Участники сессии "Фармацевтическая промышленность в России — перезагрузка–2030: курс на независимость" (в рамках ПМЭФ–2022) обсудили нынешнее положение отрасли, стратегическую программу "Фарма–2030" и ответили на вопрос, вынесенный в заголовок.
Уроки, извлеченные регуляторами и участниками фармрынка из последних событий, можно, по словам зам. министра здравоохранения РФ Сергея Глаголева, разделить на две части: обеспечение устойчивости в повседневных процессах и курс на стратегическое развитие, который определяется не только текущими дружественными или не противоположными действиями, но и общими трендами развития фарминдустрии.
"Мы видим необходимость в гибкости регуляторики, которая максимально быстро должна отвечать на точечные вызовы, блокирующие нормальные процессыв индустрии. Нам необходимо больше наблюдать, чем опираться на собственные гипотезы. Любой вызов развивается зачастую по сложным парадигмам. Накопление данных позволит нам четко понимать, с чем мы имеем дело и как мы на это отвечаем (как было во время пандемии ковида). Мы реагируем на оценку рисков дефицитов, агрегируя разные межведомственные ресурсы (Минпромторга, Таможни, Минздрава и др.) и создаем систему, которая автоматически позволяет видеть темпы потребления ЛП, балансировать темпами производства и пр.", — пояснил представитель профильного ведомства.
С.В. Глаголев уверен, что ключевые элементы сегодня — это:
- обеспечение технологической независимости в плане оборудования, вспомогательных материалов, активных субстанций;
- более внимательное отношение к рентабельности препаратов, которые попадают в госпитальные государственные закупки (в среднесрочной перспективе ФАС будет уделять больше внимания этому фактору);
- инновационность.
Зам. министра не видит препятствий для проведения инновационных процессов в стране. "Нам необходимо больше взаимодействовать с евразийскими партнерами по созданию совместных проектов по разработке препаратов. Фокусировка на этом — ключевая задача в среднесрочной перспективе", — отметил он.
В лекарственном обеспечении категорий граждан, имеющих право на льготы, как элементе амбулаторной помощи, незаменимом для достижения национальных целей, акцент будет делаться на профилактику утяжеления хронических болезней, вносящих значительный вклад в преждевременную смертность. Для этого есть не только дженериковые возможности индустрии, но и разработки новых синтетических ЛП для терапии сердечно–сосудистых заболеваний, диабета и других социально значимых нозологий.
"Еще один момент — обеспечение оптимального соотношения стоимости и эффективности ЛП, включенных в льготные программы. Мы должны подтянуть наши цифровые ресурсы между потреблением и исходами. У нас сейчас есть вертикально интегрированные медицинские инфо–системы, но нам надо стандартизовать процесс и включать в льготный перечень препараты, способные показать эффективность у категорий пациентов еще без подтвержденной им инвалидности", — пояснил С.В. Глаголев.
В аптечке потребителя есть препараты скорой помощи, принимаемые пациентом самостоятельно, имеющие профиль очень хорошего соотношения пользы и риска, так что в горизонте 10 лет, полагает он, значительно она не изменится и в ней, скорее всего, станет больше отечественных медикаментов и из стран–участниц ЕАЭС.
Такое же предположение сделал и Михаил Грубман, директор по продажам биотех. продуктов и экспорту "Петровакс Фарм". "Мы тоже хотим, чтобы в аптечке российского человека было больше наших оригинальных препаратов. Это образ будущего, к которому мы все стремимся, особенно в концепции независимости к 2030 г., а может и раньше. Фармацевтика — плод международной кооперации. И представить себе изолированное создание молекулы очень сложно", — сказал он. Но, чтобы стать более независимыми, надо выполнить ряд задач:
- продолжить эксплуатацию имеющегося на сегодня оборудования;
- своевременно запускать новые заводы;
- создавать максимум технологий и приборов внутри страны.
"В мире много удачных примеров стран, сталкивавшихся с подобными вызовами и успешно их преодолевших: Китай, Индия, Иран, Южная Корея. Необходимо сформировать значимый внутренний спрос, как в Китае, который интенсивно финансировал науку, стартапы в сфере биотехнологий, что привело к быстрому развитию и появлению спроса на разнообразное местное оборудование. На запрос откликнулась приборостроительная отрасль страны, и теперь мы имеем достаточно конкурентоспособные китайские производства и технологии", — пояснил Михаил Грубман.
"РФ обладает значительным научным потенциалом, но нужно убрать разрыв между фундаментальной наукой, практическими стартапами и производителями. Помочь в этом может государство. Фармотрасль здоровая в смысле принятия решения и реагирования, и наша цель — не мешать", — такое мнение высказал Василий Осьмаков, первый зам. министра промышленности и торговли РФ. Пандемия многому научила фармпром, производители запаслись расходными материалами на два года вперед. Закупки продолжаются, ажиотаж прошел, заводы работают, препараты поставляются. С февраля текущего года рост производства отмечен на уровне 28%.
Стратегия "Фарма–2030" — это, по его выражению, четкое послание всей индустрии, согласно которой компании могут строить свои планы. Осенью начнется реализация национального проекта "Субстанции России". В 2024 г. начнет работать механизм "второй лишний" при гос. закупках по всему перечню социально значимых лекарств. Он дает абсолютное преимущество на проводимых государством торгах производителям препаратов, выпускаемых по полному циклу, начиная с синтеза субстанции, на территории РФ. Заказчик должен отклонить все остальные заявки, если при закупке будет подана хоть одна заявка с таким препаратом.
Петр Родионов, генеральный директор "Герофарм", подчеркнул, что иностранные поставщики сегодня принимают решения под влиянием эмоций и давления, а не бизнеса. В компании решили, что любой западный поставщик любого из компонентов ненадежен. И если товар не находится в России, риск непоставки его равен 100%. "Исходя из этого, мы принимаем тактические и стратегические решения. И мы должны переориентироваться либо на российских, либо индийских и китайских поставщиков. Нам отказывают в поставках простейших компонентов, бывших в регулярном потреблении, названия которых я даже не знал, настолько это незначительная позиция. Наша задача, если мы хотим поставлять нашим пациентам все здесь, сейчас, вовремя, качественно, уйти от зависимости от западных поставщиков, без исключений. Например, Сербия жила под санкциями двенадцать лет. Можете себе представить, сколько мы можем находиться под санкциями? Точно дольше", — пояснил он.
П.П. Родионов предложил заменить всех поставщиков, опираться на собственные силы, поддерживать свое производство, усиливать контроль за соблюдением следования правилам GMP, усовершенствовать механизм определения начальной максимальной цены.
"Сейчас существует дискриминационный момент по отношению к нашим производителям, когда чистый импортер может искусственно занижать цены нанашем рынке, даже не поставляя ЛП. Надо небоятьсяиспользовать механизм принудительного лицензирования, особенно когда нет доступнойтерапии, но есть социальная задача обеспечить всех пациентов. И надо поддержать инициативу Госдумы и выйти из ВТО", — призвал глава "Герофарм". Он также отметил, что сейчас приоритетными становятся рынки Казахстана и Белоруссии и взаимодействие с ЕАЭС в целом.
Если мы можем замещать иностранные ЛП, то нужно их замещать, не сомневается Александр Семенов, президент компании "Активный компонент". "Технологический суверенитет — это не изоляция, этосильная переговорная позиция внутри страны и свнешними партнерами. Должны быть созданы стимул и изменены правила игры. Крупные иностранные компании уходят с нашего рынка, прекращают КИ, мы должны быстро уменьшить сроки, обозначенные в Стратегии–2030", — подчеркнул он, добавив, что "второй лишний" мощный стимул для развития российской фармы, создания производств полного цикла. Достаточно 10–12 таких производств, поддерживаемых государством, и рынок получит половину медикаментов из списка ЖНВЛП.
О заслугах иностранных фармпроизводителей не стоит забывать, напомнил Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). В структуру входят чуть более 60–ти компаний, в свое время локализовавших свои производства на территории России и вложивших, по оценке В.Г. Шипкова, порядка 1 млрд. долл. (и сумма эта уже утроена, по последним данным). Он обеспокоен неуважением к интеллектуальной собственности, без чего невозможно работать над новыми разработками.
"Мы не должны думать категориями "токсичности" в отношении того или иногобизнеса, а думать о доверии, чтобы оно давало предпосылки для дальнейшего партнерства. Перспективы российского здравоохранения связаны с наращиванием партнерства. Опираться только на свои силы — не совсем сбалансированный путь", — считает глава Ассоциации. Ему парировал П.П. Родионов: "Вам придется потратить много лет, чтобы вернуть доверие наших пациентов, органов исполнительной власти к компаниям, принимающих решения об отмене клинических исследований, инвестиций, поставок и комплектующих. Я, как бизнесмен, не могу относиться сдоверием к таким компаниям. И к вашему заявлению доверия тоже нет".
По материалам Российского фармацевтического форума "Лекарственная безопасность" в рамках ПМЭФ–2022