18.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
18.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Лицо фармации

Дмитрий Руцкой: прогресс должен быть на благо, а не во вред

Сегодняшняя обстановка во многом напоминает ситуацию конца девяностых: сложное экономическое положение, падение курса рубля и масштабные изменения в фармацевтическом секторе... Конечно, вызванный пандемией кризис и дефолт 1998-го — не одно и то же. Но по масштабу последствий они соизмеримы.

В эпоху перемен самое важное — не терять присутствия духа, быть начеку и успевать за тенденциями. Это порой бывает сложно. В такие моменты стоит обратиться к опыту профессионалов, сумевших не только пережить череду кризисов, но и найти в этом преимущества для развития бизнеса.
Наш собеседник пришел в фармацию как раз в девяностые — в разгар перемен... Итак, на вопросы редакции отвечает генеральный директор УК "Аптечные традиции" Дмитрий Руцкой.

Дмитрий Александрович, Вы были первыми, кто организовал доставку лекарств в постсоветской России. Очень интересен Ваш опыт. Расскажите, как все это создавалось.
— Да, был такой проект — "Служба доставки лекарств". Решили попробовать. Все начиналось с простых шагов: взяли телефон, который стоял у моего секретаря, наняли операторов с фармацевтическим образованием.

Дали рекламу по телевидению (в те годы реклама по ТВ стоила недорого). Ролик был исключительно информационным: "можно заказать лекарство, позвонив по такому–то номеру". С первого выхода пошло очень много звонков. Предложение оказалось востребованным. Почему? В конце девяностых еще не было интернет-справок. И человек, не зная, где найти нужное лекарство, звонил нашим специалистам.

Какова была дальнейшая судьба этого проекта?
— Вы знаете, дело пошло! Проект был успешным — им интересовалась даже аптечная сеть "36,6". В дальнейшем у меня появились разногласия с партнерами, и я вышел из проекта. Последняя информация, которой я владею: управляющий проекта переоформил на себя телефонный номер службы, надеясь забрать этот проект себе. В итоге ничего не вышло: забрать–то забрали, а вот развить проект не получилось.

А с чего начиналась Ваша деятельность в области фармации?
— Я был назначен директором "Курскфармации" — государственного предприятия, отвечавшего за лекарственное обеспечение целого региона.

Время было тяжелое. Денег в экономике не было — девяностые. Сплошной натуральный обмен. Для организации нормального снабжения региона лекарствами пришлось, по сути, создать товарно–сырьевую биржу. Процесс происходил следующим образом: давали списки заводов–должников в бюджет области, и нужно было объехать все эти предприятия, взять у них продукцию и найти, с кем поменяться на лекарства. Сейчас фраза «меняю аккумулятор на антибиотики» звучит дико. А тогда это было нормой.

И несмотря на все трудности, нам удалось наладить нормальное лекарственное обеспечение. Даже инсулины были в необходимых количествах.

А теперь давайте вернемся снова к дистанционной торговле... Как можете охарактеризовать ее современный вариант?
— Вот сейчас попробуем и охарактеризуем. Разрешение мы уже получили, одними из первых. Сегодня разрешена доставка безрецептурных препаратов и парафармацевтики.

В США 15% рынка лекарств находится в онлайне. Думаю, у нас тоже идет к этому. Уже сейчас в нашей стране порядка 10 процентов покупателей предпочитают бронировать лекарства по интернету, а затем приходить в аптеку и покупать их. Насколько будет востребована доставка — пока не знаю. Попробуем — поделюсь опытом.

На каком этапе сейчас подготовка?
— Сейчас работаем над организацией курьерской службы. Приобрели специальные контейнеры, чтобы соблюдать температурный режим. Закончим все организационные вопросы — запустимся.

К термину "рынок" мы, конечно, успели привыкнуть... Но согласна с Вашими словами в одном из интервью: "аптека не торгует, она осуществляет отпуск лекарств". Как считаете, откуда такая подмена понятий и как можно исправить ситуацию?
— Сегодня большинство людей, приходя в аптеку, платят за лекарство деньги. И у них складывается впечатление: аптека — такая же торговая точка, как соседний винно–водочный магазин. Но есть один нюанс: в аптеках работают люди с высшим и средним фармацевтическим образованием, задача которых — помочь справиться с проблемой здоровья, с которой человек пришел в аптеку.

Да, нас относят к торговле. Торговлей сейчас принято считать любую область, где существуют денежные отношения. Но ведь платная медицина тоже есть! И ее почему–то не относят к сфере услуг, ассоциируя с салонами красоты.

Многие думают, что аптеки должны брать деньги из воздуха и таким чудесным образом платить зарплаты, налоги, аренду... Очень странный подход. Мы живем в мире свободных экономических отношений. Аптека сегодня находится на полном самообеспечении. Если у нее отнять прибыль — она закроется.

Была идея в целях снижения цен на лекарства вернуться к государственным аптекам, но как только посчитали затраты — от идеи сразу же отказались... Сегодня коммерческая аптека полностью себя содержит и регулярно платит налоги. Что намного выгоднее государству.

