есть ли правовые риски при таких условиях предоставления скидки?

Разъяснение позиции:
В рассматриваемом случае предоставление скидки не соответствует требованиям законодательства к определению цены в публичном договоре.

Обоснование позиции:

Оказание платных медицинских услуг основывается на договоре, заключаемом между медицинской организацией (исполнителем) и потребителем или заказчиком этих услуг (ст. 779 ГК РФ, ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон №323-ФЗ), п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006, далее — Правила).

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 8 Правил установлено, что порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Ни Закон №323-ФЗ, ни Правила не запрещают предоставлять потребителям скидки при оплате медицинских услуг, равно как и не устанавливают порядок предоставления таких скидок.

Вместе с тем обратим внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор об оказании услуг по медицинскому обслуживанию признается публичным договором.

Пунктом 2 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Как указано в п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 №49 (далее — Постановление №49), в силу п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например, для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например, правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону.

Таким образом, медицинская организация вправе самостоятельно определить категории потребителей, которым предоставляются скидки при оплате стоимости медицинских услуг. Однако выделение такой категории должно иметь под собой определенное объективное основание. Иными словами, круг потребителей, имеющих право на упомянутую скидку, не может быть определен произвольно, на основе критериев, имеющих субъективный характер.

В рассматриваемом случае из вопроса следует, что условием предоставления потребителям скидки на оплату медицинских услуг является покупка товаров в определенной аптеке, причем товаров, не обязательно связанных с той медицинской услугой, за которой обращается потребитель. Выделение такого круга лиц, имеющих право на скидку, по нашему мнению, имеет субъективный характер и направлено на продвижение на рынке товаров, реализуемых конкретной аптечной организацией, не в связи с содержанием и объемом услуг, которые оказывает потребителям медицинская организация. Кроме того, потребители, которым предоставляется скидка, оказываются в неравном положении с лицами, приобретшими аналогичный товар в других аптеках (а возможно, и у других продавцов, если речь не идет о товарах, которые могут реализовываться только аптечными организациями).

Поэтому, с нашей точки зрения, предоставление скидки на обозначенных в вопросе условиях противоречит требованиям законодательства к определению цены в публичном договоре.

Отметим, что какие-либо негативные для медицинской организации последствия определения таких условий скидки явным образом из законодательства не следуют. В п. 18 Постановления №49 отмечено, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2 ст. 426 ГК РФ, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (п. 5 ст. 426 ГК РФ). Очевидно, что предоставление скидки на оплату услуг не ухудшает положение потребителей, которые ею воспользуются. Однако не исключена вероятность того, что при таких обстоятельствах иные потребители (например, те, кто приобретет аналогичный товар у других продавцов) сочтут свои права нарушенными и потребуют от медицинской организации предоставления им скидки в том же размере. Правовую оценку обоснованности их требований сможет дать суд.

Подчеркнем, что изложенная позиция является лишь нашим экспертным мнением. Материалов судебной практики, в которых рассматривались бы споры в аналогичных ситуациях, мы не обнаружили.

Ерин Павел, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
   
Статьи подрубрики управление:
Юридические нюансы размещения предложений о лекарствах

Юридическое лицо размещает на своем интернет-сайте предложения от других компаний, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, о приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения. При этом сам владелец сайта не имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Должен ли собственник интернет-сайта иметь такую лицензию? Можно ли на таком ресурсе осуществлять дистанционную торговлю лекарственными средствами?

Сертификация: должность в регистре не совпадает с трудовой

Столкнется ли заведующий аптечным пунктом при прохождении сертификации или аккредитации на новый срок с проблемой, если в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР) его должность автоматически определяется как «заведующий аптечной организацией», а в трудовой книжке указано «заведующий аптечным пунктом»? Обязано ли учреждение переименовать должность в штатном расписании (как в ФРМР)?

 

Компания с ОКВЭД 46.46 это аптечная организация?

Компания продает лекарственные средства и медицинские изделия. У нее есть только оптовая фармацевтическая лицензия. Может ли предприятие с ОКВЭД 46.46, имеющее лицензию на розничную торговлю лекарствами, считаться аптечной организацией?

 

Разрешено ли использовать оксид мышьяка?

Вправе ли производитель лекарственных средств, имеющий лицензию на производство лекарственных средств, использовать в производстве в качестве лабораторного ингредиента оксид мышьяка (III) (иное наименование — мышьяковистый ангидрид) для проведения анализов?

Как правильно определить момент истечения срока годности ЛП

Как правильно определять момент истечения срока годности лекарственных препаратов, если:

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma