24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Аптечная реальность: не только выжить, но и продолжать жить

В 2020 г. на фармацевтический рынок обрушился настоящий шторм, в котором одна волна была круче другой. Это и Covid–19, и введение маркировки лекарств, и разрешение онлайн–торговли лекарственными препаратами, и законодательные инициативы, куда же без них… Как в этой ситуации чувствуют себя все участники товаропроводящей цепочки?

Аптечный саммит прошел этой осенью в Москве в пятнадцатый раз, причем в традиционном офлайн–формате, и начался он пленарным заседанием "Хроники выживших. Выйти из штопора и выжить в кризис". Вот так сразу поставлена задача — выйти и выжить. А организаторы охарактеризовали основную идею данного заседания таким эпиграфом: "Денег меньше не стало — просто стало меньше людей, у которых они есть" (Уилл Роджерс).

КТО ОКАЗАЛСЯ КРАЙНИМ?

Не секрет, что сначала потребители, потом представители различных общественных организаций, некоторых СМИ, а затем и государственные регуляторные организации с жесткой критикой обрушились на аптечные сети. Мол, воспользовались паникой в период пандемии и задрали цены на свою продукцию сверх всякой меры! А те сразу же и вполне правомерно переадресовали ценовые претензии к дистрибуторам.

Так, много ли заработали на пандемии оптовики и продолжают это делать уже на всем подряд?

Генеральный директор Центра внедрения "ПРОТЕК" Дмитрий Погребинский удивился, претензии переадресовав производителю.

Погребинский

"Если мы и подняли цены, то только на то и на столько, сколько это сделали производители, — сказал он. — Но нас в чем только не обвиняли! Даже в несуществующем сговоре относительно медицинских масок. В результате и "Протек", и многие из наших коллег, например, та же компания "Пульс", просто боялись связываться с этими самыми масками. Как говорится, себе дороже. Кто от этого выиграл? Да, никто! Пострадали от нехватки товара конечный потребитель, да еще первостольники. Ведь все претензии первым делом поступали к ним".

Особенно расстраивают оптовиков "показательные выступления" некоторых самодеятельных контролеров. Современные Робин Гуды не только наклеивали на аптеки свои "обличающие" стикеры, но и до дистрибуторов добрались, называя их по именам.

Производители лекарственных препаратов молчать не стали и перевели стрелки… на известные общеэкономические причины: подскочили курсы валют, китайские оптовики стали обращаться со столь выгодными финансовыми предложениями, от которых мало кто мог бы отказаться.

ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО…

Несправедливые нападки на фармацевтическую товаропроводящую цепочку привели, как это ни странно, и к позитивным результатам.

"По одиночке нас просто не услышат, — взывает Дмитрий Погребинский к коллегам по фармбизнесу. — Все участники аптечного рынка поняли, что только общими силами мы можем сдвинуть камень имеющихся трудностей с "мертвой точки". Аптечные сети и дистрибуторы сплачиваются и начинают общаться с государственными структурами, доказывая им, что у нас самих тоже есть проблемы, которые нужно решать".

"Руководство компании–дистрибутора "Катрен" на заседании Росздравнадзора выступило и по существу пыталось защитить весь наш рынок. И их пример — другим наука! Просто сидеть и причитать бессмысленно. С государством можно и нужно налаживать общение", — оценил смелый шаг конкурента руководитель "ПРОТЕКа" и согласился с тем, что сейчас выживать надо вместе.

МАРКИРОВКА ПРИШЛА, ПРОБЛЕМ ПРИНЕСЛА…

Одни участники рынка надеялись, что полный запуск маркировки лекарственных препаратов в очередной раз отложат, другие не были так оптимистичны и оказались правы. Правда, легче от этого не стало ни первым, ни вторым, скажем так, пока головная боль от внедрения у всех участников фармрынка: у кого–то меньше, у кого–то больше. Очень разными цифрами апеллируют представители дистрибуторов и аптечных сетей. Одни говорят, что у них в обороте пока 15% маркированных продуктов, другие называет цифру в 30%, а третьи имеют 50% (!) наименований лекарственных препаратов, где DataMatrix на упаковке, как и положено в системе.

При этом практически все руководители аптечных сетей констатируют тот факт, что немаркированной продукции и в оптовом, и в розничном обороте пока очень много, но это-то их и радует. Просто потому, что с ней проще работать. "Некоторые вообще предрекают настоящий коллапс аптечным сетям из–за этой самой маркировки, — рассуждает генеральный директор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов. — Думаю, не надосгущать краски. Переживем и это! Постепенно все придет в нормальное состояние. Когда? Считаю, не раньше конца 2021 г.".

ФилипповРИГЛА

Стоит признать, многие вопросы пока решить невозможно. Хотя бы потому, что люди, чей товар "переливают", не заинтересованы в маркировке. Прекратятся ли эти "переливы" вообще? Некоторые участники товаропроводящей цепочки откровенно заявляют, что не прекратятся… Они просто перейдут в другое качество. Какое? Время покажет…

ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ!

Все говорят о том, что нынешний год — очень необычный. Но генеральный директор ООО "Нео–Фарм" (и учредитель двух известных в Московском регионе сетей) Евгений Нифантьев считает, что все еще впереди — самым необычным будет год 2021–й.

Нифантьев3

"Фармацевтическая розница, конечно, переживет не только ближайший месяц, но и 2–3 тоже. А вот переживет ли следующий 2021 — большой вопрос", — предупреждает Евгений Нифантьев.

Дело в том, что помимо маркировки в одной точке сойдутся еще несколько факторов. Все помнят, что в 2009 г. был введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Тогда это было оправдано — государство просто физически не могло администрировать торговую выручку предприятий. Единственной возможностью собирать налоги стало такое решение, как брать за основу площадь торгового зала, умноженную на некий коэффициент.

Сегодня мы понимаем, что везде есть онлайн–кассы, есть упрощенная система и общая системы налогообложения. Последняя неизбежна для тех предприятий, которые перешли из разряда малых в разряд средних или тем более крупных компаний.

При этом ЕНВД собираются отменять с января 2021 г., и это вызовет у многих предприятий большие или очень большие проблемы.

"Показатель чистой прибыли у подавляющего числа аптек на российском рынке составляет около 1%. Поддерживать такую скромную рентабельность аптечных сетей, особенно одиночных, удалось именно за счет налоговых спецрежимов. Смена ЕНВД на другие, менее выгодные варианты, для мелких аптечных сетей и одиночных аптек фактически обозначает скорое разорение и закрытие", — предупреждает руководитель сети "Нео–Фарм".

Большую настороженность вызывает и законопроект Госдумы относительно аптечной розницы, который был внесен на рассмотрение нашими многоуважаемыми депутатами весной 2020 г. Наряду с заботой о гражданах в виде организации передвижных аптек и обязательного определения "аптечная сеть".

"По какой–то неведомой мне причине мы все время слышим, что цены на лекарства растут, хотя они не растут. Просто потому, что есть индекс цены, который отслеживаетсякак на уровне производителей препаратов, так и на уровне дистрибуции, и аптечных сетей. У нас самый конкурентный рынок. В российской аптеке можно купить препарат в ампуле за 15–25 руб. Таких цен не найти ни в одной европейской сети", — констатирует Евгений Нифантьев.

Волнения в аптечном сообществе вызвал и внесенный в ГД РФ законопроект, касающийся ограничений деятельности аптечных сетей. Инициаторы этого нововведения предлагают ввести понятие "аптечная сеть", ограничить возможность производителей продвигать свой товар в аптеках, а также установить запрет на открытие новых аптек под одним брендом.

Особое беспокойство вызывают ограничения, которые вводятся для аптечных сетей, дистрибуторов и производителей. Так, сумму вознаграждения по контрактам на продвижение лекарств, которое производитель выплачивает аптекам, не может превышать 5% от цены приобретенных препаратов.

Напомним, что согласно законопроекту всем участникам фармрынка, в частности, будет запрещено брать плату (или вносить плату) за право поставок лекарственных препаратов в аптечные организации.

Также, если договор поставки лекарственных препаратов будет заключен на условиях оплаты через какое-либо время после их передачи, то обозначенный в документе срок оплаты не сможет превышать 90 календарных дней со дня фактического получения лекарственных препаратов.

Еще одно изменение, предложенное депутатами, — введение обязательного для сотрудников первого стола (первостольников) информирования покупателей о наличии лекарственных препаратов и минимальной цене на них в рамках одного МНН.

Но и это не все! Как отметил Евгений Нифантьев, законодатели предлагают сокращать число аптек, входящих в одну аптечную сеть. Предпринимателям, оборот которых превышает 20% объема всех реализованных аптечных товаров в границах города, будет запрещено покупать или арендовать новые площади в этом городе. Обойти этот запрет позволят только тем сетям, чья годовая выручка не превышает 400 млн руб.

"Все эти нововведения могут самым пагубным образом сказаться на всех звеньях товаропроводящей цепи. Особенно пострадает малый и средний бизнес. Поэтому призываю всем нам объединяться, и необходимо рассказывать и общественности, и законодателям, что действительно происходит на российском фармацевтическом рынке. В противном случае пострадаем не только мы, аптекари, но и потребители. Ведь возможный коллапс может привести и к росту цен на препараты, и к вымыванию ряда из них с рынка. Особенно дешевого ряда", — высказал вполне понятную обеспокоенность Евгений Нифантьев.

СВОЯ ЛОГИСТИКА — ЭТО "ПЛЮС" ИЛИ "МИНУС"?

Некоторые участники фармрынка считают, что своя логистика позволит сократить звенья цепочки, идущей от производителя к покупателю. И в условиях падающих доходов населения, а значит и падающего спроса на аптечный ассортимент сможет помочь первосольникам в грядущей ситуации. Но так ли это?

"У нас строится свой склад. Тем не менее я придерживаюсь мнения, что в обозримом будущем аптечная сеть не сможет сделать стоимость логистики ниже, чем у дистрибутора. У меня мотивация другая. При прямых взаимоотношениях с производителем есть свои плюсы. Например, появляется возможность создавать определенные запасы. Доставка по индивидуальным заказам потребителей тоже входит в наши планы. И своя логистическая нить поможет и в этом. Но у нас нет желания полностью переходить на самостоятельную логистику. Не рентабельно это", — объясняет Евгений Нифантьев.

По материалам XV Аптечного саммита "Новая аптечная реальность в России и СНГ" (организатор: infor–media Russia)

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия