По данным Сергея Шуляка, генерального директора "DSM Group", доля фармрынка в ВВП держится на уровне 1,7-1,8%, а цифры в первом квартале 2023-го отрицательные: минус 18% в рознице и 2% — в госзакупках. В целом же рынок упал на 12%. Одна из причин — отсутствие ажиотажного спроса, наблюдавшегося в феврале–марте прошлого года. Следует отметить, что доля государственного сегмента в этом году достигла максимального значения с 2007 года.
Наблюдается положительная динамика льготного лекобеспечения в рублях и упаковках — 19,7 и 14,5% соответственно, ее рост обеспечен региональными программами. Так, по программе ВЗН объем закупок превысил показатель плана на 2022-й, а по общему списку в первом квартале прошло больше тендеров, чем в прошлом году. Кроме того, на региональном уровне растет финансирование орфанных заболеваний.
Аналитик добавляет, что, по предварительным прогнозам, к концу года рост рынка может составить от 4 до 8%.
Никакого дефицита
Со времени пандемии главной задачей фармотрасли стало не допустить дефицита и меры для предотвращения дефектуры принимаются по сей день.
Заместитель начальника аналитического отдела ФГБУ "ЦЭККМП" Минздрава России Вадим Калиниченко отмечает, что в прошлом году была создана информационно–аналитическая система Правительства РФ "Мониторинг лекарственных препаратов и медицинских изделий", позволяющая отслеживать риск дефицита препаратов из перечня ЖНВЛП. В ней можно получить сведения о заменяемости лекарств и о поставщиках, вводивших препараты в гражданский оборот в 2022-2023 годах. Источниками информации служат Минздрав, Росздравнадзор, Минпромторг, оператор ЦРПТ и Федеральное казначейство.
Также создана межведомственная комиссия по борьбе с дефектурой. В настоящее время проведено 26 заседаний, рассмотрено 268 лекпрепаратов. Помимо этого, зарегистрировано 56 препаратов, в регдосье 101 препарата были внесены изменения, 7 ЛП получили возможность обращения в нашей стране в иностранной упаковке, а 11 незарегистрированных лекарств получили разрешение на временное обращение.
Для предотвращения дефектуры в связи с ценообразованием на лекпрепараты было принято ПП РФ от 31.10.2020 №1771. На сегодняшний день перерегистрированы предельные отпускные цены на 1460 препаратов по 151 МНН.
Что касается сферы лекобеспечения, то в рамках ФЗ №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обслужен 21 863 361 рецепт на сумму более 60 млрд. рублей. Доля рецептов на отсроченном обеспечении составила 0,03%. В рамках программы 14 ВЗН обеспечено 245 456 пациентов, а перечень препаратов для федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" расширен на 8 МНН. Кроме того, в перечень ЖНВЛП вошли еще 9 лекарств. На сегодня рост цен стабилизирован и обеспечена вся ассортиментная доступность перечня.
Продолжаются:
- совершенствование механизмов ускоренной регистрации особо значимых препаратов;
- упрощение перехода на наднациональное регулирование;
- внедрение реальной клинической практики;
- утверждение правил инспектирования клинических исследований.
Важным шагом развития системы здравоохранения должна стать реализация федерального проекта по созданию единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ, включающего вертикальную интегрированную медицинскую информационную систему (ВИМИС). Также следует полностью внедрить электронный рецепт, который пока находится в пилотном режиме.
Вадим Калиниченко считает, что необходима полноценная цифровизация услуг в сфере лекобращения. Другие первостепенные задачи для развития фармотрасли — совершенствование дефектурных механизмов, трансформация комплексной оценки и подходов включения препарата в разрешительные перечни, а также поддержка укрепления технологического суверенитета.
Убрать барьеры
Доступность лекарств для пациента Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, определяет как возможность получения пациентом необходимого препарата в нужное время и по приемлемой для него цене или на льготных условиях. Возникающие на этом пути барьеры делятся на правовые и неправовые. К первым относятся:
- Допуск лекарств в сферу медицинского применения. Сильно менялось законодательство, что сказывалось на статусе препарата.
- Ограничительные перечни для государственных программ. Здесь возникают вопросы: всегда ли перечень ЖНВЛП достаточен? Как включать туда дорогие инновационные препараты? Важно, что для целого ряда моделей пациентов возникает необходимость обеспечения препаратами, не входящими в список.
- Определение статуса льготополучателя.
- Нормативы и механизмы финансирования.
- Механизм закупки лекарства.
- Правила выписывания и отпуска.
- Неправовые барьеры, как правило, связаны с финансированием, например, его ограничением. Сюда же относятся ограничение назначения препарата, проблемы с определением его потребности и маршрутизацией.
Роза Ягудина подчеркивает: хорошо работающая система здравоохранения сопряжена с ростом расходов на лекобеспечение. Это вызвано накоплением пула пациентов из программы ВЗН, ростом числа больных, доживающих до продвинутых линий терапии, например, в онкологии, и внедрением в медицинскую практику более эффективных, но вместе с тем дорогостоящих лекарств.
Один взгляд на будущее здравоохранения
С развитием науки меняются не только методы лечения и состав препаратов, но и подход к здоровью, и отношение к пациенту: больше внимания уделяется профилактике, а обратившийся за помощью человек рассматривается не как безликий больной со страниц клинических рекомендаций, а как человек с индивидуальными особенностями организма. Сегодня существуют несколько предположений, каким станет здравоохранение будущего.
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" приводит в пример прогноз футуролога Рея Хаммонда, который считает, что в течение следующих двадцати лет персонализированная помощь и предвидение индивидуальных проблем со здоровьем станут нормой, наследственные заболевания будут побеждены, хирургия начнет применять дистанционных роботов, будут активно использоваться чат-боты, а медицина стволовыми клетками станет мощным инструментом в традиционной медицине. Однако при этом годовые затраты на здравоохранение в мире вырастут в 2,5 раза и превысят 18 триллионов долларов.
Помимо развития технологий, это обусловлено ростом угрозы инфекционных болезней из–за ухудшения экологии, старением населения, распространением онкологических и аутоиммунных заболеваний.
Какие тенденции намечаются уже сейчас? В мире уменьшаются темпы роста продаж ряда препаратов, поскольку истекает действие патентов на некоторые из них, параллельно растут продажи иммуносупрессоров, вакцин и онкологических препаратов, а антивирусных лекпрепаратов — снижаются. Кроме того, на рынке нарастает доля биотехнологических препаратов.
В будущем потребуется трансформация системы здравоохранения из–за дефицита лекарств и роста цен на них, нехватки кадров, усложнения лечения из-за коморбидных патологий, развития технологий и роста инфляции. Для сохранения финансовой устойчивости здравоохранения нужна более продвинутая, персонализированная диагностика и переход к профилактике. Ее эффективность повышает рост данных о здоровье, также он способствует персонализации медицинской помощи. Но последняя тенденция может привести к расслоению общества и повышению социальной напряженности из-за того, что персонализированная помощь дороже.
По материалам XIX Межрегиональной конференции "Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи"