07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Закон и бизнес: превратности ценообразования

Система ценообразования меняется. Законы трансформируются. Механизм СПИК постоянно обсуждается.

Есть позитивные перспективы, есть существенные недоработки, и здесь важны нюансы ценообразования и его регулирования.

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Государство дает преференции и субсидии для отечественных производителей, много говорят о специальных инвестиционных контрактах (СПИК), о локализации производства. Но если государство одной рукой что–то дает, то другой рукой что-то забирает, и к этому надо быть готовым. Отнимающая рука стремится к понижению цен. Это понятно: денег на здравоохранение не хватает даже в самых богатых странах. Но такие изменения приводят к отсутствию стабильности.

Между решением вывести продукт на рынок и появлением его в аптеках проходит два года. Производители не могут работать, если не знают, какая будет ситуация через полгода или год. Если в 2016 г. фирма рассчитывала на одни цены, в 2018–м они будут иными. А до 2016 г. еще может быть десяток лет разработки лекарственного средства с периодическим выходом статей. Это создает неуверенность производителей, мешает появлению новых продуктов и локализации производства. "Общественность говорит: мы понимаем, что государство должно регулировать этот сектор, но давайте делать так, чтобы все новое мы узнавали заранее", — говорит Лидия Титова, исполнительный директор СПФО. Тогда процесс выхода на рынок ускорится.

Цены снижаются, и это влияет на развитие еще одного приоритетного направления — экспорта. Чтобы что-то экспортировать, требуется это зарегистрировать и предложить разумную цену. Поэтому понижение цен на внутреннем рынке — это ограничение на внешнем рынке, потому что покупатель в первую очередь смотрит, какова цена производителя на внутреннем рынке. И чем жестче ценовой режим, тем сильнее ограничатся ресурсы для экспорта.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ…

Алексей Торгов, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти BIOCAD, считает, что подход к регулированию цен должен быть избирательным. Это значит, что для одного препарата можно понизить цену в два раза, для другого нельзя даже на 20%.

К сожалению, плохо рассматриваются иные механизмы, кроме жесткого регулирования цен. Можно эффективнее распределить уже имеющиеся ресурсы. Возьмем перечень ЖНВЛП: последние годы он растет и расширяется. Выйти из него можно в случае, если препарат совсем снят с производства. И никто не пытается его очистить. Это сказывается на доступности препаратов для пациентов. 50% упаковок на рынке — это препараты дешевле 50 руб. Для одних доступность — это уменьшение цены дорогостоящего препарата в несколько раз. Для половины населения — это сохранение дешевых препаратов в аптеках. Неважно, за эту же цену или несколько дороже. Когда человек приходит в аптеку, то видит, что ассортимент вроде тот же, но меняется производитель и цена немного выше. В этом несовершенство механизма ценообразования.

СПИК, ПАТЕНТ, ИННОВАЦИИ

2018 г. Решать по поводу инвестирования своих денег или денег акционеров каждый раз непросто. Что должно было бы сделать Правительство, чтобы решение было принято: что добавить положительного, и что негативное убрать?

Не хватает предсказуемости бизнеса в интервале 6 лет, по мнению Наиля Егофарова, директора отдела корпоративных связей Pfizer в России. Министерство и ведомства постоянно что–то вводят: методику ценообразования, преференции, локализацию продуктов, условия тендерных закупок и т.д. Компаниям трудно что-либо решать, потому что они не успевают отслеживать все изменения.

Эту точку зрения поддержал и Александр Кузин, генеральный директор компании "НоваМедика". Но все же отметил положительное влияние "третьего лишнего", появления СПИК и поддержки Минпромторгом формирования совместного проекта с Pfizer.

Противоположное мнение высказал Александр Быков, директор по экономике здравоохранения компании "Р–Фарм": "Фарминдустрия 10 лет демонстрирует в среднем 25% темпа роста. Ни один из секторов экономики не может похвастаться такими стабильными и позитивными изменениями». Нужно инвестировать: фармрынок стабильный. Хотелось бы повысить финансирование здравоохранения, чтобы затраты поднялись с 3,8 до 4,1% от ВВП". Формирование инновационно–регуляторной среды — вот что важно: импортозамещение — с экспортным компонентом, инновационные лекарственные препараты — быстрая регистрация и выход на рынок. По оценкам экспертов, треть новых молекул пока еще не зарегистрированы на территории РФ. Доступ поступающих препаратов к больным ограничен.

Инновации — это инвестиции в будущее, поэтому необходима либерализация в плане доступа препаратов государственной системы. Чтобы прорывные препараты были доступны, даже если клинические исследования проводились в ICH.

Позитивно выглядят перспективы нижнего ценового сегмента — давно применяемых, опробованных, "старых добрых" препаратов. Улучшается информационное пространство, скоро повысится информационная культура потребителей любых продуктов, в т.ч. лекарств. Тогда в аптеках теория "дешевое хорошим не бывает" окажется не состоятельной, потому что потребитель будет сознательно выбирать продукцию. Диктатура рынка перетекает в диктатуру розницы, а дальше будет диктатура конечного покупателя, которая сама по себе снимет обсуждаемые здесь вопросы. Этим должно озаботиться государство.

За два года сильно вырос интерес к российской субстанции. Объем реализации за 2017 г. вырос в два раза в сравнении с 2016–м, как в килограммах-тоннах, так и в рублях. В вопросе инвестирования есть две стороны: с одной — Постановление Правительства №1289 и преференции, с другой — поиск экономической выгоды. Чтобы производить субстанции в России, нужно видеть, что выгода обоснована и не "притянута за уши". "Нужна методическая поддержка производителей субстанций, чтобы они могли выходить за пределы РФ. И хотелось бы более аккуратного отношения к патентному законодательству, чтобы шаги по локализации производства были направлены в сторону инновационных субстанций, а не дженериковых", — комментирует Екатерина Синченко, генеральный директор "ФармИнтеллект", член совета директоров ГК "БИОН".

Направленность на инновации требует доработки механизма СПИК. Взглянем на преимущества СПИК — локальный статус и налоговые льготы. Это больше подходит компаниям, производящим симиляры и дженерики. Потому что если заключить спецконтракт, получить локальный статус, то у инновационного препарата, который защищен патентом, конкуренции не будет. Раз нужны инвестиции в инновационные препараты и локализация их производства, то какие существуют гарантии? Производители зависят от включения в перечень ЖНВЛП.

Будет ли СПИК 2.0 учитывать интересы производителей инновационных препаратов? Чем больше прозрачность, тем больше гарантий и с точки зрения объемов, и включения в перечень, и остальных факторов. В этом направлении хотела бы видеть изменения в СПИК Оксана Монж, генеральный менеджер рецептурного бизнеса Санофи в России, которые прошли путь написания СПИК. Эту точку зрения поддерживает Наталья Колерова, генеральный менеджер департамента онкологических препаратов компании "Новартис". Она добавляет, что хотелось бы большей прозрачности и ясности в регуляторных актах: в законодательстве и в правоприменительной практике. Компания "Новартис" после года судебных разбирательств сумела защитить патент. Если СПИК даст возможность исключить такие риски, то было бы неплохо, чтобы Роспатент и другие организации занимали более активную позицию в защите патентных прав.

В фармотрасли не хватает внятных, понятных пакетов законов, инвестпривлекательных и инвестстимулирующих, которые позволят понимать итоговую цель. Причем и для россиян, и для иностранцев, как отметил Виталий Алейников, совладелец завода "Озон".

Быстрое и естественное импортозамещение потихоньку заканчивается, и поэтому нужны инвестстимулирующие законы. Нужен единый контролирующий и регулирующий орган в фармотрасли. И если убрать низкий темп принятия решений и их непредсказуемость со стороны государственных органов, тогда есть шанс, что ситуация улучшится.

БИЗНЕС–ИГРА "КАРТЕЛЬ"

Минздрав России в последние три года инициирует увеличение бюджета на закупки медикаментов. При этом пациентские организации фиксируют снижение качества лекарственного обеспечения и количественных показателей.

С 2015 г. ФАС России фиксирует взрывной рост картельных соглашений на торгах. На 2018 г. возбудили более сотни дел по картелям, очередь дел разрабатывается. Чисты только Чукотка, Севастополь и Крым.

Штраф достигает до 50% от начальной максимальной цены контракта от каждой компании, неважно, выиграла фирма торги или нет. Это сотни миллионов рублей. ФАС постоянно пишет и говорит об этом. В прошлом году президент страны призвал организовать взаимодействие с правоохранительными органами. В декабре подписали указ о национальном плане по развитию конкуренции, где в одном из пунктов отмечается уголовное преследование участников картеля. Заведено уже 9 уголовных дел по картелям, в т.ч. и в части поставок медикаментов, 8 человек находятся под стражей… Но и это не останавливает. Торги проходят в электронной форме. Разработанная ФАС методика почти автоматически выявляет признаки картелей. Хуже, когда начинаются договоренности с государственными заказчиками. Компании начинают договариваться о цене: кто, по какой цене и какой аукцион выигрывает. Соответственно, экономии бюджетных средств не происходит. И тут же начинают договариваться с госзаказчиками, обманывая конкурента. Недавно вынесли решение насчет трех госзаказчиков, материалы передали для возбуждения уголовного дела.

"Надеюсь, что нашими совместными усилиями удастся сбить эту картельную волну", — комментирует Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России.

ЧТО В ИТОГЕ С ПАЦИЕНТАМИ?

По словам Александра Саверского, президента Лиги пациентов, цифры страшные. В 2016 г. было опрошено 600 человек, 76% отметили недоступность лекарств. В 2017-м — уже 83% из 750 опрошенных. Из них 67% не могут ни купить препарат, ни получить бесплатно. Это говорит о том, что емкость рынка еще огромна. А еще это сигнал о системном нарушении прав граждан. Фармацевтические компании недостаточно уделяют внимание правовым механизмам. Еще 10 лет назад было трудно представить, что прокурор в суде пойдет защищать пациента. Прокуратура отчитывается о более чем сотне случаев защиты пациента в год. В прошлом году Лига пациентов получила первое уголовное дело против чиновников правительства Башкирии и Минздрава за необеспечение лекарствами детей. В Ульяновской обл. возбуждено уголовное дело по факту невыполнения судебного решения в сторону министра здравоохранения. В Лиге считают, что другого пути нет. Ключевое в нашей сфере — лояльность к пациенту. Не абстрактная пациентоориентированность, а лояльность.

Планирование и конкуренция не должны быть оторваны друг от друга. Конкуренция не решит проблемы. В основе должно быть планирование потребности пациентов в медикаментах и лекарствах. С юридической точки зрения, необходимые лекарства человек вправе получить бесплатно. Это не иллюзия: по Конституции человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь, есть стандарты медицинской помощи. Генеральная прокуратура признает, что в структуру тарифа ОМС уже входят лекарственные средства. Почему не выполняется закон? Право есть, но оно не реализуется. В экономике есть и права, и составляющие, и деньги.

В Госдуму внесен закон, который вводит понятие "медицинская помощь, включая лекарственное обеспечение". Это сделает лекарственное обеспечение частью конституционного права, более конкретной и ясной.

Лига пациентов уже предлагала Минздраву ввести систему бюджетного разворота, ввести бесплатное обеспечение, например, кардиологическими лекарствами. В итоге снизится нагрузка на инвалидизацию и госпитальные службы. Таким образом, по спирали деньги вернутся на другие лекарства. Фармкомпании могут помочь создать единый колл-центр, который будет заниматься правовым сопровождением пациентов. Это даст системе заработать. В России не было до сих пор мощной информационной кампании в медицине.

И здесь права пациентов совпадают с интересами фармкомпаний: пациентам нужны их лекарства.

По материалам сессий в рамках XIII международной конференции "Фармацевтический бизнес в России: перспективный сценарий развития фармацевтического рынка на 2018 год"

Статьи подрубрики государственное регулирование:
Обязательная маркировка медизделий продолжается

Внедрение системы «Честный знак» для МИ проходит поэтапно — на сегодняшний день маркировке подлежат 13 категорий медизделий. Еще по 9-ти видам медизделий проводится эксперимент.

Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.