АПТЕКИ-2020: ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА МАРКИРОВКОЙ И КОНКУРЕНЦИЕЙ?

Ужесточение конкуренции, в т.ч. из-за неаптечных игроков. Перспективы что–либо изменить кажутся минимальными.
Возможны ли в этой определенности варианты, и если да, то какими они могут быть?

Разобраться в "вызовах–2020" постарались участники XIV Аптечного саммита "Эффективное управление аптечной сетью". И вот что любопытно: главными трудностями аптеки эксперты назвали не маркировку. И не налогообложение. И даже не конкуренцию.

"ПИАСТРЫ, ПИАСТРЫ!
НАЛОГИ, НАЛОГИ!"

Вопрос о налогах для аптечной организации — это не только и не столько отмена специальных налоговых режимов.

В 2020 г. аптекам важно обратить внимание на общие для всех отраслей экономики тенденции. На первом месте здесь — риски искусственного дробления бизнеса.

Общий рецепт выживания таков: всегда рассматривать худший налоговый сценарий. В 2019–2020 гг. растет не только объем контроля, но и размер налоговых претензий. В случае с аптекой стоит тщательно проверять все цепочки сотрудничества. Аудит может коснуться не только ваших "вторых" и "третьих" контрагентов: сегодняшние проверки весьма детальны и доходят даже до седьмого звена бизнес-взаимодействий.

Так что стараемся оценить и уменьшить все возможные риски. Обратить внимание на ЕНВД и патентную систему тоже необходимо, но с другой, не совсем привычной точки зрения.

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ЕНВД РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ?

Генеральный директор аудиторской фирмы "Зеркало" Наталья Черкасова обращает внимание на документ, подаривший надежду многим аптечным организациям. Речь о письме Министерства финансов РФ 03-11-11/875-00 от 13 ноября 2019 г.

Минфин в данном письме заметил: если наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей единому налогу, организация (в нашем случае аптека) занята другими видами предпринимательской деятельности, то она обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Именно обязана. Многие увидели в этом шанс: получается, аптека может сохранить ЕНВД для немаркированной продукции!

Но безоглядно доверять этому шансу пока опасно. Точка зрения, изложенная в письме, противоречит Налоговому кодексу, предупреждает Черкасова. Мнение профильного министерства при всей своей обоснованности, увы, не может рассматриваться в качестве правовой нормы.

А это означает: сохранить режим ЕНВД для немаркированных лекарств аптека сможет только в одном случае. И случай этот наступит, только когда будет принят соответствующий закон — о разрешении применять два различных налоговых режима при раздельном учете.

Но пока такого акта нет, аптеке нужно быть особенно внимательной: достаточно один раз отпустить промаркированную продукцию и с этой одной упаковкой препарата будет потеряно право на применение ЕНВД.

Стоит обратить внимание и на такой организационный момент: Минфин заметил, что товарные остатки года девятнадцатого в двадцатом году по спецрежиму учитываться не будут. Именно тот риск, о котором предупреждало аптечное сообщество.

КАК РАЗДЕЛИТЬ ДВА ПОТОКА ЛЕКАРСТВ?

Попробуем рассмотреть наиболее оптимистичный сценарий: в диалоге аптечного сообщества и регулятора подтверждена необходимость сохранения ЕНВД и патентной системы налогообложения. Закон о двух налоговых режимах — для маркированных и немаркированных лекарств — обретает юридическую силу. Но наступает первое июля — срок отложенного старта обязательной маркировки. И что тогда?

А на этом этапе, как обращает внимание генеральный директор компании-дистрибутора "ПрофитМед" Евгений Стригас, нужно будет ответить на вопрос: как грамотно разделить два потока лекарств, наделенные различным правовым статусом?

Стригас_ПрофитМед

Решение задачи нужно будет найти, скорее всего, среднему звену. Дистрибуция — совместно со звеном аптечным — решает сегодня еще одну задачу, связанную с организацией работы в системе МДЛП. Речь о прямом и обратном акцепте.

ЗАДАЧА ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ, или ВЕРНУТЬ БРАК В СИСТЕМЕ МДЛП

Схема прямого акцепта облегчает задачи аптеки на первом этапе. Передать данные в систему мониторинга — обязанность дистрибутора. Причем в тот момент, когда он отправляет в аптечную организацию партию фармацевтической продукции. Но если в этой партии обнаружится брак — возвращение бракованных препаратов будет очень и очень сложным.

Обратный акцепт, напротив, сложен для аптеки вначале. Приемка продукции, поступившей от дистрибутора, занимает значительное время. Да и данные в систему МДЛП передает тоже аптека. Однако бракованные лекарства проще вернуть поставщику. Разрешена и та, и другая схема. Фармдистрибуция выступает за второй вариант. Как замечает генеральный директор ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский, аптекам, согласившимся на обратный акцепт, стоит предоставить более комфортные ценовые условия. Ведь они помогают среднему звену нести меньше издержек.

"Обратный акцепт помогает защитить систему. Будем вести разъяснительную работу с аптеками", — подчеркивает и управляющий партнер АСНА Александр Кондратьев. Часть аптечного сообщества с ним не согласна и обращает внимание на значительную сложность приемки.

Кондратьев_АСНА

Может быть, вопрос не во «взаимопонимании» аптеки и дистрибутора, а в технологическом упрощении самой схемы приемки маркированной продукции?

Решение этой задачи зависит уже не от фармы, а от ИТ.

А ЕСЛИ В АПТЕКЕ НЕТ ИНТЕРНЕТА?

