Цифровая сторона деятельности аптеки
В рамках обучающей части перед представителями аптек выступил Вячеслав Краснов, действительный член РАФМ и Российской Гильдии маркетологов.
Мед– и фармотрасли: от февраля до февраля
Вячеслав Краснов напомнил слушателям о последних изменениях в мед– и фармотраслях, разделив экономические санкции на прямые и косвенные. К первым относятся, например, приостановка рядом зарубежных компаний клинических исследований, инвестиций в производство и продвижение, ограничения поставок отдельных наименований лабораторного и производственного оборудования. Ко вторым — запрет авиасообщения между Россией, ЕС и США, отказ бронирования морских контейнерных линий в отношении отправок в РФ, запрет доступа российских и белорусских автоперевозчиков в страны Евросоюза, приостановка работы или полное сворачивание отдельных бизнесов, санкции в отношении российских банков и отдельных персон.
По словам спикера, предполагалось, что ограничения не коснутся медицины и фармы, но этого не произошло. Сегодня меняются традиционные поставщики медикаментов, логистика, партнеры. С конца февраля 2022-го цены на лекпрепараты повысились на 18%. Среди последствий санкций: хосписы не могут помогать больным в прежнем объеме из-за перебоев с поставками лекпрепаратов; фонд «Бумажная птица» заморозил проект "Мечты сбываются", в рамках которого сотрудники и волонтеры давали возможность детям с неизлечимым диагнозом осуществить свои желания; более 80% респондентов заявили о нехватке вакцин и лекрепаратов для проведения общей анестезии, свыше 50% — о дефиците антибиотиков, более 20% ветеринарных клиник столкнулись с нехваткой противопаразитарных препаратов и НПВС.
Есть и положительные моменты
Растет производство медикаментов внутри страны в соответствии с проектом импортозамещения стратегически важных. Из-за рубежа приходит 60-65% лекпрепаратов, реализуемых в России. Навстречу фармпроизводителям пошли государство и регуляторы отрасли. Отменена госпошлина за получение лицензии на мед- и фармдеятельность для снижения административной нагрузки на бизнес. До конца текущего года упрощена процедура регистрации ЛП. Вновь зарегистрированные зарубежные препараты могут продаваться в России в иностранной упаковке с этикеткой на русском языке.
Предприятия, дистрибуторы и аптечные сети могут получать дополнительную финансовую поддержку от государства. Глава Кабмина подписал постановление о лицензировании фармдеятельности. Оно вступило в силу 1 сентября 2022 г. и будет действительно 6 лет.
С 1 января текущего года Минздрав разрешил допускать к работе в аптечной организации студентов с неоконченным высшим образованием на должностях среднего фармперсонала при соблюдении определенных приказом ведомства условий.
Цифровые каналы для продвижения
Как отметил Вячеслав Краснов, современные фармацевты проводят больше времени в интернете: 54% специалистов — в возрасте от 25 до 35 лет, 33% — от 51 и старше. Доля digital выросла вдвое по сравнению с доковидным показателем. Наибольший вклад приходится на digital-каналы: рассылки, удаленные контакты и вебинары. Вклад digital стабилен, нет предпосылок для снижения. Доступными каналами и форматом работы в них были названы: посты, видео, прямые эфиры, собственные статьи в ВКонтакте, ОК, ЯндексДзен, Телеграм, а также отправка рассылок, информация об акциях, интересные сведения о здоровье в популярных мессенджерах.
Объявление о том, что у аптеки появилось электронное представительство, маркетолог советует разместить при входе в аптеку и в прикассовой зоне. Рекомендует также выходить на обучающие платформы и отраслевые группы в сети. Развивать свою доставку. Сегодня 25% аптек предоставляют услугу онлайн–заказа и доставки лекпрепаратов. Автор лекции предложил и другие пути продвижения своей аптеки, это:
- снижение стоимости товаров аптечного ассортимента, у которых подходит срок годности;
- формирование наборов из товаров ассортимента, которые могут быть необходимы потенциальному покупателю в определенной жизненной ситуации и в подходящий сезон (домашняя, дачная, школьная аптечка);
- рациональный подход к раздаче пробников косметики (не раздавать всем подряд, а прицельно дарить покупателю с потенциальной выгодой для аптеки в будущем).
Маркетолог особое внимание уделил плюсам СТМ. Рост прибыльности данной продукции может покрывать потребность по доступности лекарств определенной категории. Единожды приобретя СТМ и закрыв сразу стоимостную потребность, посетитель/пациент с хронической болезнью сможет неоднократно приходить исключительно за этим товаром, а удовлетворенность от приема только увеличит приверженность потребителя к СТМ. Данная продукция повышает лояльность клиентов аптеки.
Силу "сарафанного радио", уверен спикер, тоже стоит учитывать. Передача информации от человека к человеку — прекрасный шанс получить новых клиентов. Увеличению потока покупателей будет способствовать активность первостольников, реализующих товары своей аптеки. "Дайте установку первостольникам называть стоимость СТМ, сопровождая это словами "доступный", "экономный". Часто человек выбирает кошельком. Задача для персонала – запомнить отличительные свойства товара. Определить, кому можно посоветовать СТМ", — подчеркнул член РАФМ.
Чем еще может быть аптека
Спикер не сомневается, аптека — это не просто помещение, где продается товар, но и место, где человеку будет оказана определенная психологическая поддержка и проведено профессиональное консультирование. В международных календарях праздничных и памятных дат есть события, которые напрямую связаны с профессией: Международный день здоровья, День красоты, День сердца, День борьбы с сахарным диабетом. Он предлагает выбрать наиболее интересные, обсудить возможность приглашения врача для небольших мини–лекций о здоровье, правильности соблюдения режима сна/бодрствования, ЗОЖ.
Аптека может стать местом, где клиент может протестировать медицинские приборы, измерить рост и вес, продегустировать в фитобаре лечебные чаи, минеральную воду, настои и отвары из ассортимента аптеки.