Аптечный сегмент: стресс и вероятная трансформация?
Темпы замедляются
В сравнении с результатами позапрошлого 2021 г. объемы аптечной реализации фармпрепаратов и нелекарственного ассортимента прибавили более 14,5%. Первые месяцы 2023-го показывают скорее отрицательные значения: платежеспособный спрос на необходимые медикаменты продолжается снижаться в силу общего сокращения доходов. С учетом "высокой базы" при весеннем ажиотаже 2022 г. прирост аптечного отпуска вряд ли станет выше нуля ранее июля.
Вероятно, в нынешнем году медленным будет и рост онлайн–сегмента. Прибавлять интернет–ритейл может с большой вероятностью сильнее, чем классическая аптека, но в целом резервы "дистанта" подходят к исчерпанию, и в ближайшей перспективе динамики устремятся к выравниванию. Косвенное подтверждение данному прогнозу — "смещение акцентов" в инвестактивности крупнейших лекарственных оптовиков. В течение нескольких месяцев они обращают серьезное внимание на промышленную часть фармотрасли. Да и общее расширение инфраструктуры для ряда агрегаторов, маркетинговых ассоциаций и франчайзинговым проектом идет в основном низкими темпами.
Фармноменклатура может быть переформатирована
Ситуация с лекарственным ассортиментом также еще не нормализовалась. Показательный тому пример — остановка импорта "виагры". Данное наименование давно перестало быть системообразующим. Больше того, бренд был почти полностью вытеснен различными аналогами. Однако история российского фармрынка насчитывает массу примеров, когда оригинальное лекарство многие годы оставалось на лидерских позициях, невзирая на множество воспроизведенных препаратов. В данном аспекте ситуация меняется кардинально, что может свидетельствовать о пересмотре бизнес–подходов даже в тех фармкомпаниях, которые санкциями никоим образом не затронуты.
Изменить ассортимент аптеки с огромной вероятностью может и старт обязательной маркировки биодобавок: итоги экспериментального проекта для БАД подведены буквально на днях. И, как показывает опыт внедрения системы МДЛП, за данным событием способно последовать серьезное переформатирование номенклатуры. Риски предполагаются для достаточно значительного списка наименований, особенно тех, которые сейчас предложены маркетплейсами. Однако у такого замещения возможен и "плюс": часть аудитории интернет–ритейлеров вернется в классические аптеки и на профильные аптечные сайты. Масштабы возвращения оценить пока сложно.