Следующий нерешенный вопрос системы МДЛП напоминает старый анекдот: Интернет, компьютеры и смартфоны спорили, кто же из них главный, но тут в дискуссию включилось электричество.

Похожая ситуация рискует сложиться в сельской местности и в отдаленных районах, обращает внимание директор по развитию ФК "Пульс" Сергей Еськин.

Еськин

В малых населенных пунктах нередки не то что перебои с Интернетом, а и полное его отсутствие. Как же быть в таком случае с доступностью лекарств?

НЕ ДОПУСТИТЬ МОНОПОЛИЗАЦИИ

Для кого–то маркировка — еще одно условие конкуренции. Как иронически заметил один из участников Аптечного саммита: если какие–то аптечные организации не смогут перейти к маркировке, то мы постараемся "помочь им выполнить свою функцию". А точнее, с радостью поможем их посетителям.

Такой эффект не устраивает не только многие аптеки. И не только пациента.

"Для нас как для дистрибутора главный вызов — не допустить монополизации аптечного ритейла, — замечает генеральный директор ФК "Гранд Капитал" Денис Ременяко. — Здесь происходит не то, что ожидали. Думали, самые слабые — это одиночные аптеки. Но в действительности самым слабым оказался средний сегмент — сети размером в 30–40 аптек".

ДЕФРАГМЕНТАЦИЯ АПТЕЧНОГО СЕГМЕНТА

Крупная аптечная сеть, действительно, часто выступает монополистом как для дистрибутора, так и для производителя. И прогноз на 2020 г. более чем серьезен.

Иноземцев

"В наступившем году продолжится дефрагментация аптечного сегмента, — предупреждает генеральный директор "Лекарственной экосистемы" Герман Иноземцев. — Большие сети продолжат расти за счет покупки прогоревших слабых. Как мелких, так и средних. И здесь важно учитывать не только прямой, но и косвенный рост конкуренции. Косвенный рост — все то, что лежит за пределами аптечного сегмента. А именно e–commerce и почтовые отделения".

КОНКУРИРУЕМ ПО МОСКОВСКОМУ ОБРАЗЦУ

"Почта России" также приняла участие в Аптечном саммите. Почтовый оператор, запустивший в декабре пилотный проект в Самарской обл., смотрит в будущее с оптимизмом. Уже есть планы насчет следующего этапа. В целевой аудитории почта уверена.

Внутри аптечного сегмента — не менее жарко.

Фридман_ВЕСНА

Как предостерегает основатель содружества аптек ВЕСНА Александр Фридман: "Некорректная конкуренция усиливается, и будьте готовы к тому, что она будет расти!" Причем независимо от места на географической карте.

"Конкуренция в регионах очень похожа на московскую: все лезут в центральный город и оставляют без доходности всех, кроме производителя, — замечает представитель тверской аптечной сети "36,6-Здоровье" Акоп Варпетян. — А мы усиленно работаем и над качеством кадров, и над их «связкой» с посетителем. И не гонимся за уничтожением цены и экономики".

Кстати, о производителях.

"СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ ПРОДУКТ ИМЕЛ ЦЕННОСТЬ..."

"В чем типичная проблема многих фармпроизводителей? — предлагает подумать над вопросом генеральный директор управляющей компании "Аптечные традиции" Дмитрий Руцкой. — Желание приобрести и желание продавать — как два крыла. Большинство производителей про второе крыло забывают. Но как полетишь с одним крылом?

РуцкойАПТрадиции

Часто оказываешься свидетелем такой ситуации. Препарат становится трафик–билдером, и в результате демпинг превращается в основную стратегию. Аптеки вынуждены мириться с убытками.

Следите, чтобы ваш продукт имел ценность и не превращайте его в мусор. Наценка в минус 15%, конечно, обеспечивает трафик. Но сам продукт она уничтожает".

КАК НЕ СТАТЬ "ЖЕРТВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ"?

В аптечном сегменте правит ценовой хаос, обращает внимание Руцкой. Где–то цены — ниже заводских, где–то — значительно выше привычных аптечных. Но в погоне за "посещаемостью" важно не уронить доходность до критических значений.

Если EBITDA (чистая прибыль до вычета налогов) меньше или равна 3%, то при малейшем колебании рыночной конъюнктуры аптечная организация — увы, банкрот.

"Необоснованный дисконт — это демпинг, — обращает внимание Герман Иноземцев. — Аптеки должны сражаться не в области цены, а в области сервиса. Сервис для покупателя-пациента — это рекомендации и ассортимент. Сервис для производителя — информация о его доле в обращении и тому подобных показателях. А цена на лекарства должна быть везде единой. Пусть не аптеки, а производители соревнуются друг с другом".

КОГДА АВРАЛ СТАНОВИТСЯ ЕЖЕДНЕВНЫМ

"Все работают в режиме "не дай бог, как бы чего не было", — замечает Рустем Муратов, директор по коммерции и маркетингу компании "Синтез". Система фармацевтической деятельности выстроена таким образом, что изо дня в день работает в минус. И каждый день сомневается в своем будущем.

Маркировка и отмена ЕНВД усугубят это состояние — так же, как состояние хронического больного усугубляют перегрузки. Может быть, пришла пора лечить основное заболевание?

По материалам XIV Аптечного саммита "Эффективное управление аптечной сетью" (организатор: infor–Media Russia)

Алтайская Екатерина
26.02.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
RegLek2020
Beauty
Logic
 
 

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться