Лекарственное обеспечение: внутренние резервы
Во-первых, отечественное производство не может покрыть спрос в препаратах по многим причинам — начиная от дефицита субстанций, ограниченности продуктового портфеля до сложности в формировании цен. Один и тот же препарат выпускают многие производители, а инновационных разработок крайне мало.
Во-вторых, из номенклатуры поставляемых иностранных лекарств вымываются дорогие оригинальные препараты, закупаемые за счет федерального бюджета.
Лекарственное обеспечение в современных условиях обсудили участники прошедшего в Санкт–Петербурге ежегодного Международного форума здоровья.
Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургского химико–фармацевтического университета, подтвердил причины недостаточного лекобеспечения: "На рынке стало меньше препаратов, причем дорогих. 70% иностранных медикаментов, закупаемых за счет федерального бюджета, — это оригинальные лексредства".
В Северной столице функционирует большой фармкластер, объединяющий пятьдесят предприятий различного масштаба — "Биокад", "Гротекс", "Герофарм", "Вертекс" и др. При этом они все вместе занимают всего 6% фармрынка города.
Для повышения эффективности фармрынка необходимо: во-первых, повысить качество прогнозирования потребности в лекарствах в рамках федеральной и региональной льгот с применением метода оценки медицинских технологий, когда выбираются препараты с наибольшим терапевтическим эффектом.
Во-вторых, изучить возможности централизованных закупок для нужд лечебных учреждений за счет всех источников финансирования, в том числе поступающих по линии фонда ОМС. "Опыт таких регионов как Красноярский край, Татарстан, показывает, что есть достаточно серьезные резервы для экономии. Она не должна быть тотальной, но по ряду позиций такие процедуры смогли бы достаточно серьезно загрузить имеющиеся у нас в городе фармпредприятия", — пояснил Игорь Наркевич.
В-третьих, при значительном розничном сегменте стоит задуматься о моделях софинансирования, когда население будет участвовать в лекобеспечении для снижения затрат, которые сейчас ложатся на государство. К примеру, если поставить цель обеспечить лекарствами всех российских пациентов с гепатитом В, а это около 700 тыс. человек, в год понадобится 1 трлн. 300 млрд. руб.
РПО — новое, хорошо забытое старое
Аптечное производство в советское время занимало порядка 50-60% от номенклатуры ассортимента, заметил Дмитрий Чагин, директор Союза "Медико-Фармацевтические Проекты. XXI век". Стараниями реформаторов сегодня — это всего лишь 0,04%. Для сравнения: в США — 15%, в Англии — 12%.
Идя на поводу зарубежных компаний, которые, появившись на нашем рынке, заверяли, что все нам поставят, мы сами уничтожили производственные аптеки, якобы не способные обеспечить правила надлежащего производства. К тому же статус аптеки как магазина также не способствовал развитию в ней производства. Но именно на базе современной аптечной инфраструктуры можно внедрять методы персонализированной медицины, особенно при отсутствии детских дозировок большинства лекарств. Ведь разделяя таблетку взрослой дозировки, нельзя быть уверенным, что действующее вещество будет в нужном количестве именно в этой части.
ОТЗ и разумная экономия финансов
Лекобеспечения пациентов с орфанными болезнями в условиях санкций стоит остро. В РФ учтено 275 редких заболеваний. Всего 90 имеют возможность обеспечения препаратами, зарегистрированными в стране по МНН, но только 28 из них включены в программу льготного лекобеспечения.
Для оптимизации затрат на закупку таких препаратов государство внедряет оценку технологий здравоохранения (ОТЗ). "ОТЗ — это идеальный инструмент, который может быть отработан именно на спинально–мышечной атрофии. Оценка — это доказательная медицина в условиях реальной клинической практики", — считает Александр Быков, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм". Модели оценки и закупки препаратов могли бы включать в себя такие подходы, как плата за результат. Государство заинтересовано платить не за количество таблеток, а за результат. "Заключается соглашение между производителем, поставщиком и заказчиком в лице федерального или регионального органа здравоохранения, и на основе критериев оплачивается только то, что показало эффект", — пояснил он. Так, если 20-25 лет назад эффективность лечения гепатита составляла 40-48%, то после выхода на рынок более результативных медикаментов, эффективность повысилась до 78-80%. Современные лексредства дают почти стопроцентную эффективность.
Об офсетах и локализации производства
Механизм офсетных контрактов рассматривается как универсальный способ обеспечения лекарственной безопасности города и снабжения льготных категорий граждан. Первый для Санкт–Петербурга офсетный контракт был заключен в январе 2023 года между властями города и "Р–Фарм". Представитель компании пояснил, что офсет — это договор со взаимными обязательствами. В течение 10 лет город будет обеспечен современными лекарствами. Компания будет производить 31 МНН по полному циклу для лечения наиболее затратных заболеваний. Если учесть, что 57% препаратов в сфере высокозатратных нозологий импортные и ни одна из западных компаний не может гарантировать стабильности своей работы в нашей стране из-за политических решений, локализация производства в России — это вопрос национальной безопасности.
Вилена Галкина, руководитель отдела по связям с государственными структурами "Герофарм", подтвердила, что дефектура отдельных фармпозиций и уход иностранных компаний — это данность, с которой надо считаться. И на внутреннем рынке надо работать с врачами и пациентами, повышая их доверие к выпущенным в России лекарственным препаратам.