Свежие статьи подрубрики заболевания:

 
Beauty
Logic
 
 

ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛЫШАЛ ЭТОТ МИР

360 млн населения земного шара имеют инвалидность по причине потери слуха. Цифры настораживающие! К 2050 г. каждый десятый житель планеты будет иметь те или иные проблемы со слухом.

Задача ВОЗ — интегрировать имеющиеся возможности в национальные системы здравоохранения и повысить доступность слуховых аппаратов, а также как можно шире информировать людей о причинах потери слуха и возможностях его реабилитации. Особенно важно, чтобы в полном объеме помощь получали дети.

В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?

Инвалидизирующее снижение слуха означает:

  • у взрослых (от 15 лет и старше): снижение слуха свыше 40 децибел (дБ) в лучше слышащем ухе;
  • у детей (0–14 лет): снижение слуха свыше 30 дБ в лучше слышащем ухе.

Предполагается, что до 330 млн людей в мире имеют хронические инфекционные заболевания уха (хронический средний отит). Если отит не лечить, он сопровождается не только снижением слуха, но и опасными для здоровья и жизни осложнениями. А ведь хронический отит может быть предотвращен и эффективно излечен при адекватной медицинской, в т.ч. и хирургической помощи.

У детей более 30% нарушений слуха вызываются корью, свинкой, краснухой и инфекционными заболеваниями уха. Родителям следует помнить об этом и ни в коем случае не отказываться от вакцинации.

Что касается представителей пожилого возраста (старше 65 лет), то на трех приходится один человек, имеющий инвалидизирующее нарушение слуха (тугоухость). Если тугоухость не лечить, она может привести к ограничению в общении, тем самым провоцировать ощущение одиночества, за которым следует разочарование и социальная изоляция. И в результате к депрессии. А еще нарушения слуха у пожилых нередко являются драйвером когнитивных расстройств (ухудшение памяти, работоспособности) и деменции.

Предполагается, что риск развития тугоухости обусловлен воздействием шума в местах развлечений: на концертах, спортивных мероприятиях, а также использованием персональных музыкальных устройств. Регулярное воздействие громких звуков в течение длительного времени представляет серьезную угрозу развития необратимых нарушений слуха. Это можно предотвратить за счет повышения информированности о рисках, законодательных инициатив и соответствующих практик безопасного слушания.

Неправильное использование индивидуальных систем прослушивания (наушников) приводит к снижению слуха у 1,1 млрд молодых людей в мире. Сегодня достигнута договоренность с производителями гаджетов о том, что в случае превышение безопасной мощности (80 дБ) на экране появляется предупреждение: "длительное прослушивание на максимальной громкости может привести к снижению слуха". Важно его не игнорировать, а также помнить, что наушники нельзя использовать в транспорте. Самые агрессивные модели — внутриушные наушники — потому что имеют направленную звуковую волну, которая прицельно воздействует на органы слуха.

Во многих местах производственный шум, такой как громкие звуки работающих механизмов и взрывы, стал наиболее потенциально компенсированным профессиональным вредным фактором. Он может быть предотвращен за счет использования индивидуальных средств защиты.

Существует несколько десятков наименований лекарственных средств (главным образом это аминогликозиды и некоторые противомалярийные препараты), которые могут вызывать нарушения слуха и равновесия. Такой побочный эффект проявляется не у всех. Поэтому особенно важно принимать лекарства не в порядке самолечения, а по назначению врача. Кроме того, у многих препаратов есть аналоги, которые никак не повлияют на остроту слуха.

РЕАБИЛИТАЦИЯ: ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

В 60% тугоухость у детей может быть предотвращена за счет активного функционирования системы здравоохранения. ВОЗ считает, что для этого необходимо:

  • Совершенствовать программы охраны здоровья матери и ребенка, включая иммунизацию.
  • Реализовывать программы аудиологического скрининга детей и школьников.
  • Готовить работников здравоохранения для реализации программ профилактики нарушений слуха.
  • Обеспечить доступность технических средств реабилитации и коммуникации.
  • Регулировать и мониторировать использование ототоксических препаратов и воздействие производственного шума.

Жестовый язык и практика субтитров облегчают общение с глухими и слабослышащими. ВОЗ считает, что члены семьи, медицинские работники, учителя и сотрудники должны мотивироваться к изучению жестового языка для облегчения общения с глухими людьми. Использование индукционных систем в классах и публичных местах, так же как и использование субтитров в аудиовизуальных медийных программах, важно для улучшения доступности к общению для лиц с нарушениями слуха.

