24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Ассортимент

E–commerce: уходим в онлайн обдуманно

E–commmerce сегодня активно развивается по всем направлениям, продажа лекарственных препаратов — не исключение. Почему покупки онлайн привлекают потребителей и может ли данный сегмент рынка принести пользу фармацевтическим компаниям и аптечным сетям?

Директор по сбыту DSM Group Александр Козин подчеркивает, что 80% от аптечного рынка занимают продажи лекарственных средств. У всех игроков должна быть лицензия для продажи лекарственных средств, они работают в партнерстве, сотрудничают с аптеками или открывают свои. При этом сегмент e–commerce растет в два раза быстрее, чем фармрынок в целом. Так, в 2020 г. рост составил 37%, а доля онлайн–продаж — 8,4%.

Козин Александр

Большая доля в городах-миллионниках, где развиты онлайн–продажи и доставка. Это обусловлено другими принципами потребления у людей и доступностью скоростного интернета. При этом плотность аптек там высока, что нивелирует выгоду для потребителя, т.е. дойти до аптеки быстрее, чем ждать курьера. В сентябре доля e-commerce выросла, что связано с ростом рынка. Участвуют в онлайн–продажах не только аптеки и сети, которые сами ищут покупателей, но и аптеки как пункты выдачи заказов с сайтов–агрегаторов. Онлайн отличает значительно больший объем заказа на одну покупку, поскольку люди ищут дорогие товары по более выгодным ценам. Заказывать через интернет удобно: он предоставляет широкую полку и дает возможность собрать дефектурные препараты в одном месте и легко их получить. Однако средневзвешенная стоимость препаратов выше как у рецептурных, так и у безрецептурных.

Суровцев Олег

Руководитель отдела электронной коммерции Stada Россия и СНГ Олег Суровцев считает, что аптечным сетям необходимо использовать маркетплейсы — это новый канал сбыта, возможность заявить о своем бренде, расширение аудитории. Потребность в покупке ЛС онлайн растет. Исследование Stada Health report показало, что Россия — лидер по заказу безрецептурных препаратов в онлайне. Эксперт также считает, что к маркетплейсам не относятся классический онлайн–ритейл — это аптечные организации, представленные в интернете.

В настоящее время компания работает над тем, чтобы рецептурные препараты были представлены в онлайн. Пока это возможно только с помощью бронирования и последующего получения в аптеке. В дальнейшем компания планирует участие в проекте по внедрению электронного рецепта.

Законодательные инициативы необходимы

Руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" "Пепеляев групп" Константин Шарловский отметил, что сейчас основные модели дистанционной продажи ОТС–препаратов — бронирование онлайн с последующим визитом за ними в аптеку, покупка через маркетплейс с доставкой на дом или же покупка с сайтов интернет–аптек.

Шарловский Константин

Количество юрлиц с разрешением на онлайн–торговлю в сентябре нынешнего года выросло в 4,4 раза по сравнению с июнем прошлого года. С 1 сентября разрешены розничные продажи безрецептурных лекарственных средств с помощью агрегаторов (маркетплейсов). Из перечня обязательных условий для получения разрешения на дистанционную торговлю лекарств исключены требования о наличии не менее 10 аптечных точек и наличии собственного сайта.

Какие судебные споры возникают в данной области? Основное нарушение (74%) — дистанционная продажа без лицензии или с нарушением лицензионных требований, далее идет оспаривание отказа в выдаче лицензий на онлайн–торговлю (6%), а иные споры занимают 20%.

Онлайну — IT

Директор по маркетингу АО "Промис" Юлия Родкина отмечает, что за 9 месяцев этого года оборот e–commerce–сегмента вырос на 37%, в то время как весь аптечный рынок — на 2,3%. Сейчас доля e–comm в нем составляет 8,4%. Но работа в этом сегменте требует определенных навыков, один из них — оперативное создание качественного электронного контента.

Каковы основные проблемы e–comm–менеджеров? Во-первых, создание контента и его дистрибуция на электронные площадки — трудоемкий и длительный рутинный процесс, задействующий множество внутренних и внешних факторов. Создание визуального и текстового контента, его согласование, выгрузка партнерам с учетом их требований, отслеживание публикаций и другие операции занимают много времени и других ресурсов.

Периодически возникает необходимость создания большого количества объемных изображений: при первичной оцифровке ассортимента или обновлениях единовременно может требоваться создание сотен изображений. В результате из–за большой загрузки дизайнеров производитель ждет 3D–изображения от нескольких дней до недель, в связи с чем публикация контента задерживается.

Электронная коммерция

Все это побуждает менеджеров искать новые стратегии и инструменты для продвижения продукции онлайн. Современные IT–инструменты автоматизации работы с e–comm контентом помогают увеличить скорость создания контента и его качество, структурировать данные, устранить рутинные операции, высвободив время для более важных задач. Один из них – разработанное компанией ПО 3D Генератор. Оно создает 3D–изображения вторичной картонной упаковки из разверток в нужных ракурсах и качестве. ПО применяется для визуального контента для e-comm, пэкшотов для презентаций, каталогов и т.д.

Электронные рецепты не дают право на доставку

Сейчас рассматривается вопрос о возможности онлайн-торговли рецептурными лекарственными средствами, однако это вряд ли будет возможно без внедрения электронного рецепта. Решение об использовании электронных рецептов наряду с бумажными принимает уполномоченный орган субъекта РФ. Действие такого решения распространяется только на соответствующий регион. Например, в Белгородской области с января по август нынешнего года выписано почти 550 тыс. ЭЛ, к системе подключено 65% аптек и аптечных пунктов региона. В Москве с января по май выписано 3,7 млн., а по состоянию на март 2021 г. к системе подключены 1, 5 тыс. аптек. В Московской области в среднем оформляется 100 тыс. электронных рецептов в неделю, а с сентября по ноябрь текущего года выписано более 1 млн. рецептов на льготные лекарственные средства.

Но следует помнить: само по себе внедрение механизма выписки пациентам электронных рецептов не дает права на онлайн–доставку RX–препаратов, поэтому потребуется ряд новелл в законодательстве и пересмотр старых правил, чтобы это было возможно, а электронный рецепт — лишь один из шагов на данном пути.

По материалам вебинара "E–comm для фармпроизводителя"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия