Свежие статьи подрубрики государственное регулирование:

 
EFF_ban
Pharma21_ban
AS21_ban
ENDO21_ban
Профмитинг
Farmapak

ГОСУДАРСТВЕННО–ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО СТАРТОВАЛО В ОНКОЛОГИИ

В СИСТЕМУ ОМС ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

"Впервые в России реализуется сотрудничество государственно-частного партнерства. А это говорит о том, что начатая по инициативе Президента России Владимира Путина национальная онкологическая программа делает уверенные шаги в своем развитии, — считает Николай Дронов, председатель Координационного совета МОД "Движение против рака", член Общественного совета и Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России. Это дает надежду на то, что качество и доступность медицинской помощи будет расти, в т.ч. за счет предоставления больших возможностей в выборе не только технологий и методов лечения, но и медицинского учреждения. И от того, насколько удачен будет этот опыт, вся страна сможет сделать выводы и брать пример, чтобы его масштабировать".

НиколайДронов

Напомним, что в систему ОМС с 2021 г. вносятся два важных изменения:

1. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) перейдут полномочия страховщиков в отношении медпомощи, которую оказывают в федеральных медицинских организациях. Фонд будет осуществлять расчеты за медицинские услуги и контролировать их качество, а также займется предъявлением претензий или иска за причинение вреда здоровью пациента. Нормативы оказания специализированной медпомощи и ее оплаты будет определять правительство.

2. Сократят норматив средств, выделяемых страховым компаниям на ведение дела с 1–2% до 0,8–1,1% от суммы, поступившей в медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Сейчас при несвоевременном и некачественном оказании медицинской помощи в федеральных медицинских организациях пациент может обратиться в свою страховую компанию. С 2021 г. этими вопросами займется ФФОМС. В Союзе страховщиков считают, что число случаев ненадлежащего оказания медицинских услуг в федеральных больницах может вырасти, т.к. они будут избавлены от независимого контроля страховых компаний.

ЧТО ПОМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ БОЛЬНИЦ?

Изменения, внесенные в систему ОМС, не оставили равнодушными руководителей самых разных ЛПУ. "Хочу обратить внимание на государственно-частное партнерство в рамках совершенствования ОМС. Это и взаимодействие государства и частника, и совершенствование системы. Итак, 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в законодательстве в ОМС. Хочу остановиться на двух основных вещах, — говорит директор по развитию ММОЦ Станислав Ишутин. — Во–первых, снизились объемы расходов на ведение дел страховщиков, что, по мнению сообщества, может привести к банкротству некоторых страховых компаний и дальнейшему возникновению монополии на региональном уровне, а может быть, и на федеральном. Во–вторых, организация финансирования федеральных медицинских учреждений отдана напрямую федеральному фонду ОМС. По сути, внедрена сметно-распределительная система финансирования и организации работы федеральных медицинских учреждений. Вероятно, основным посылом в этом решении была в т.ч. и финансово-экономическая ситуация в отрасли. Однако стоит задуматься, к чему это может привести? И какие риски, какие угрозы за этим стоят".

Ишутин уверен, что по сути — это отход от страхового принципа медицины, по которому развивалась отрасль последние десятилетия, когда деньги шли за пациентом. Какие риски стоят за новым подходом? Первое — это риски неравных прав для медицинских организаций для оказания медицинской помощи. И привилегированное положение федеральных медицинских учреждений. Второй риск — бюрократическая составляющая. "Мы все были свидетелями во время пандемии, когда плановые объемы сокращались, и в такие периоды нестабильности всегда могут происходить искажения. Могут ли технологически федеральные центры обеспечить охват медицинской помощи всех пациентов? Очевидных положительных ответов на этот вопрос нет. И, как следствие, возможен обратный эффект. Эффект снижения качества и доступности медицинской помощи, — отмечает Ишутин. — Давайте зададимся вопросом: заинтересована ли медицинская организация в повышении доступности, если заведомо знает о гарантиях финансирования. Будет ли обращать внимание медицинская организация на качество медицинской помощи? А если ее контролирует подведомственное учреждение, которое подчиняется тому же министерству, что и медицинская организация? И что же делать субъектам региональных систем здравоохранения? Повышать уровень конкурентоспособности и повышать качество и компетенции. Один из инструментов для такого повышения нам видится государственно–частное партнерство. И взаимодействие с частными медицинскими организациями, частными инвесторами".

Мировая практика показывает, что участие негосударственных медицинских организаций в работе государственной системы здравоохранения приводит к экономии до 10% государственных средств. Прежде всего, за счет привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, в развитие инфраструктуры, внедрения инновационных технологий, в привлечение и подготовку квалифицированного персонала.

В ЧЕМ ВИДИТСЯ ВЫГОДА ГОСУДАРСТВУ?

Это:

  1. Экономия живых средств.
  2. Доступ к современным технологиям, которые частные партнеры в состоянии внедрять быстро и эффективно.
  3. Повышение компетенций персонала и привлечение квалифицированных кадров.

Одно из преимуществ государственно–частного партнерства — это обновление материально–технической базы, которое у государства не всегда получается быстро и качественно. Пример — это оборудование для лучевой терапии, которая наряду с хирургией и лекарственной терапией является важнейшей составляющей в лечении онкологических пациентов. По данным ВОЗ, в лучевой терапии нуждается до 70% пациентов. А в настоящее время по статистике МАГАТЭ в РФ работают более 200 линейных ускорителей и более 230 гамма-терапевтических аппаратов. Однако развитые страны уже давно отказались от использования гамма-аппаратов из-за высоких рисков осложнения у пациентов от воздействия радиации на здоровые клетки.

Статистические данные прошлых периодов показывают, что частные инвестиции, например, на линейные ускорители уже превышает объем финансирования со стороны федерального проекта здравоохранения. Таким образом, частный партнер выступает локомотивом, который позволяет формировать быстро и качественно инфраструктуру с соблюдением всех современных технологий.

Частный партнер является еще и драйвером технологий и компетенций. Например, ряд высокотехнологических видов помощи перекачали из частных компаний в базовую программу ОМС. "А вот примеры взаимодействия ММОЦ с государством, — уточняет Ишутин. — Был исследован рынок ПЭТ КТ в Москве. И если 5 лет назад уровень обследований примерно в 10–12 тыс. в год казался фантастикой, то на сегодняшний день это 60–70 тыс. обследований. Второй пример — это проект, реализованный вместе с Морозовской городской детской клинической больницей. Этот проект уникален тем, что позволил на одной площадке организоваться двум учреждениям, где работают такие компетенции, которых не встретить на федеральном уровне.

И самый масштабный проект Центра — первый проект государственно-частного партнерства в Москве, организованный по принципу концессионного соглашения. Это площадка для отработки не только клинических, но и организационных решений. В результате на нашей территории размещена и городская клиническая онкологическая больница №1".

Таким образом, город обеспечил существенную экономию бюджетных средств на капитальных затратах, а с другой стороны это решение позволило сформировать замкнутый цикл, при котором пациентам стали доступны все виды инновационной помощи, которые существуют на сегодняшний день.

"Кстати, этот своеобразный медицинский кластер, который у нас получился, не только не является очевидным конкурентом для федеральных учреждений здравоохранения, но и в технологическом плане существенно превосходит практически все имеющиеся федеральные центры, — продолжил знакомить с планами работы ММОЦ Станислав Ишутин. — Следующий проект, схожий по идеологии, — это создание онкологического кластера в Московской обл. на территории Коломенской центральной районной больницы. Там также будут реализованы все виды инфраструктурных изменений, которые позволяют активно работать в ежедневном режиме и совместному онкологическому консилиуму, и совместному центру амбулаторной онкологической помощи, новейшему отделению радиотерапии".

Этот центр компетенций стал точкой притяжения для 9 районов Подмосковья, замкнув их в единый цикл онкологической службы межрайонного формата.

На базе Коломенской центральной районной больницы врачи московской городской онкологической больницы №1 организовали проведение хирургических операций.

Частный партнер в этом случае выступает в качестве связующего звена, координатора и даже гаранта дальнейшего ведения пациента, мониторинга его состояния.

Сотрудничество — это не только очевидная экономия бюджетных средств, но и обмен компетенциями, и выстраивание полноценной мультидисциплинарной платформы. А лучшие практики частных клиник плавно перекочевывают в государственные больницы.

К сожалению, есть и сдерживающие развития факторы: т.к. система государственного здравоохранения сильно регламентирована, это мешает эффективному взаимодействию.

ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА

Ольга Обухова, начальник отдела экономики и ресурсного обеспечения, системы оплаты труда медицинских работников Федерального института организации и информатизации здравоохранения при Минздраве РФ, представила четыре важных проекта, которые стали осуществляться в прошлом году и продолжатся в 2021–м.

1. Выполнение федерального проекта в борьбе с онкологическими заболеваниями. Проект является самым финансово затратным, но при этом и самым востребованным среди пациентов. К сожалению, онкология — это заболевание, которое спрогнозировать достаточно сложно. Что касается организационной части этой темы, то основные элементы прописаны в Федеральном законе №323-ФЗ (ст. 37). Появляются новые структуры, которые тоже вносят свой вклад в организацию оказания медицинской помощи онкологическим пациентам.

2. Клинические рекомендации. В 2020 г. онкогематология вернулась в профильный раздел "Онкология". И все виды помощи получают теперь и пациенты с данным заболеванием.

3. Насыщение необходимыми документами всех профильных направлений онкологической медицинской помощи. Сейчас уже к онкологическим подключились и сердечно–сосудистые заболевания.

4. Финансово-экономические условия. В будущем году они будут не только сохранены, но и приумножены за счет некоторых дополнительных элементов.

Итак, вся медицинская помощь, которая оказывается в рамках государственного финансирования, а это не только средства ОМС, но и бюджетные средства, сегодня проиндексирована в связи с прогнозом социально-экономического развития РФ. Причем заработная плата медицинских работников повысится на 5,8%.

Первый этап оказания онкологической помощи — амбулаторный. И здесь очень важной частью являются диагностические исследования. На них направлено и повышенное финансирование. Интересно, что наибольшие затраты относятся к транспортным расходам, т.к. не во всех регионах и тем более отдаленных населенных пунктах есть собственные лаборатории. Поэтому биоматериал для постановки ли уточнения диагноза приходится доставлять на большие расстояния.

ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ…

Многих пациентов онкологического профиля, их родственников, принявших участие в конференции, интересуют весьма конкретные вопросы. Например, как может пациент, допустим, из Калининграда попасть в частную организацию, которая оказывает помощь по ОМС? Ответ есть. По направлению №057. И выяснить в страховой компании и территориальном фонде медстрахования своей области, участвует ли данная медицинская частная организация в системе госгарантий и есть ли у нее договор с территориальным фондом. "Советую заходить на сайты страховых медицинских организаций и увидите огромный массив информации с навигаторами, алгоритмами, И звонить в свою страховую компанию, добиваться своих решений", — рекомендует Николай Дронов.

С 2021 г., стоит признать, система межтерриториальных расчетов стала весьма проблематичной. Так, например, житель Москвы поехал лечиться во Владимир. Это значит, что московский фонд должен заплатить во владимирскую больницу соответствующую сумму денег. И таких платежей накопилось почти на 140 млрд руб. Что составляет почти 10% бюджета ОМС. И поэтому сейчас направление из одного региона в другой очень серьезно "подвисло". Но работа над решением проблемы будет продолжена.

По материалам НПК, приуроченной к Всемирному дню борьбы с онкологическими заболеваниями (организатор: ММОЦ)

Марина Масляева
18.02.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
EFF_ban
Pharma21_ban
AS21_ban
ENDO21_ban
Профмитинг
Farmapak

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться