Свежие статьи подрубрики аптечные сети:

 
ФинЗдрав
 
   
   
   
   
   

В КРИЗИС СИЛЬНЫЕ СТАНОВЯТСЯ СИЛЬНЕЕ, СЛАБЫЕ… КАК ПОЛУЧИТСЯ

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКИХ АПТЕК

Исполнительный директор СРО Ассоциации независимых аптек (СРО АСНА) Виктория Преснякова считает, что российский аптечный рынок переживает сейчас не просто стресс, а глубокую трансформацию, которая еще не известно, к каким именно последствиям приведет в ближайшее время.

Преснякова

Что касается маленьких единичных аптек, то они с большим трудом пытаются (именно пытаются!) справиться с трудностями, связанными с маркировкой лекарственных препаратов.

Независимые аптечные организации не могут выделить для маркировки отдельный штат сотрудников, а иногда именно этого требует ситуация. Увеличилось время на приемку товара - причем в десятки раз. С одной накладной в аптеку нередко поступает и маркированный товар, и немаркированный. Да, и тот и другой разрешен к реализации, но проводить их нужно раздельно! А тут еще в системе автоматизированного учета и мониторинга движения лекарственных препаратов медицинского назначения (МДЛП) случаются всяческие сбои. Например, нередко система бывает перегружена и не может ответить вовремя. Некоторые накладные на товары приходится проверять вручную. Все это колоссальные временные и трудовые затраты. И если один препарат не отвечает в системе МДЛП, все товары, прибывшие по накладной, нужно отправлять в зону карантина.

При этом с 2021 г. аптекам, не перешедшим на МДЛП, угрожают штрафными санкциями. "О каких штрафах можно говорить? На данном этапе аптечным организациям нужны единые справочники, по которым можно было бы проверять точность информации о товарах. Пока же мы пытаемся договориться с дистрибуторами, чтобы они разбивали накладные на маркированные и немаркированные товары. Так аптекам будет проще работать. Некоторые оптовики уже пошли на это. Но есть и такие поставщики, кто отказывается пойти аптекам навстречу. Необходимо разобраться и с прямыми и обратными акцептами. А потом уже говорить, что лучше и правильнее работает на практике. И только после этого думать об ответственности аптек и штрафах, — уверена Виктория Преснякова. — Ведь аптеки и так на маркировке понесли и продолжают нести большие финансовые траты".

Очень мало осталось аптек, применяющих ЕНВД, а в ближайшей перспективе аптечные организации вообще будут лишены возможности работать по такой системе налогообложения. Это повысит налоги в разы.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил выделить малый аптечный бизнес и на некоторое время оставить для них ЕНВД. Хотя бы на год. Аптеки надеются, что РСПП поможет им в этом вопросе.
"Сейчас идет переходный период. Нужно было к нему именно так и подойти. А значит сделать его более структурированным по сравнению с нынешним. И, безусловно, должно быть продление сроков по обязательной маркировке товаров, т.к. уже в скором времени и аптеки, и дистрибуторы могут быть наказаны и оштрафованы", — считает Преснякова.

Примерно 20% аптек еще не начинали работать с маркированным товаром. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает продлить срок оборота таких товаров до 1 июля 2021 г. Посмотрим, что из этого получится…

Ну а если ничего не получится, аптечный малый бизнес ждет настоящий коллапс в регионах. И "крайними" окажутся конечные потребители, т.к. аптечных организаций станет меньше. Может даже возникнуть дефицит лекарственных препаратов. И это не пустые слова. Так, 12–13 октября наша ассоциация проводила опрос в своих аптеках. И аптечные организации в регионах констатируют, что у них уже сейчас есть стойкая дефектура. В частности из-за маркировки. Даже маркированные попадают в дефектуру из-за чисто технических ошибок в системе МДЛП.

"Порой дистрибуторы отпускают некоторые товары в нагрузку к другим, более востребованным. Это просто напоминает 90–е годы!" — сокрушается Виктория Преснякова.

Сейчас все идет к тому, что мелкие аптеки будут уходить с рынка. Ситуация может измениться, например, если малый аптечный бизнес получит право заниматься дистанционной торговлей. Например, вместо тех передвижных пунктов, которые сейчас предлагают депутаты ГД РФ. Особенно это важно для регионов.

ПАРТНЕРСТВО ПОМОГАЕТ!

Деятельность различных профессиональных организаций, даже их целесообразность в фармацевтичвеском сообществе - тема для обсуждения как в положительном, так и зачастую в негативном аспекте.

Вот и генеральный директор известного профессионального объединения аптечных сетей IRIS Галина Орлова делится опытом: "У нас в партнерстве 5 аптечных сетей, которые работают в 31 регионе. И все участники — акционеры в равных долях, которые участвуют в принятии всех решений, — это настоящее партнерство, что является редкостью для аптечных ассоциаций, где зарабатывают на партнерах; в отличие от них мы зарабатываем для партнеров".

ГалинаОрлова

Со слов Галины Орловой, средний чек аптечных организаций, входящих в IRIS, растет. Пусть пока небольшими темпами 6–7%. Но, к сожалению, не за счет увеличения количества приобретаемых упаковок, а скорее за счет повышения цен в цепочке поставок. В том числе по причине маркировки.

Периодически возникает необходимость пересмотра ассортимента между аптеками, входящими в объединение. Делается это в режиме онлайн. "Мы очень внимательно следим за точечным спросом и в случае необходимости перемещаем определенный ассортимент из одной аптеки в другую. Не упускаем и возможность расширения линейки востребованных категорий. Гибкая политика приносит свои плоды. Так, доля наших партнеров на аптечном рынке увеличилась в текущем году на 80%. Это произошло и в интересах компании, и в интересах входящих в нее сетей, а также в интересах первостольников и покупателей", — рассказывает Орлова.

Рассматривают в IRIS и варианты входа в партнерство новых участников, учитывая определенные критерии. Например, аптечная сеть должна быть стабильной, не иметь просроченной дебиторской задолженности у поставщика. У сети — претендента на вступление в IRIS - должен быть определенный имидж, должны быть сформированы этические рамки. Сеть должна быть конкурентоспособной и иметь большую долю присутствия на рынке региона. Ну и конечно, аптечная организация должна быть готова к принятию и выполнению тех правил, регламентов и условий, которые уже сформированы в IRIS.

"А еще важно понимать, что маркетинговая часть в формате взаимодействия с производителями, безусловно, важна. Она является стимулирующей, но не основной или тем более приоритетной задачей. Цель IRIS — увеличение валовой прибыли каждой аптечной сети, входящей в партнерство", — уточняет Орлова.

Вообще Галина Орлова полагает, что нужно выпрямлять цепочку поставок между производителем и ритейлером, минуя звено оптовиков. Да, дистрибуторское звено важно, но главным образом для тех аптечных сетей, у которых нет своей логистики. А своя логистика - это не просто удобный инструмент. Она обеспечивает массу конкурентных преимуществ. Например, помогает правильно управлять товарными запасами и уменьшать их остатки в аптеках.

Поэтому объединение IRIS, продолжая делать упор на наличие прямых контрактов, собирается и дальше развивать свою логистику.

В СТРАТЕГИИ СИЛА!

А вот директор по коммерческим вопросам сетей "Юнифарма" и "Росаптека" Константин Тиунов считает, что в нынешнем непростом периоде компании очень важно правильно выбрать стратегию.

ТиуновКонстантин

"Мы изначально инвестировали в свои аптеки гораздо больше, чем это принято на рынке. Поэтому у нас и удачная локация, и хороший ремонт, и дизайн аптек, и специально разработанная собственная учетная система, и продуманный ассортимент. Мы быстро вводим в оборот новые товары и убираем невостребованные. Наши покупатели привыкли и к определенной комфортной атмосфере в аптеках, и к высокому качеству обслуживания, и к широкому ассортименту, и к удобному местонахождению. А вот к политике демпинга мы относимся крайне отрицательно. Считаем, что привлекать клиентов нужно не низкими ценами, а позитивным имиджем", — поясняет Тиунов.

Персонал аптек — основа любого бизнеса. А для аптечного ритейла персонал особенно важен. В "Юнифарме" проводится тщательный отбор среди претендентов на рабочее место. На этапе собеседования выясняют не только наличие компетенций соискателя, но и является ли он единомышленником, рассказывает Тиунов. Но он замечает, что этого недостаточно. Поэтому уже несколько лет работает собственный учебный центр, в котором проводятся тренинги и собрания в очном формате. В период пандемии перешли на онлайн–обучение, увидев в этом формате свои преимущества.

"Что касается системы мотивации, то у нас она предполагает оплату труда с гибкой системой премирования. Она привязана к продажам. Активным сотрудникам это позволяет зарабатывать еще больше", — отметил Константин Тиунов.

По материалам конференции "Фармацевтический рынок России: испытания, трансформация, перспективы" (Pharma Today)

Марина Масляева
22.10.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
ФинЗдрав
 
   
   
   
   
   

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться