15.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
15.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Информационные технологии

Желание сравнивать цены с конкурентами никто не скрывает

Аптечной организации всегда интересно знать, каковы максимальные, средние и минимальные цены на позиции своего прайс-листа, и сравнивать их с ценами конкурентов.

Такой интерес вызван желанием понимать процесс ценообразования, делать его более гибким и предлагать определенные преференции своим покупателям.

Об ИТ–решениях для аналитиков фармацевтического рынка и специалистов здравоохранения, и в первую очередь для руководителей аптечных организаций и аптечных сетей на XII Международном форуме MedSoft–2016 в рамках симпозиума "Фармацевтические информационные системы" рассказал заместитель директора по ИТ Группы компаний "Московские аптеки" Василий Лактионов.

Компания "АСофт XXI", которая входит в ГК "Московские аптеки", занимается разработкой специализированного программного обеспечения в области фармбизнеса с 1995 г. Многим участникам фармрынка хорошо знаком ее ресурс AptekaMos.ru

Падение курса рубля по отношению к доллару и евро привело к росту цен на лекарственные препараты (по данным В. Лактионова, согласно ресурсу AptekaMos.ru, цены на лекарства за последние полгода выросли в аптеках в среднем на 70%) и приостановлению производства ряда лекарств, а также к удорожанию кредитов для фамрпроизводителей и дистрибуторов, росту закупочных цен на импортные лекарства и рассрочке платежей для аптек. Для участников фармрынка еще более актуальной стала задача мониторинга и анализа рынка в контексте цен.

"На протяжении 2015 г. мы боролись с тем, что ведущий наш проект — сайт AptekaMos.ru — подвергался атакам и нападкам, у нас попросту крали данные. Для этого есть определенные причины, поскольку других информационных систем, откуда можно было бы взять данные для анализа цен, не так много. И мы одни из них", — отметил такую тенденцию В. Лактионов. Далее он поделился сведениями об источнике, на котором основаны продукты компании, — это справочник лекарств ЕГК, наиболее полно описывающий аптечный ассортимент. Ведется он с 1996 г. В ЕГК представлены лекарственные средства, БАД, лечебная косметика, медицинская техника и изделия медицинского назначения, лекарственные растения. ЕГК содержит всевозможные классификации медикаментов: международные непатентованные наименования, фармакологические группы, международный классификатор болезней (МКБ–10), анатомо–терапевтические–химические группы (АТХ), перечень ДЛО и др. списки согласно законодательству. Информация в ЕГК вносится бесплатно. А сам справочник доступен в виде DBF–файлов — для использования в информационных системах, а также на CD-диске вместе с программной оболочкой — для использования в качестве электронного справочника лекарств.

В. Лактионов отметил, что справочник ЕГК достаточно широко используется для решения вопросов написания приложений как для аптек, так и сайтов, мобильных приложений.

Целый отдел квалифицированных специалистов проверяет информацию, прежде чем внести ее в ЕГК. "У нас представлено порядка полутора тысяч аптек и около 5,5 млн позиций из всех прайс–листов этих аптек. Отмечу, что эти показатели за полтора года выросли на 50%. Аптеки видят пользу от сотрудничества именно с нами, с ресурсом AptekaMos.ru!" —  подчеркнул представитель компании. Он добавил, что среднемесячная посещаемость ресурса составляет сегодня порядка 700 тыс. посетителей, а те аптеки, которые по каким–то причинам отключаются от ресурса, в итоге все равно возвращаются.

РЕСУРСЫ ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

Компанией были разработаны два ресурса для специалистов по ценообразованию и мониторингу, в первую очередь. Первый — это "АптекаРос.Мониторинг". При этом разработчики старались учесть важный момент для специалистов — наличие графического интерфейса, в котором они могли бы видеть информацию о минимальных, средних и максимальных ценах на определенные медикаменты.
"АптекаРос.Мониторинг" — профессиональный инструмент для анализа данных о наличии и ценах на лекарства в аптеках, предназначен для маркетологов, специалистов по ценообразованию и закупкам, предоставляет возможность создания собственных списков аптек и медикаментов (есть возможность даже распечатать отчет), доступ к информации из любого места и с любого устройства: компьютер, планшет, смартфон, не требуя установки дополнительного программного обеспечения. Также на ресурсе используются фильтры для поиска информации: для медикаментов — это производитель, для аптеки — территориальное расположение.

Второй ресурс "АптекаМос АПИ" (API — application programming interface) — полная копия "АптекаРос.Мониторинг". В. Лактионов пояснил, что для определенного рода пользователей, которым необходимо, к примеру, решать задачи построения графиков, нужны так называемые чистые данные (информацию, представленную на слайде в виде интерфейса, можно получить в виде чистых данных), лучше воспользоваться именно этим ресурсом.

"Никто из заказчиков не стеснялся, что хочет сравнивать свои цены с ценами конкурентов, и мы поддержали их и представили мониторинг в удобном для пользователя формате", — отметил В. Лактионов.

На перечисленных ресурсах можно получить фактически ту же информацию, что и на Аptekaros.ru, с которого, по выражению представителя компании, "все начинается". Он подчеркнул, что все сервисы компании основаны на справочнике ЕГК и дают возможность получать информацию о количестве аптек в Москве и Подмосковье и позициях лекарственных препаратов в них, о ценах на конкретную упаковку в аптеке и статистическую информацию, например, ТОР запрашиваемых лекарств в аптеках за последнюю неделю. "Иногда людям интересно знать, как элементарно меняется спрос на тот или иной лекарственный препарат с точки зрения потребности в нем", — сказал В. Лактионов. Интересна эта информация и для клиентов сервиса, таких крупных аптечных сетей, как "Самсон–Фарма", "Нео–фарм", "Диасфарм", "Е–Аптека" и др.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики информационные технологии:
Чем полезны фарме мобильные приложения

Мобильные приложения, давно вошедшие в нашу жизнь, используются в фармотрасли не только для заказа и продажи лекарств. С их помощью можно создать цифровую платформу для взаимодействия с медицинским и фарм-сообществом, прорекламировать компанию или повысить осведомленность общества о заболеваниях.

Онлайн-продажи фармы продолжают рост

Все больше покупателей фармтоваров предпочитают приобретать их через интернет, поскольку это быстро и удобно. Но помимо данных очевидных преимуществ на поведение потребителей влияют и другие факторы.

ОМНИ-пациенты и возможности телемедицины

Телемедицина уверенно вошла в нашу жизнь, и многие признают ее важность и удобство. Хотя дистанционный формат не заменяет живое общение, он предлагает широкие возможности для быстрой постановки диагноза и корректного лечения. Генеральный директор «Школы Медицинского Бизнеса», кандидат медицинских наук Анна Соломахина рассказывает о текущем использовании телемедицины и ее преимуществах при выборе «смешанного» формата консультаций и лечения.

Перспективы инновационных разработок на фармрынке

Об интересе банковских структур к фармацевтической отрасли говорили участники сессий «Передовая фармацевтика России: уникальные разработки, новые технологии и отраслевое лидерство» на прошедшем экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

 

Импортозамещение IT-технологий фармбизнеса

Конкурентоспособность и эффективность работы сейчас немыслимы без IT-технологий, предлагающих множество рабочих программ для реализации различных задач фармбизнеса. 

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг