Свежие статьи подрубрики визитная карточка:
Сочи
Аптека 2018
 
 

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ТЫ ИЗБРАН ДЛЯ ЭТОЙ ПРОФЕССИИ

Лариса Георгиевна Горячева более 30 лет трудится в любимой аптеке, последние четыре года в должности генерального директора, вкладывая в свою работу всю душу, стараясь сделать так, чтобы предприятие выжило в не самые простые времена.

Лариса Георгиевна, как Вы пришли в фармацию?
— Я в свое время окончила Пермский фармацевтический институт и потом в течение года работала аналитиком в пос. Адамовка Оренбургской обл., затем меня перевели в Межрайконтору в Орск. Там я отработала еще два года, после чего переехала на свою родину в Краснодарский край, где трудилась 14 лет в станице Кущевской сначала аналитиком, потом заместителем заведующей ЦРА — в нашем подчинении находилось 12 аптек. Мы занимались производством препаратов — в огромных количествах готовили лекарства для больницы, которая принимала до тысячи пациентов. Потом было замужество и переезд с семьей в Москву. В этой ставшей для меня родной аптеке я тружусь уже 31 год, а 1 февраля исполнилось 47 лет, как я пришла в фармацию!

Много лет я проработала здесь заместителем заведующей аптекой. К сожалению, четыре года назад не стало нашего генерального директора, и я приняла ее обязанности. Я очень рада, что у нас подобралась команда единомышленников — все специалисты работают рядом со мной не один год!

Сколько специалистов работают в аптеке?
— На данный момент, включая меня, работают четыре специалиста — два провизора и два фармацевта. Мы всегда общаемся очень корректно, не копим обиды, не критикуем друг друга. Недавно к нам пришла молодая сотрудница, и мы делимся с ней опытом, делаем это с большим удовольствием.

К моему глубокому сожалению, молодежь сейчас не стремится работать в аптеке, поэтому приветствуется желание учиться и расти в профессиональном плане. За своих сотрудников я могу с уверенностью сказать, что они профессионалы, — никто из посетителей не уходит из аптеки без консультации, слов поддержки.

Визитка0418

Но я же часто захожу в другие аптеки, наблюдаю за работой коллег. Мнение создалось такое — не всех работающих за первым столом первостольников можно назвать компетентными в профессии. Например, мне пришлось наблюдать такую картину. В одной из аптек посетитель спросил препарат, а фармацевт ответила, что на данный момент он просто «закончился» и пригласила зайти в другой день. А ведь этот препарат выпускали во времена СССР, сейчас он снят с производства. Вот это меня неприятно удивило!

По Вашему мнению, чего не хватает нынешней системе обучения?
— Мне кажется, сейчас должно преподаваться больше фармакологии, а вот формулы лучше досконально изучать в химико–технологическом институте. Очень важно уделять внимание именно современной фармакологии, основанной на мировом опыте. Психологию и технологию продаж тоже бы прибавила в учебную программу. Так же, как и доскональное знание ПК, умение работать в любых программах! Сейчас же аптечные предприятия автоматизируются, многие имеют свои сайты.

Как формируется ассортимент в вашей аптеке?
— На сегодняшний день наш ассортимент насчитывает около 4600 наименований, и мы стараемся удовлетворить все потребности населения!

У нас нет дорогой косметики, зато мы берем бюджетные кремы, маски, шампуни, и все это пользуется спросом. У нас можно купить средства для перевязки и ухода за лежачими больными, небулайзеры и тонометры, пипетки, горчичники и хлоргексидин, перекись и глюкозу, популярные лекарственные препараты отечественного производства: цитрамон, анальгин, аспирин, настойки. И этим мы привлекаем население! Я знаю, что многие аптеки считают невыгодным продажи препаратов низкого ценового сегмента, у нас другое мнение — пусть будет выбор у покупателя согласно его покупательской способности, так сказать, "толщины кошелька". Хочу отметить, что берут как дешевые, так и более дорогие препараты — в соотношении примерно 50 на 50.

В аптеке много разных торговых наименований одного МНН. Посетители могут выбрать лекарство в ценовом диапазоне, к примеру, от 10 до 400 руб. Мы информируем население о том, что можно выбрать как отечественный препарат, так и импортный, как дженерик, так и оригинал.

Визитка0418_2

В нашей аптеке много холодильников — правила и сроки хранения выдерживаются строго, и мы можем позволить себе самый разнообразный ассортимент. Мы сами отслеживаем все акции от производителей, и в этот период цена на препараты в аптеке значительно снижается.

Как относитесь к инициативным рекомендациям первостольников, направленным на увеличение продаж?
— Допродажи должны быть всегда, но их нельзя навязывать, ведь мы хотим, чтобы люди нам доверяли и приходили снова. Допродажа должна быть рациональной. При покупке антибиотика важно предложить пробиотик с пребиотиком. Если посетитель едет в отпуск и спрашивает, например, имодиум, грамотно будет порекомендовать ему сорбент. Принятые в прошлом году стандарты Надлежащей аптечной практики — это не нововведение, специалисты старой закалки работали так всегда.

Кто они — постоянные посетители?
— К нам приходит много местных жителей, среди которых большинство пожилых, поэтому мы учитываем, в первую очередь, их потребности. Офисов поблизости нет, посему в первой половине дня у нас больше пенсионеров, ближе к вечеру заходят люди, которые возвращаются с работы домой. Знаете, уже в апреле пенсионеры начнут формировать аптечку на лето. В течение летнего сезона к концу рабочей недели приходят посетители, чтобы приобрести препараты, медицинские изделия, косметику уже для использования на даче.

Как Вам удается удерживать цены в вашей аптеке?
— У нас очень небольшая наценка, и, конечно, работать нам непросто. Можете себе представить, наша маржа не превышает 18%! Хочу отметить, что самостоятельная аптека получает препараты совершенно по другим ценам, нежели сетевая, но наш энтузиазм не иссякает — задача удержаться и не потерять своих клиентов остается главной!

Насколько важно месторасположение аптечного предприятия?
— Сейчас аптек очень много, и выбор у населения большой. К сожалению, в нынешнее время не соблюдаются законы, которые работали во времена Союза, когда аптеки открывались строго на расстоянии 500 метров друг от друга. Разве тогда можно было представить, что на одном юридическом адресе функционируют две аптеки? А сейчас это возможно! Думаю, если аптека здесь работает уже более полувека, значит, месторасположение было выбрано правильно.

Много говорится о доставке препаратов населению. Что Вы об этом думаете?
— В принципе, я отношусь к самой идее доставки нормально и у нас есть возможности такого сервиса, но, на мой взгляд, сейчас это не столь актуально. Аптек сейчас очень много, выбор препаратов большой. Мне кажется, люди предпочтут сбегать в близлежащую аптеку самостоятельно, либо, в крайнем случае, попросить об этом родственников, соседей, работников социальной службы.

Как Вы смотрите на то, что, возможно, определенная часть аптечного ассортимента может перейти в торговый ритейл?
— Конечно, отрицательно. Аптечный ассортимент не должен находиться на полках магазинов. Консультация первостольника должна быть обязательной! Все ОТС–препараты должны отпускаться только специалистом. Например, у нас фармацевт, ведущий отпуск, обязательно предупредит покупателя при покупке, например, парацетамола, о том, что препарат нельзя принимать с нурофеном или обязательно обговариваем дозировку того или иного препарата. А в торговом центре человек возьмет с полки любой препарат и будет принимать, как ему вздумается. И еще не известно, какие условия хранения там были.

Может ли, на Ваш взгляд, фармацевт заменить врача, хотя бы отчасти?
— Если к нам приходит человек и просит что–то "от давления", мы можем предложить какую–то траву, лекарственный сбор, но предупреждаем о том, что это может быть серьезным заболеванием, поэтому нужно обратиться к врачу, сделать кардиограмму, холтеровское мониторирование и т.д. Да, мы можем оказать первую помощь, предложить лекарство по симптоматике, но не более.

В Москве некоторые аптечные предприятия, в основном, аптечные сети, решили поучаствовать в пилотном проекте маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных препаратов. Цель — обеспечение эффективного контроля качества препаратов, находящихся в обращении.
— Лично мне пока до конца не понятно, для чего это делается. У нас не бывает фальсифицированного товара. Мы работаем только с крупными поставщиками и уверены в качестве своей продукции, возможно, в первую очередь, это необходимо производителям, которые бы маркировкой подтверждали качество производимого продукта, такой своеобразный знак качества.

Мне интересно было бы узнать мнение населения по этому вопросу. Насколько для людей, приходящих за препаратом в аптеку, это важно.

В условиях жесткой конкуренции, что помогает выживать?
— В нашей стране розница фармацевтического рынка пережила очень многое: и аптеки на колесах, и большой дефицит препаратов, когда в аптеке скапливались огромные очереди, и бесплатные рецепты. Помню, во времена перестройки товар уже появился в продаже и люди приходили к нам с пачками льготных рецептов, которые аптека не могла обслужить. Мы звонили на склад, я с самого утра выходила в торговый зал, старалась распределить препараты. Времена были очень сложные. Мы практически жили в аптеке.

Сейчас за 30 лет я очень хорошо изучила свою аптеку и знаю каждую упаковку. Мы выживаем за счет продуманности заказов. Мои первостольники сразу записывают каждую позицию, которой не оказалось в наличии! Поэтому помимо грамотных консультаций нам помогает выжить продуманный ассортимент и выверенное количество заказанных упаковок. Ведь может случиться так, что человек скажет: "Мне не подходит эта аптека, сколько захожу, у них никогда нет нужного количества!" Но и лишнего быть не должно — это очень тонкая грань! Никакой затоваренности, дефектуры. Нам удается грамотно делать заказы — за много лет у нас никогда не было задолженности перед дистрибутором.

Могу не без гордости сказать, что люди любят нашу аптеку. Мы очень много сделали для этого района, когда были здесь единственным аптечным предприятием. Мы выстояли в самые сложные времена, а наши сотрудники всегда получали зарплату и премии. Мы вкладывали средства в строительство храма Христа Спасителя — у нас даже остались памятные грамоты.

Что бы Вы привнесли в работу нынешней аптеки из советского периода?
— Я бы хотела, чтобы у нас была усовершенствована законодательная база. В то время у нас было три основных приказа — по нормам отпуска и хранения ядов, по санитарному режиму и по хранению. Мы знали их наизусть и очень четко выполняли. Сейчас все изменилось, и я с большим уважением отношусь к "Аптечной гильдии", ее исполнительному директору Елене Неволиной, которая проводит для нас очень полезные семинары, дает аптекам много необходимой информации.

Трудность сейчас состоит еще и в том, что врачи выписывают рецепт, к примеру, всего лишь на два месяца, а человек принимает его годами… Нужно постоянно ходить в поликлинику, брать новый рецепт, что для большинства больных людей достаточно затруднительно. Поэтому мне кажется, что новые приказы должны выходить с учетом мнения специалистов, непосредственно работающих в отрасли.

А еще мне очень жаль, что у нас нет своего министерства — аптечного. Есть же министерство торговли, но оно нам не помогает, хотя мы и относимся, к большому моему огорчению, к предприятиям торговли. Есть и министерство здравоохранения, но нас не считают специалистами здравоохранения, хотя мы и занимаемся лекарственным обеспечением медицинской помощи. Вот такая история получается — надеяться можно только на себя и на наших благодарных посетителей.

Что бы Вы могли пожелать молодым специалистам, которые приходят на работу в аптеку?
— Для начала они должны хорошо понимать, правильно ли делают, поступая учиться на фармацевта или на фармфакультет, чтобы стать провизором. В нашей профессии учиться нужно всю жизнь. Сейчас выходит так много литературы, что при желании можно научиться всему.

Могу отметить, что молодые специалисты сейчас очень вежливые, они знают, что нужно любезно поздороваться, а когда человек уходит, попрощаться и пожелать здоровья. Но в первую очередь им нужно помнить, что они несут большую ответственность перед больным человеком. Очень важно понимать, что ты свыше выбран для этой профессии, в которой обязан служить людям. Поэтому самое главное — любить людей, помогать им, и все получится!

Пигарёва Елена
11.04.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
Сочи
Аптека 2018
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться