Цена и лекарство: "формулы дефектуры" предложено уточнить
Лекарственный дефицит: важна своевременная диагностика
Сегодня дефектура медикаментов (либо ее вероятность) рассчитывается по двум формулам. Первая применяется, когда потребности национального здравоохранения в том или ином препарате точно известны, вторая — во всех остальных случаях.
К алгоритму с меньшим числом неизвестных параметров прибегают чаще, однако он нуждается в уточнении. Даже если нехватка лекарств "видна невооруженным глазом", а факт приостановки их выпуска не вызывает никаких сомнений, расчет может показать обратное, замечает Алексей Кедрин, глава АФП ЕАЭС. В результате завод–производитель не получает возможность перерегистрировать цену на необходимые наименования — с формальной точки зрения действие постановления Правительства №1771 на сложившуюся ситуацию распространяться не может.
Фармацевтическое объединение предложило два варианта разрешения данной коллизии. Первый заключается в том, чтобы уточнить алгоритм расчета двух индексов — отклонения и обеспечения потребности (они отмечены в третьем пункте документа, утвержденного тем же ПП-1771). Второй способ — сохранить сегодняшний вид формул дефектуры неизменным, однако перейти к их последовательному применению: если первый из алгоритмов обнаруживает лекарственный дефицит или его риск, то расчеты по второму уравнению не проводятся, но даже если таких фактов не выявлено, проверка по "формуле два" проводится обязательно. Положительные данные о нехватке медикаментов или ее вероятности хотя бы по одному из алгоритмов должны быть признаны достаточным аргументом для того, чтобы разрешить перерегистрировать цену на изучаемое лекарство. Речь идет все–таки о лечении.
Во избежание "рецидивов"
Некоторые проблемы в фармацевтическом ценовом регулировании напоминают ряд распространенных инфекций: когда пациент, по всем видимым признакам, уже выздоровел, малейшее изменение внешней обстановки рискует привести к повторному заболеванию. И нужно начинать все сначала…
На профилактику аналогичного явления в отрасли направлена следующая рекомендация АФП ЕАЭС — продлить действие распоряжения о перерегистрации цены, если обнаружена уже возникшая дефектура лекпрепарата либо ее вероятность, сделав его период 24-месячным вместо сегодняшнего 12-месячного. Для лекарств дешевле пятисот рублей такое разрешение должно стать бессрочным.
Как полагают эксперты объединения, эта мера предупредит ежегодный "обвал" уточненных цен из-за сопоставления их с данными в зарубежных странах, признанных референтными (иностранные государства не находятся в обстановке санкций, поэтому их информация далеко не всегда применима). А значит, для сохранения доступности лекарственной терапии не придется повторно «запускать» процесс перерегистрации.
Структурный аспект госаукциона
Еще один острый вопрос современного фармпрома — НМЦК. При ее расчете организация–заказчик должна применять ряд различных аналитических способов: тарифный, референтно-ценовой и сопоставимых рыночных цен. Если инфосистема функционирует точно, то, с точки зрения АФП ЕАЭС, второй метод обладает рядом преимуществ, ключевое из которых — снижение количества ошибок. Данный фактор имеет важное положительное последствие — он способен в значительной мере уменьшить процент аукционов, которые признаны несостоявшимися, а это снижает и нагрузку участников, и риски пациентов, нуждающихся в соответствующей фармакотерапии, подчеркивает Вилена Галкина, директор по взаимодействию с органами госвласти "ГЕРОФАРМ".
Для госсегмента евразийское фармобъединение также разработало ряд рекомендаций. Во–первых, при выборе референтно–ценового способа определения НМЦК необходимо учитывать лекарственную форму препарата. Это особенно важно, например, при закупках инновационных лекформ (наиболее известный их вид — шприц–ручки), улучшающих качество жизни пациентов с хроническими болезнями. Во–вторых, референтно–ценовой метод должен стать основным в сравнении с другими вариантами расчета, при обязательном условии точности расчетных формул и электронных алгоритмов.
Вопрос о цене лекарства и ее формировании исключительно важен, подводит итог Алексей Кедрин. Ведь каждому пациенту нужен полноценный доступ к лечению.