Люди с нарушениями слуха (включая и возрастное его снижение) могут реабилитироваться различными способами, в т.ч. с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

НЕ ОТКЛАДЫВАЙ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СКОРРЕКТИРОВАТЬ СЕГОДНЯ!

Директор ФГБУ "Российский научно–практический центр аудиологии и слухопротезирования" ФМБА России, проф. Георгий Таварткиладзе убежден — с помощью современных технологий в медицине можно восстановить слух в любом возрасте… Но легче всего это сделать в детстве.

Таварткиладзе

"Потерю слуха у 60% детей можно предотвратить, а у остальных 40% случаев — реабилитировать с помощью различных методов (слуховых аппаратов и кохлеарной имплантации), — утверждает Г.А. Таварткиладзе. Главное, чтобы помощь была оказана ребенку вовремя. Идеальный срок для проведения имплантации — первые 6–12 месяцев жизни ребенка. Практика показывает: если операция была проведена в этом возрасте, 60–80% детей после нее обучаются в общеобразовательных школах. Позже эффективность реабилитации катастрофически падает".

"Пластичность мозга ребенка снижается и становится менее адаптивной к новому акустическому входу в возрасте 3–4 лет. А при врожденной тотальной глухоте оптимального результата можно достигнуть при максимально раннем выявлении, диагностике и начале слуховой реабилитации — в возрасте до двух лет", — пояснил проф. Г.А. Таварткиладзе.

В 1996 г. стартовала Всероссийская программа комплексного скрининга нарушений слуха у детей первого года жизни. В 2008 г. в нашей стране универсальный аудиологический скрининг всех новорожденных был внесен в Национальный проект «Здоровье». На сегодняшний день первым этапом скрининга охвачено 95–97% детей. Его внедрение дало колоссальные результаты.

В 2021 г. программе кохлеарной имплантации в России исполнится 30 лет. Если раньше минимальный возраст проведения имплантации составлял 3–4 года, то сегодня — 1 год и 2 месяца, а некоторым малышам операция проводится в 6–8 месяцев.

За счет средств ОМС в шести федеральных центрах России делается 1000–1100 имплантаций в год. Пациентам, использующим слуховые аппараты, раз в 5 лет предусмотрена их замена — бесплатная! Это можно считать большим достижением, ведь такая услуга на бесплатной основе не предусмотрена в системах здравоохранения большинства развитых стран.

О КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

В процессе кохлеарной имплантации врач вживляет электродные системы во внутреннее ухо. Это восстанавливает слуховые ощущения путем непосредственной электрической стимуляции волокон слухового нерва. Сама система кохлеарной имплантации состоит из двух компонентов — внутреннего (непосредственно кохлеарный имплант, устанавливаемый хирургом во время операции) и наружного (речевой процессор, который подключается через 3–4 недели после оперативного вмешательства сурдологом-аудиологом).

Внешние компоненты импланта собирают, анализируют, кодируют и передают слуховую информацию к внутренним компонентам импланта. Звуковой процессор носят за ухом или на теле. Он воспринимает окружающие звуки и преобразует их в цифровой код. Далее звуковой процессор передает звук с цифровым кодированием на передающую катушку, которая через кожу по радиочастотному каналу передает сигнал к приемнику–стимулятору кохлеарного импланта, установленному во время операции хирургом под кожей. Приемник–стимулятор кохлеарного импланта преобразует звук из цифровой формы в электрические импульсы и отправляет их на электроды, помещенные во внутреннее ухо. Электроды импланта стимулируют слуховой нерв, который затем посылает импульсы в мозг. Он воспринимает их и интерпретирует как звуки.

МалофеевНиколай

"Важно помнить, что имплантация — это только первый этап реабилитации, — объясняет вице-президент Российской академии образования, академик Николай Малофеев. Операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Для того чтобы ребенок овладел речью и научился понимать ее, требуются совместные усилия врачей и родителей. Если раньше мамам и папам отводилась пассивная роль (ждать ребенка под дверью кабинета врача–сурдолога), то сегодня над развитием слуха и речи у малышей в основном работают именно родители. И успех реабилитации во многом зависит от них".

Марина Масляева
15.07.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
Beauty
Logic
 
 

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться