Такой высокий показатель "отрицательного прироста" рынок демонстрировал только в кризис 2008–2009 гг. (–6%). После этого динамика потребления в натуральном выражении колебалась от -1% (в 2014 году) до +6% (в 2012 году). Последние три года рынок прирастал в среднем на 4%. Падение продаж лекарственных препаратов в упаковках — это, в том числе, и следствие снижения реальных доходов россиян. Так, по данным Госкомстата, реальные располагаемые денежные доходы в I полугодии 2019 г. по сравнению с I полугодием 2018 г. снизились на 1,3%. Падение рынка было неизбежно: снижение реальных доходов россиян усугубило повышение ставки НДС.
Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО "Группа ДСМ"), по итогам I полугодия 2019 г. через розничный сегмент было реализовано 2,5 млрд упаковок лекарственных препаратов стоимостью 489,7 млрд руб. (в розничных ценах). Емкость рынка лекарств возросла всего на 0,6% в руб. относительно аналогичного периода 2018 г.
Рис. 1
После повышенного спроса на препараты против гриппа и ОРВИ в январе 2019 г. в феврале—марте наблюдается снижение продаж препаратов данных групп. В связи с этим впервые за много лет мы наблюдаем в т.ч. и отрицательную динамику в рублях. Так, при анализе ежемесячных данных можно отметить, что наибольшее падение объема реализации пришлось на начало весны — в марте аптечные продажи сократились на 5,0% в стоимостном выражении и на 11,5% в натуральном.
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА
Средневзвешенная цена одной упаковки ЛП выросла на 4,6%, и составила 195 рублей. Дешевые лекарства вымываются из аптечного ассортимента, и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие препараты. При этом ценовой фактор менее значим. Инфляция за первые 6 месяцев составила 2,3%. В 2018 г. за I полугодие цены выросли на 3,4%. Структура изменилась в пользу препаратов «высокого» ценового сегмента относительно января–июня прошлого года.
Рис. 2
Положительная динамика продаж была отмечена только у категории "свыше 500 руб." (+7,0% в руб. и +7,8% — в упак.). Благодаря чему удельный вес дорогих лекарств вырос на 2,6% в денежном и на 1,0% в натуральном эквиваленте. При этом инфляция на данную группы самая невысокая — +0,9%.
Быстрее всего в цене растут препараты диапазона от 150 до 500 руб. — 3,4%. Хотя ранее это всегда были препараты низкого ценового сегмента.
У потребителей по–прежнему самыми востребованными остаются препараты с ценой до 50 руб. — в упаковках доля дешевых ЛП составляет 38,9%. Вес препаратов этой группы сократился на 1,4% в натуральном выражении и на 0,3% в стоимостном в результате снижения продаж.
СООТНОШЕНИЕ ИМПОРТНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОДАЖ ЛП
По итогам января–июня 2019 г. доля российских препаратов выросла на 1,4% до 29,4% в рублях и на 1,9% до 59,6% — в упаковках. При рассмотрении абсолютных показателей реализация отечественных препаратов в деньгах выросла на 5,7%, тогда как объем продаж импортных лекарств сократился на 1,4%.
Рис. 3
Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах в I полугодии 2019 г. составила 96 руб., что приблизительно в 3,5 раза ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость препарата зарубежного производства составила 341 руб.). Вместе с тем, средневзвешенная стоимость отечественного препарата выросла на 6,4%, импортного — на 7,4%.
СООТНОШЕНИЕ ПРОДАЖ ЛП РЕЦЕПТУРНОГО И БЕЗРЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА
За первые 6 месяцев 2019 г. безрецептурные препараты заняли 48,0% рынка в стоимостном и 65,1% — в натуральном выражении. В результате разнонаправленной динамики Rx–препараты смогли увеличить свою долю на рынке и стали превалировать в рублевом эквиваленте. В итоге удельный вес рецептурных средств вырос с 50,2% до 52,0.
В упаковках структура рынка лекарств также изменилась в пользу препаратов, отпускаемых по рецепту врача. При этом продажи обоих типов ЛС упали — объем реализации Rx–препаратов уменьшился на 1,0%, емкость рынка ОТС–средств сократилась более существенно (–5,3%).
Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата составила 290 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 144 руб. Цены на обе категории препаратов выросли относительно аналогичного периода прошлого года на 5,3% и 2,4% соответственно.
Рис. 4
СООТНОШЕНИЕ ПРОДАЖ ОРИГИНАЛЬНЫХ И ДЖЕНЕРИКОВЫХ ЛП
Основные тенденции прошлых лет продолжаются и в 2019 г., в т.ч. этому способствуют и сложившиеся рыночные условия. Доля дженериков в общем объеме продаж растет. В рублях продажи дженериков выросли на 2,3%, в результате чего они смогли занять в I полугодии 2019 г. 62,7% рынка, увеличив свою долю на 1,0%. Несмотря на то, что в упаковках реализация дженериков сократилась на 3,2%, при этом их доля возросла с 83,7% до 84,4. Средняя стоимость оригинального препарата составила 465 руб./упак. (+5,8% к показателю 2018 г.), дженерик продавался в среднем по 145 руб. (+5,6%).
Рис. 5
СООТНОШЕНИЕ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ЛП по АТС–ГРУППАМ 1–го УРОВНЯ В РОССИИ
Структура аптечного рынка по АТС–группам 1–го уровня в i полугодии 2019 г. не изменилась относительно первых 6 месяцев 2018 г.
Максимальный прирост по итогам I полугодия продемонстрировала АТС–группа [V] "Прочие препараты" (+7,1%). Рост группе обеспечили аллерген "Сталораль" (+124,2%), средство лечения почечной недостаточности "Кетостерил" (35,7%) и марка "Лейкопластырь" (+25,8%).
Группа [A] "Пищеварительный тракт и обмен веществ" с долей 18,5% возглавила рейтинг АТС, что существенно выше, чем емкость других групп. Лидерами в данной АТС остаются гепатопротектор "Эссенциале" (доля 2,4%) и эубиотик "Линекс" (2,3%). На 3–ю строчку поднялся ферментный препарат "Креон" (2,0%), который показал существенный прирост объема реализации на 21,2%. При этом максимальное падение у лидера — бренда "Эссенциале" (–5,9%).
На 2–м месте по стоимостному объему расположилась АТС [С] "Препараты для лечения заболеваний сердечно–сосудистой системы" (14,8%). В группе [С] лидируют бренды "Детралекс" (доля 4,7%), "Конкор" (4,1%) и "Лозап" (3,2%). Максимальный вклад в увеличение продаж группы на 6,1% внесли гипотензивные средства "Вальсакор" (+208,2%) и "Лориста" (+14,3%). Наибольшим падением отметились средство лечения геморроя "Релиф" и венотонизирующий препарат "Венарус", реализация которых сократилась на 7,1% у каждого бренда.
За первые 6 месяцев 2019 г. отрицательной динамикой отметились 7 АТС–групп. Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы продемонстрировали максимальное снижение реализации на 3,9%. Среди двадцати самых востребованных брендов в данной группе 12 показали падение продаж: сильнее всего упала реализация у иммуностимулирующих средств "Ингарон" (–22,6%) и "Ликопид" (–19,8%), а также у иммуномодулятора "Генферон" (–20,7%).
На 3,0% упали продажи препаратов для лечения заболеваний кожи. В большей мере отрицательная динамика обеспечена снижением продаж противогрибковых средств "Лоцерил" (–54,8%) и "Микодерил" (–23,6%) и стимулятора репарации тканей "Д–Пантенол" (–16,5%).
Группы [J] и [R], включающие в себя "сезонные" лекарственные препараты, также демонстрируют снижение продаж на 2,8% и 1,8% соответственно, что дополнительно подтверждает высокую зависимость аптечного рынка в целом от данных групп.
БРЕНДЫ, ЛИДИРУЮЩИЕ ПО ОБЪЕМУ ПРОДАЖ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ РОССИИ
ТОП–20 брендов лекарственных препаратов заняли 11,2% рынка. В рейтинге брендов, лидирующих по объёму на розничном рынке, можно отметить ряд существенных изменений. Антикоагулянт "Ксарелто" вытеснил с первой строчки анальгетик "Нурофен", показав максимальный темп прироста — 26,4% — среди препаратов "двадцатки". Только два препарата смогли сохранить позиции прошлого года — бета–адреноблокатор "Конкор" и средство, применяемое при инфекционно-воспалительных заболеваниях — "Терафлю".
Из существенных положительных изменений можно отметить +5 мест у антиоксиданта "Мексидол" (+13,8%) и миорелаксанта центрального действия "Мидокалм" (+7,3%). Рейтинг покинул препарат для лечения заболеваний горла "Стрепсилс" (33–е место).
В упаковках по-прежнему лидируют "традиционные" дешЕвые препараты "Бактерицидный Пластырь", "Цитрамон" и "Уголь активированный". Большинство препаратов (11 брендов), входящих в ТОП–20 в натуральном эквиваленте, показали отрицательную динамику. Наибольший темп снижения демонстрируют отхаркивающий препарат растительного происхождения "Мукалтин" (–17,0%), энтеросорбент "Уголь активированный" (–14,6%) и антисептическое средство "Перекись водорода" (–12,4%). Максимальная положительная динамика отмечена у препарата, влияющего на систему ренин–ангиотензин — "Эналаприла" (+24,7%), антибиотика–цефалоспорина "Цефтриаксон" (+24,0%) и средства, понижающего секрецию желез желудка — "Омепразола" (+23,6%). ТОП–20 брендов в натуральном эквиваленте занимает 21,0% розничных продаж, то есть их концентрация выше, чем в стоимостном объеме.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ — ЛИДЕРЫ ПО ОБЪЕМУ ПРОДАЖ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ РОССИИ
Рейтинг фирм–производителей за год изменился менее заметно. Первую строчку по итогам I полугодия 2019 г. в коммерческом сегменте удерживает компания Bayer, при этом продажи корпорации снизились на 7,9% относительно января–июня прошлого года. Корпорация Sanofi потеряла 7,6% рынка в рублях, и уступила 2–ю строчку производителю Novartis (+0,2%).
Наибольший темп прироста демонстрирует словенская компания KRKA (+16,5%): увеличение спроса на гипотензивные средства "Вальсакор" и "Вамлосет" позволило фирме подняться на 8–e место в рейтинге производителей (+4 строчки). Остальные перемещения в рейтинге происходили в рамках ±2 мест.
Двенадцать компании из ТОП–20 показали отрицательную динамику. Сильнее всего упали продажи израильского производителя Teva (–9,3%): отрицательную динамику компании обеспечили антибиотик "Сумамед" (–13,7%) и муколитик "Амбробене" (–9,9%). Также снизились объемы реализации компании Johnson & Johnson, что обусловлено падением продаж противоязвенного препарата "Париет" на 20,2% и основного препарата производителя — назального спрея "Тизин" — на 16,7%.
ТОП–20 производителей в большей мере представлен иностранными компаниями: по итогам I полугодия 2019 г. в рейтинг вошли только три российские компании. Максимальную долю занимает "Отисифарм" с долей 3,3%, располагаясь на 6–м месте.
В упаковках преимущество остается за отечественными компаниями и зарубежными с высокой долей дженериков в своем ассортименте. ТОП–20 производителей рейтинга в упаковках занимают более половины аптечного рынка ЛП (51,0%), что сопоставимо с концентрацией в стоимостном выражении (на ТОП–20 корпораций приходится 53,9%).
Источник: пресс–служба DSM Group