Если стоит задача помочь людям, то нужно создать систему лекарственного страхования. Нарушать естественные экономические процессы (например, ограничивая рентабельность аптечной деятельности) — это неправильно.

Свободные экономические отношения — это еще и свободная конкуренция. Как считаете, что поможет справиться с "ценовой борьбой" в аптечном сегменте?
— С этим ничего не сделаешь. Естественные экономические процессы должны привести ситуацию в норму. Ведь нельзя долго работать себе в убыток. Уже сегодня тенденция к демпингу уменьшается: со значительной скидкой отпускают, как правило, только "сроковые" препараты — такие, у которых остается менее 6 месяцев до истечения срока годности. Или по специальным акциям производителей.

Социалочка

Как охарактеризуете конкуренцию в целом?
— Как очень сильную. Сегодня розничный фармацевтический рынок — одна из самых конкурентных отраслей в нашей стране.

И еще один тренд нашего времени — маркировка. Что с ней происходит сейчас?
— Идея маркировки — современная и очень хорошая. Но реализация абсолютно никудышная. Система просто не работает!

И при поступлении препарата в аптеку, и при его отпуске я должен вводить код. Но при попытке ввода кода система зависает и я не могу получить лекарственный препарат от поставщика и отпустить его покупателю. До сегодняшнего дня проблема так и не решена. Какие будут последствия?

Если скорейшим образом систему не отладят, то на фармацевтическом рынке сложится дичайший дефицит лекарств, связанный не с их физическим отсутствием в аптеке, а с невозможностью их отпуска без нарушения действующего законодательства. Одним словом, как сказал когда-то Виктор Степанович, "хотели как лучше, а получилось как всегда".

В настоящий момент дефицита пока не ощущаем, т.к. в аптеках еще достаточны запасы немаркированных лекарственных препаратов. Но они заканчиваются.

Повторюсь — все должно быть во благо, а не во вред. И если не удается запустить всю систему одновременно, то есть вариант — разбить этот процесс на этапы. На первом этапе маркировку наносит производитель, а покупатель, считывая код при помощи специальной программы, получает подтверждение подлинности препарата. И только вторым этапом — запускать процесс контроля всей цепочки, по которой движется препарат.

 МаркировкаАптека

Идея, конечно, хорошая: лекарственный рынок станет абсолютно прозрачным. Но от идеи до ее реализации нужно провести достаточно большую работу. И на это потребуется значительное время.

Вы как–то заметили, что аптеке нужна новая экономическая модель, которая могла бы выдержать кризисные ситуации (в т.ч. такие, как пандемия). Что Вы имели в виду?
— Я имел в виду партнерство производителей и аптек. Модель, при которой аптека оказывает услугу отпуска, оплаченную производителем. Как раз маркетинговые контракты и стали одной из разновидностей такого взаимодействия. По ряду производителей мы давно отпускаем препараты по заводским ценам, без наценок, а нашу работу нам оплачивает компания–производитель. Все по-честному! И у покупателя не будет складываться впечатление об аптеке, как об организации-посреднике, накручивающей цены!!! В такой аптеке покупатель выбирает своего производителя, аптека консультирует и осуществляет отпуск.

В целом, в чем сегодня состоят основные сложности аптечного дела?
— Сейчас наша задача — восстановить прежние денежные потоки. Без этого невозможен дальнейший экономический рост.

Решение этих задач зависит во многом от кадровых ресурсов. Как обстоят дела здесь?
— Проблема кадров остается, хорошие специалисты — на вес золота. На мой взгляд, главные качества фармацевта и провизора — знать фармакологию и любить людей, желание помочь.

А чем привлекла фармацевтическая деятельность именно Вас?
— Всегда нравилось работать с людьми. А здесь получилось, что профессия интересная, на стыке бизнеса и человеческих отношений. Вот так уже 24 года в фармации.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики лицо фармации:
Владимир Гридякин: медицина и фармация — единое целое

Какие бы условные барьеры между медицинской и фармацевтической помощью ни были установлены в настоящее время, их объединяет одна общая цель — сохранить здоровье и спасти жизнь.

Настасья Иванова: в этом году наша задача — выстоять

2022 год наглядно подтвердил, что логистика исключительно важна. Особенно если речь идет о логистике лекарственных препаратов. Однако нельзя сказать, что в сложной обстановке важна только деятельность "первой десятки" фармдистрибуторов.

Е.А. Тельнова: ограниченный выбор дает большие возможности

Не стало хорошего человека, умницы, начинателя и организатора всех современных процессов в области лекарственного обеспечения и контроля. Вспомним ее добрым словом, расскажем о ней…

В. Гридякин: микроклимат аптеки — это разговор обо всем

Минувший год был очень сложным для малых и средних предприятий. И это еще мягко сказано.

Дана Алборова: самое важное — не быть равнодушным

Сложные времена не отменяют рабочих процессов — пусть порой и кажется, что основные задачи уходят в тень, уступая место заданиям срочным. Однако так ли это на самом деле?

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция