О работе аптеки ООО "Фармлюкс" в столичном районе Северное Тушино (ул. Планерная, д. 24), рассказывают заведующая и по совместительству директор Ольга Марчук и Дарья Кузнецова — ее заместитель.
Ольга Андреевна, как давно работает Ваша аптека?
О.М.: ООО "Фармлюкс" отсчитывает начало своей деятельности в рознице фармрынка с 2004 года: аптека функционировала в этом районе, выбирая разные точки. Непосредственно по этому адресу аптека была открыта три года назад.
В процессе первого года работы мы изучали спрос, формировали ассортиментный портфель. Для нас важно, чтобы человек, приходя к нам, мог приобрести все, что ему необходимо в расширенном диапазоне цен, начиная от "копеечных" до дорогостоящих препаратов. Ведь из этого и складывается доверие населения.
Наши постоянные посетители не только из числа местных жителей, но и те, кто приезжает из других районов Москвы, так как мы представлены на сайте поиска лекарств aptekamos.ru. Там можно ознакомиться с нашим ассортиментом и выбрать для себя все необходимое. Мы предоставляем скидки по СКМ в размере 3%. При заказе дорогостоящих препаратов делаем минимальную наценку. Наша маржа составляет не более 5–10%. Тем не менее, цену стараемся держать доступную для посетителя. У нас проходят хорошие акции и бывают скидки на лекарства.
Расскажите о себе, как Вы пришли в профессию? Сколько специалистов работает в аптеке?
О.М.: Мы с Дарьей Андреевной учились в одной группе на фармфакультете Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. До этого она, окончив Московское фармацевтическое училище, уже начала работать в ООО "Фармлюкс", а я была в декретном отпуске. Был период, когда Дарья Андреевна уходила в дистрибуторскую компанию "Биотек", но потом вернулась в аптеку. Получается, что наша профессиональная деятельность связана только с этой аптекой ООО "Фармлюкс", где я со временем взяла на себя обязанности директора.
Мы обе рады, что попали именно сюда. Тогда генеральным директором была Людмила Юрьевна Фещенко — прекрасный специалист и человек, с которой у нас до сих пор сохранились теплые, доверительные отношения. Мы заново учились всему на практике, постоянно осваивали все новое — все это стало для нас настоящей школой в плане профессионального роста.
Я люблю нашу команду, в которой кроме меня и заместителя трудятся еще два специалиста первого стола. С гордостью могу сказать, что благодаря постоянному развитию и стремлению двигаться вперед, мы стали профессионалами в своей профессии. Нам комфортно друг с другом. Адекватный руководитель, адекватная команда, здоровая атмосфера внутри коллектива. Мы помогаем друг другу и всегда смотрим только в одном направлении, что невероятно важно.
Что для вас является главным критерием при приеме на работу специалиста?
О.М.: Главное для нас — это отношение сотрудника к людям. Работник первого стола должен быть не только грамотным, знающим фармпорядок, в нашей работе важно еще внимательно выслушать, дать совет, помочь, если того требуют обстоятельства. Да, месторасположение нашей аптеки удалено от метро, и кто–то назовет его неудачным, но… Наши посетители — это люди, которые всегда приходят именно сюда, им важно живое общение, и я смело могу утверждать, что наш конек — это фармконсультирование.
Ни для кого не секрет, что зачастую в поликлиниках людям не хватает внимания, они приходят к нам со своими проблемами и вопросами — именно здесь перепроверяют назначение врача. Поэтому убеждена: посетители доверяют нашим специалистам.
Мы относимся к людям с любовью, продумываем каждую деталь. Своим постоянным клиентам дарим небольшие сувениры, которые придумали и разработали специально для них — ручки, маленькие шоколадки. Казалось бы, мелочь, а людям приятно. Ведь главное — это доверие к аптеке, возможность выбрать лекарство и грамотная консультация. Я как потребитель тоже приходила бы только в такую аптеку, где мне смогут помочь, выслушать, поддержать и проконсультировать. Люди хотят быть уверены, что оказались в надежных руках.
Насколько сложно в нынешней ситуации формировать ассортимент?
О.М.: Мы знаем, что пользуется спросом в этом районе столицы и стараемся, чтобы наши посетители могли приобрести в аптеке все необходимые препараты. Если чего–то нет в наличии, заказываем на следующий день. Когда началась дефектура, прилагали все усилия, чтобы ассортимент был полным: искали поставщиков даже в других регионах, сами отслеживали и контролировали ситуацию. Нас часто выручали хорошие отношения с поставщиками.
Д.К.: Да, формировать ассортимент стало, конечно, сложнее, так как много импортных препаратов исчезло с рынка. Найти замену непросто, а у нас нет такого количества аналогов, чтобы заменить все препараты, которые уходят с обращения. А ведь многие привыкли к оригинальным лекарствам, определенным брендам, и спрашивают именно их. Мы надеемся, что ситуация стабилизируется. Во всяком случае, нам хотелось бы верить в это.
Вы приветствуете возможность дистанционной торговли лекарственными препаратами?
Д.К.: В целом к доставке сертифицированных лекарственных средств из аптек я отношусь положительно, а вот к возможности доставки рецептурных, на мой взгляд, стоит проявлять осторожность. Да, многие люди ценят свое время, им удобна доставка. Кто-то элементарно не имеет возможности выйти из дома. И в этом случае понятна роль доставки, конечно, если речь не идет о маркетплейсах, где совершенно не выполняются условия хранения и транспортировки, препараты могут лежать рядом с моющими средствами и прочей продукцией.
Наша профессия предполагает ответственность, и мы стараемся соблюдать все условия, заложенные в нормативно–правовой базе. Я уж не говорю о штрафах, которые могут быть выставлены аптеке в случае невыполнения постановлений, приказов и т.п.
О.М.: У меня также отношение неоднозначное к доставке. Здесь главное не перейти грань, чтобы люди не начали активно заниматься самолечением. И без того это принимает неприличные размеры. Мы всегда, выслушивая человека о симптомах недомогания, рекомендуем обращаться к врачам. Многие искренне возмущаются тому факту, что им в аптеке не продают антибиотики, приходится объяснять и убеждать, насколько это опасно — неконтролируемый врачом прием. Пожилые люди с коморбидностью вынуждены принимать сразу несколько лекпрепаратов в терапии, а они, посмотрев рекламу по телевизору, приходят и просят разрекламированный товар. В аптеке мы хотя бы можем поговорить с ними, уточнить какие–то нюансы, проконсультировать.
Сейчас в трех регионах началась реализация пилотного проекта по работе с электронными рецептами — дело пока добровольное. Вам это интересно?
О.М.: Это кажется интересным и станет необходимым в перспективе для всех аптек. Но лично у меня сразу появляются вопросы, требующие решения, в первую очередь это касается цифровизации: в аптеки внедрят единую программу, связанную с госуслугами, следовательно, необходимо техническое оснащение. Кто возьмет на себя финансирование данного проекта? Если он будет субсидирован, мы были бы только рады. Потому что вся наша деятельность направлена на то, чтобы покупатели/пациенты получали лекарственную помощь в полном объеме и при улучшенном сервисе.
А как относитесь к обязательной маркировке?
Д.К.: Сейчас программа "Честного знака" по МДЛП, предназначенная для борьбы с фальсификатами, налажена и работает без сбоев. Но обычные посетители зачастую не знают об этом и не понимают, какой код им можно проверить в приложении и что это дает. А вот когда первостольник должен пробить в кассе 10 флакончиков йода вручную, это у большинства вызывает недоумение.
Что может небольшая частная аптека противопоставить крупным сетям?
О.М.: Грамотные консультации и индивидуальный подход. У нас нет допродаж (отношение к ним негативное). Мы предлагаем нашим посетителям выбор, но пытаемся до каждого донести полезную информацию, чтобы человеку приобрел именно тот препарат, который ему нужен: рассказываем о преимуществах того или иного лекарства, побочных эффектах, ценовом диапазоне.
По правилам надлежащей аптечной практики, когда мы видим рецепт, выписанный по МНН, мы предлагаем препараты на выбор и с удовольствием делимся накопленным опытом. И наши старания приносят плоды. Люди ценят такое отношение. Зачастую им не так важна стоимость препарата, они хотят живого общения.
Многие говорят о том, что в сетевых аптеках, как правило, скапливаются большие очереди, провизорам некогда поговорить с посетителем, они просто стараются быстрее отпустить заказанный товар. Да, цены на некоторые препараты у нас могут быть немного выше, но люди готовы платить, так как ценят внимание и индивидуальный подход.
Входит ли аптека в профессиональные организации? Если да, то в чем Вы видите плюсы такого сотрудничества?
Д.К.: Да, мы входим в ассоциацию "СоюзФарма" и считаем наше сотрудничество плодотворным. Ассоциация приезжает с профилактическими визитами, помогая предупредить возможные ошибки, оказывает консультационные услуги, проводит семинары.
О.М. Для нас ценно сотрудничество с ассоциацией. У нас существует обратная связь, к каждой аптеке у них подход индивидуальный. Мы можем говорить о своих пожеланиях, видении работы, модернизации, и к нашему мнению прислушиваются. Например, с 1 сентября 2023 года директор и заведующая аптекой наконец-то смогут в случае необходимости официально работать за первым столом. Благодаря ассоциации были внесены поправки в законопроект и наши просьбы были услышаны. Это будет стопроцентная взаимозаменяемость персонала, что существенно облегчит жизнь аптек.
Поделитесь планами на будущее?
О.М.: В наших планах открытие производственной аптеки в этом округе (помещение уже выбрано), так как считаем это направление перспективным. Производственная аптека – это уже другой уровень ответственности. Да, пока у нас много вопросов в части ее деятельности, но мы тверды в своем намерении, необходимо идти только вперед.
Многие препараты из списка ЖНВЛП исчезают с рынка, и закон об открытии производственных аптек был принят не случайно: сейчас это актуально как никогда. Формы для новорожденных, препараты для лечения в области дерматологии и многие другие средства нужно изготавливать индивидуально. Мы готовы сотрудничать с врачами и все пробовать на деле. Нам это невероятно интересно. Мы хотим возродить лучшие фармацевтические традиции и как химики-аналитики понимаем, что многим людям на самом деле требуется именно препараты экстемпорального производства. Мы фанаты своей работы и готовы осваивать новые направления!
Д.К.: Мне хотелось бы просто дополнить, чтоизначально профессия провизора ассоциировалась именно с производством. Это уже в наше время мы слышим в аптеке слово «продавец», что для нас обидно. Хочется больше понимания в данном вопросе. Ведь белый халат – это не просто спецодежда, это наш статус. Человек в белом халате, с фармацевтическим образованием вызывает доверие и так же, как медик, помогает людям.
По вашему мнению, не будет ли наблюдаться дефицит кадров для производства?
О.М.: Мы планируем сотрудничать с нашими бывшими однокурсниками. У нас очень хорошая база, — думаю, мы справимся. Сейчас по многим вопросам мы консультируемся с преподавателем нашей кафедры Викторией Германовной Янковой. Она помогает нам получить информацию по интересующим вопросам, за что мы ей очень благодарны.
Мы слышали, что в одном из изданий проводился опрос, из которого следует, что 82% населения не верит в возрождение производственных аптек. Но сейчас многие субстанции для производства лекарств уже начали производить в России, и мне кажется, у данного направления большое будущее.
Как Вы думаете, если вопрос решается на государственном уровне, то стоит ли рассчитывать на помощь с его стороны? У Вас какие ожидания?
О.М.: Думаю, что на начальном этапе потребуется помощь с оборудованием, поставками субстанций по минимальным ценам и отгрузкам. А мы сами пока ищем книги, поднимаем записи, архивы, читаем медицинские журналы по теме – хотим делать все по технологии, подтверждающей качество и эффективность лекарств. И даже в оформлении производственной аптеки используем индивидуальный подход. В этом проекте мы снова учимся, вспоминаем свои знания и стараемся почерпнуть новый опыт от коллег. Здесь мы не конкуренты, а специалисты, которые помогают друг другу. И это ценно.
Знаете, что я заметила? Предложение рождает спрос. Люди сами обращаются к нам за помощью, и, основываясь на этой информации, мы двигаемся вперед. Данный сегмент не охвачен и требует развития. Поэтому можно сказать, что наши пациенты вдохновляют нас возрождать былые традиции. Это закон Вселенной. К нам приходят люди, благодаря которым мы продолжаем постоянно развиваться. Работа должна приносить удовольствие, и мы постоянно убеждаемся, что не зря выбрали свою профессию.
19 мая профессиональный праздник — День фармацевта. Ваши пожелания себе и коллегам по фармотрасли?
Д.К.: Хочется пожелать всем терпения. Год был сложный — послековидный, случилось много перемен. Мы — конечное звено, и все комментарии по поводу цен, назначений, наличия препаратов, льготам люди высказывали нам. Тем не менее, мы всегда стараемся помочь, поддержать, объяснить и сказать доброе слово. В этом наше предназначение.
О.М. Мы желаем всем мирного неба и здоровья! Сейчас это самое главное. Мы сами собирали и отправляли посылки с препаратами в зону СВО. Нам присылали видео с благодарностью, и такая обратная связь была неожиданной и невероятно трогательной. В такие минуты понимаешь, что работаешь не зря.
Конечно, мысчастливы, что теперь будет отмечаться такой замечательный праздник, ведь фармация — очень важная структура здравоохранения. Мы поздравляем всех, кто связан с фармацевтикой, с Днем Фармацевта! Желаем аптекарям благодарных посетителей, пусть больше будет тех, кто приходит за здоровьем. В свою очередь, мы обещаем и дальше работать с энтузиазмом и энергией. От своей работы мы получаем истинное наслаждение и целительный эффект.