Свежие статьи подрубрики лекарственное страхование:

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
OMNI_pharm100
Маркировка19_баннер

СИСТЕМА ЛЕКАРСТВЕННОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ КАК ХОРОШАЯ СТОЛОВАЯ

Посетитель такой "столовой" останется сытым по всем существующим нормам, его счет оплатит государство, а любитель деликатесов может выбрать ресторан, но уже за собственные средства.

Такое мнение выразил на сессии, посвященной обсуждению пилотного проекта лекарственного возмещения в рамках Российского фармацевтического форума в Санкт–Петербурге, Тимофей Нижегородцев, начальник Управления социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС).

Схема лекарственного обеспечения населения в нашей стране принципиально не менялась с 2008 г. В Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года поставлена задача предоставить право на получение лекарства в случае необходимости в рамках определенной медицинской страховки не отдельным группам населения, как это происходит сейчас, а каждому гражданину (как в большинстве стран мира).

Как рассказала Елена Максимкина,директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России, в конце 2015 г. Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия, выиграв конкурс ведомства, провела научно-исследовательскую работу: был подготовлен достаточно детальный обзор и обозначены предложения по возможным путям развития системы лекарственного возмещения в РФ. Самый сложный момент, считает Е.А. Максимкина, это обсуждение источников финансирования, выстраивание технологической модели развития.

"Когда начиналась модель страхования, то в схему страхования была заложена как стационарная, так и амбулаторная ступень. Но на каком–то этапе про амбулаторную ступень лекарственного обеспечения говорить вообще перестали в системе федерального ОМС. Возникли сложности с тарифами, куда теперь погружена заработная плата, которая съедает значительную часть этого тарифа. Все это создает сложности", — отметила глава департамента Минздрава. Она добавила, что на сегодня нет разрешения отдельных противоречий, но что точно ясно, так это то, что в программу лекарственного возмещения войдут не все лекарства, а только те, которые показаны для применения в амбулаторном сегменте, из Перечня ЖНВЛП, поэтому его значение еще больше возрастает.

Несколько важных аспектов сопутствуют теме лекарственного возмещения. Прежде всего, это понятие взаимозаменяемости лекарственных препаратов в рамках МНН.

"Важным аспектом является то, что препараты, доказавшие при подаче на регистрацию свою биоэквивалентность или терапевтическую эквивалентность, регистрируются с тем, чтобы они могли конкурировать по цене как взаимозаменяемые препараты в отношении инновационных препаратов, с которыми они сравниваются. Это важный аспект, который позволяет назначать не только инновационные препараты, а именно те, которые готово государство компенсировать по определенной цене", — подчеркнула представитель Минздрава.

Т.В. Нижегородцев также видит в основе жизнеспособной модели лекарственного возмещения понятие взаимозаменяемости лекарственных средств.

"Мы должны сделать полезную модель, в которую сядет Минздрав, заведет и поедет (или полетит), а потом где–нибудь приземлится, а не разобьется. В основе этой модели — понятие взаимозаменяемости, когда есть группа взаимозаменяемых лекарственных средств, государство выбирает дешевые или средние по цене и возмещает эту стоимость либо выдает бесплатно лекарство. Это то, что движет систему, если мы не решаем вопрос взаимозаменяемости, у нас нет ни колес, ни сопла в нашей модели. Мы останемся на том же месте в вопросе возмещения", — считает Т.В. Нижегородцев.

Оба чиновника отметили, что обсуждение вопроса взаимозаменяемости идет сложно, встречает противодействие со стороны международных фармацевтических организаций, особенно в дискуссиях в рамках ЕАЭС, когда звучат заявления, что взаимозаменяемость не нужна. Но все–таки вопрос сдвинулся с места. Сейчас, по словам представителя ФАС, их Служба и Минздрав обсуждают второй этап поправок в Федеральный закон №61–ФЗ.

ВЫБРАТЬ ЖИЗНЕСПОСОБНУЮ МОДЕЛЬ ВОЗМЕЩЕНИЯ

Второй важный аспект, помимо врачебных назначений в соответствии с клиническими рекомендациями, это референтная цена, т.е. цена возмещения.

"Здесь тоже сложности, но они преодолимы. У нас часто цены закупки существенно отличаются от изначально зарегистрированных в 2010 г., у нас не происходит корректировки, как в зарубежной практике, цен возмещения по результатам закупок. В рамках пилотов будут отрабатываться подходы к определению референтной цены", — сообщила Е.А. Максимкина. Информационная составляющая также немаловажна для реализации пилотного проекта лекарственного возмещения: организаторы должны видеть и пациента, и назначение препарата по программе возмещения, и движение этого препарата, правильность его получения, процент возмещения и др. моменты.

"Мы видим определенные риски, когда лекарство пациенту предоставляется полностью бесплатно. Это бесплатно для него, но не для системы здравоохранения. Должны быть определенные элементы ответственного подхода пациента к своему лечению", — отметила директор департамента Минздрава. Пилотные проекты будут проводиться до 2020 г., а с 2020 по 2025 г. широко тиражироваться в Российской Федерации. Таковы планы регулятора.

Т.В. Нижегородцев затронул вопрос стоимости системы лекарственного возмещения. Существуют два подхода. Первый реализован в Европе, когда речь идет не о бесплатном предоставлении препарата, а о некой возмещаемой сумме, которая привязана индикативно к референтному лекарственному препарату с референтной ценой. Но в данном случае надо оценить состояние инфраструктуры российских банков, фондов, системы здравоохранения и пр. "Когда мы поймем, какие средства надо инвестировать, чтобы заработала модель, а речь идет о движении и учете денег по назначениям, выборе потребителей в аптеках, поймем, что стоимость этой системы будет в 3–5 раз дороже, чем сама система возмещения, т.е. мы будем это системой кормить всех: специалистов, фонды, аптеки", — считает Т.В. Нижегородцев.

Есть второй подход — эффективная американская модель здравоохранения, где система возмещения строится следующим образом: если на рынке появляется взаимозаменяемый дженерик с наименьший ценой, то в течение недели 96% потребителей страны переходят на этой дженерик. "Страховые компании потому что возмещают только его. Не хочешь — покупай за свой счет", — пояснил представитель ФАС России. По его данным, только 6% жителей США отказываются от дженериков — это состоятельные люди. Но система заботится об оставшихся 94%, которым нужны лекарства.

Вторая система, отметил Тимофей Витальевич, дешевая и жестко администрируемая, она не создает рисков системе здравоохранения, как в первом варианте с соплатежами.

"Если мы оставляем соплатежи, то придаем дополнительный импульс к жизни многочисленной армии медпредставителей, которые говорят, что дженерики плохи. Люди отказываются брать то, что закупило государство, причем безосновательно. Пациент оказывается жертвой", — подчеркнул представитель антимонопольной службы. А если, добавил он, мы выбираем систему, когда препарат назначается по МНН, выбирается дешевый и предоставляется пациенту, который, конечно, может за свой счет выбрать более дорогой, то тогда в систему лекарственного обеспечения можно будет направить больше средств, а лекарства станут доступнее. Т.В. Нижегородцев также призвал Минздрав вместе с ФАС на большом ватманском листе подробно нарисовать все детали пилотного проекта, посмотреть, что за чем идет, как реализуется, какие риски влечет.

Государство должно обеспечить работоспособность этой модели.

Шарафанович Анна
03.06.2016
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
OMNI_pharm100
Маркировка19_баннер
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться