А настроение на рынке обычное для кризисной ситуации: одни впадают в панику, другие ищут возможности для роста и развития. Экономика России, на которую повлияли не только пандемия коронавируса, но и рост курса доллара и евро и соответственно падение курса рубля, находится в отрицательной зоне. По итогам июля прироста ВВП не отмечалось, он составил -4,7% (в апреле –12%). Совокупно за 7 месяцев 2020 г. ВВП снизился на 3,8%.
На настроение в аптечном бизнесе влияет ситуация в розничной торговле в целом. Совокупно за 7 месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 18 трлн руб., это практически на 6% ниже, чем в 2019 г. "До кризиса 2015 г. еще, конечно, далеко (тогда падение составило –10%), но такое падение все же сравнимо с посткризисным периодом 2016 г.", — отметила Юлия Нечаева.
В июле оборот розничной торговли снизился на 2,6%. Отрицательно на потребление влияет в т.ч. и уровень безработицы. По данным Минэкономразвития РФ, сегодня в нашей стране 4,7 млн безработных (это 6,3% от работающего населения, до пандемии коронавируса было около 4,5%). Безработица медленно, но продолжает увеличиваться. Доходы населения также демонстрируют отрицательные значения.
Инфляцию, которая сейчас находится на низком уровне, спикер отнесла к одному из позитивных показателей. За 7 месяцев 2020 г. инфляция по стране составила 3%. Больше всего подорожали продукты питания (на 4,3%). Инфляция на лекарственные препараты оказалась чуть выше, чем инфляция по стране, — 3,3%. Основной рост цен на лекарства пришелся на март месяц. В последующие месяцы наблюдались уже дефляционные процессы: цены на лекарства в среднем снижались.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С АПТЕКАМИ В ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ?
По данным DSM Group, количество аптек незначительно росло до февраля 2020 г., но начиная с периода пандемии количество аптек в стране не растет. В целом же за последние12 месяцев количество аптек выросло на 1500 точек. Наибольшую долю занимают федеральные аптечные сети (чуть больше 17 тыс. аптек) — это 26% рынка. На втором месте — региональные аптечные сети (около 16 тыс. точек) — 25% рынка. На третьем — одиночные аптечные точки (их примерно 10,5 тыс.) — 16% рынка.
Структура рынка изменилась за 7 месяцев текущего года. Сложности на рынке прежде всего отразились на одиночных аптеках и малых локальных аптечных сетях. За указанный период стало меньше на одну тысячу одиночных аптек и закрылось примерно 270 точек малых локальных сетей. А вот федеральных сетей стало на одну тысячу точек больше.
Среднемесячная выручка на одну аптеку по стране составила 1 млн 750 руб. Больше всего аптеки зарабатывают в Северо-Западном федеральном округе (2 млн 200 тыс. руб. на одну аптеку), меньше всего в Южном федеральном округе (1 млн 332 тыс. руб.).
В лидерах по плотности аптек — Центральный и Южный федеральные округа. Меньше всего жителей на одну аптеку приходится на Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа.
В настоящий момент ТОР-20 аптечных сетей занимают 60,1% рынка и управляют 34,4 тыс. точек продаж. Спикер отметила, что впервые за много лет концентрация аптек на рынке перестала расти. Максимальную долю занимает АСНА (14% в коммерческом сегменте в I полугодии 2020 г.), второе — "Ригла" (6,3%), на третьем — ГК "Эркафарм" (4,2%). Юлия Нечаева рассказала о набирающем популярность так называемом альтернативном объединении аптек (маркетинговые ассоциации). Они позволяют сохранять конкурентоспособность одиночных и малых локальных аптечных сетей.
На первом месте объединение Pharmmarket.ru Оборот его участников составил почти 96 млрд руб. (объединяет 9 тыс. точек), далее следуют МФО, "ПроАптека", "Созвездие", ВЕСНА и др. "Рост оборота таких объединений говорит о том, что одиночные и малые локальные сети, чтобы участвовать в маркетинговых бюджетах, стремятся войти в эти ассоциации", — подчеркнула представитель DSM Group.
КАКИМ ВЫДАЛОСЬ ЛЕТО 2020?
За 7 месяцев 2020 г. фармрынок достиг показателя в 800 млрд руб.: 638 млрд руб. приходится на лекарственные препараты и 161 млрд — на парафармацевтический сегмент. За этот период в натуральном выражении потребители купили 2 млрд 944 млн упаковок лекарственных препаратов, это всего лишь на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост произошел за счет высоких продаж в марте 2020 г. За летние месяцы прирост составил около 2%. В упаковках произошло серьезное снижение рынка в летние месяцы (падение –9% в июне и –13% в июле относительно лета прошлого года). Если до 2017 г. была заметна положительная динамика как в рублях, так и в упаковках, то в 2019 г. прирост составил 0,3%, в 2020 г. за последние 3 месяца — 0,9%. Прошедшее лето, по выражению Нечаевой, не такое уж и плохое по сравнению с летом 2019-го. По показателям в упаковках это самое максимальное падение, какое было за последние 8 лет. Она напомнила, что даже в кризисный 2014 г. падение в упаковках летом произошло на 6%, сейчас на 11%. Основными факторами роста рынка стали ценовые — инфляция и изменение структуры потребления в пользу более дорогостоящих лекарственных препаратов. Дешевые препараты потребитель с каждым месяцем покупает все меньше.
Традиционно летом для поддержки продаж, которые меняются из-за структуры и локации потребления, аптеки борются за своего потребителя, снижая цены на препараты из своего ассортимента. В этом году процесс начался уже в апреле. При этом растет средневзвешенная цена упаковки: за 7 месяцев на 11%. Наиболее существенный рост (18%) пришелся на июль: стоимость упаковки выросла на 34 руб. и составила 220 руб.
Если в январе 2020 г. на препараты стоимостью свыше 500 руб. приходилось всего лишь 42% рынка, то в июле уже почти 47%. При этом растет потребление дорогостоящих препаратов не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. Дешевые препараты в упаковке теряют в доле, спрос на них снижается. Падение в рублях за 7 месяцев составило –7%, в упаковках –15%. Происходит перераспределение рынка в пользу дорогостоящих препаратов. Это приводит к тому, что в упаковках рынок не меняется, а в рублях он вырос на 12% за 7 месяцев 2020 г.
В сегменте препаратов стоимостью от 50 руб. инфляция небольшая, около 3%, практически во всех ценовых сегментах с апреля наблюдаются дефляционные процессы. Сегмент препаратов до 50 руб. вырос почти в 6 раз (инфляция по итогам июля составила 15,8%). Здесь дефляционных процессов не наблюдается, отметила спикер. Цена на дешевые препараты продолжает расти. Аптечная наценка остается на уровне 24%.
За счет чего растет рынок и какие группы показывают традиционный рост? В лидерах остаются иммуномодуляторы и противомикробные препараты. Их прирост за 7 месяцев составил около 30%. Если иммуномодуляторы в среднем за 5 лет показывали отрицательное значение (–0,6%), то в 2020 г. рост составил 28%. Спрос сместился в сторону препаратов, которые позиционируются для лечения коронавируса и сопутствующих ему болезней. Безрецептурные препараты растут быстрее, а рецептурные летом демонстрировали отрицательную динамику.
Юлия Нечаева рассказала, что в рейтинге производителей произошли минимальные изменения. Высокий рост показала компания "Отисифарм", что связано с продажами арбидола. Лидеры рейтинга по итогам 7 месяцев текущего года — компании "Байер", "Новартис" и "Санофи". Среди лидеров роста по положительной динамике больше отечественных производителей — компании "ФИРН-М", "Гротекс", "Петровакс Фарм".
Директор отдела стратегических исследований DSM Group представилапредварительные итоги августа: в стоимостном выражении +12% в руб., –1% в упаковках. Прирост рынка связан с потреблением антимикробных препаратов и иммуномодуляторов, которые применяются при лечении коронавирусной инфекции. Прогнозы аналитической компании на 2020 г. пока сохраняются: +8% в руб., –3% — в упаковках. По словам Юлии Нечаевой, эти прогнозы строятся на основе того, что никаких серьезных потрясений на рынке больше не будет и уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом не превысит эпидемических порогов.