На сессии от регуляторных ведомств был только один представитель — Тимофей Витальевич Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). А послушать его всегда интересно. Критика действий практически всех участников рынка, включая регуляторов, никаких заявлений «все будет хорошо», только конкретные предложения, что и как делать, — все это характерно для выступлений представителя ФАС.
Прежде всего, нужно обсуждать меры по компенсации населению роста цен на необходимые и популярные лекарственные препараты «эпохи до 2014 года», по выражению Т.В. Нижегородцева.
Сегодня наш рынок, в отличие от американского, европейского, японского, в основном опирается на оригинальные ЛП. Но время доминирования оригинальных препаратов должно закончиться. Необходимо стимулировать у населения потребление недорогих дженериков. Для этого уже многое сделано: врачей законодательно обязали выписывать лекарства по МНН, в Федеральном законе №61–ФЗ появилась статья, связанная с взаимозаменяемостью препаратов. Т.В. Нижегородцев настаивает на скорейшей доработке понятия взаимозаменяемости, не откладывая до 2018 г., как предлагает Минздрав России.
По его убеждению, единственный способ запустить в нашей стране программу лекарственного страхования, это создать атмосферу для потребления самых недорогих воспроизведенных аналогов ЛС.
"Все о лекарственном страховании только и говорят, а деталей, когда спрашиваешь, никто не знает. Никакое лекарственное страхование невозможно в принципе, если у вас нет агрегированных групп взаимозаменяемых ЛС, из которых и делается выбор. Если нет такого звена, неясно, что будут возмещать. Готов к наблюдению за пилотным проектом с попкорном в первых рядах", — сказал начальник Управления ФАС.
Он пояснил позицию ведомства о принудительном лицензировании в отношении инновационных препаратов, защищенных патентами. Эта мера ни в коем случаем не должна быть ежедневной, а только выступать неким фоном, напоминающим фармкомпаниям, что, согласившись на определенную цену и объем поставок лекарств в обмен на включение в госпрограмму, они не смогут внезапно выйти из этой госпрограммы. В ответ государство может применить принудительное лицензирование производства молекулы на территории РФ. "Других способов заставить корпорации выполнять свои обязательства я не знаю. И никто не знает", — уверен Тимофей Витальевич.
Еще один принципиальный момент — регистрация цены. На сегодня эта мера привела к вымыванию дешевых ЛП из обращения, а лекарства стоимостью до 50 руб. вообще прекращают производить. Заявления Минздрава, что после внесения поправок в ФЗ–61 об изменении методики регистрации цены "всем станет хорошо", вызывают у Т.В. Нижегородцева сильные сомнения. И вот почему. "В реальности методика регистрации цены, которая есть сейчас, и сам процесс регистрации цены каким–то позитивным радикальным изменениям не подвергается. Нам нужно как можно скорее переходить к референтному ценообразованию либо лекарственному возмещению, для этого решить вопросы взаимозаменяемости. А пока перерегистрировать дешевые лекарственные препараты до 50 рублей без всяких дополнительных процедур!" — объясняет представитель ФАС. Он отметил также, что сама процедура регистрации цены глубоко дискриминационна по отношению к российским производителям. Если иностранные регистрируются заявительным путем, то российские фармпроизводители должны показать всю структуру издержек, расходов и т.д.
Беспокойство ФАС вызывает работа, которая сейчас ведется в рамках формирования общего рынка стран Таможенного союза (ТС). Во–первых, есть попытки, по словам Т.В. Нижегородцева, «со стороны «доброжелателей» максимально запутать этот процесс» и навязать нам условия Европейского союза и Северной Америки. Открытость, которую демонстрирует миру наша страна в переговорном процессе по созданию общего рынка в рамках ТС, может даже навредить.
Во–вторых, никто не хочет «общего рынка любой ценой». Эта цена может оказаться слишком высокой для российского потребителя и нашей регуляторной системы. Т.В. Нижегородцев напомнил, что «рынок любой ценой» уже был в 90–х гг., последствия до сих пор сказываются на экономике. Чтобы ситуация не повторилась, сейчас на уровне правительственных подкомиссий активно обсуждается вопрос о соблюдении всеми странами – участницами ТС норм, базирующихся на ФЗ-61, связанных с качеством лекарственных средств, их регистрацией, конкуренцией на рынке, приоритетом в отношении потребления дешевых воспроизведенных аналогов ЛС.
ПОВЕСТКА ДНЯ
Посмотреть на проблемы отрасли с другой стороны, а именно со стороны потребителя, предложил Давид Валерьевич Мелик–Гусейнов, директор НП «Центр социальной экономики».
"Наблюдая за всем происходящим, понимаю, что мы страшно далеки от народа. Все обсуждаемые отраслевые вопросы, безусловно, важны, но для чего и для кого мы работаем? Интересы потребителей мало озвучены с этой трибуны", — сказал он.
В российских регионах совсем другие проблемы, например, конкретизации программы государственных гарантий (что именно предоставляется бесплатно, а что на платной основе). Несмотря на существование единого для всех Федерального закона от 05.04.13 №44–ФЗ («"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" — Прим. ред.), эксперт насчитал в различных регионах страны 32 правила организации госзакупок, иногда диаметрально противоположных. Территориальные отделения ФАС тоже по-разному подходят к оценке различных технологий закупок.
Сегодня цена является основным мерилом эффективности государственного аукциона, а вопрос о качестве лекарственных препаратов остается открытым, особенно в отношении биоаналогов. Все это сказывается на пациентах.
"Идет волна фармацевтического мусора, который активно скупается, 35% государственных средств идет на никому не нужные капельницы. Это нонсенс — миллиарды рублей, потраченных впустую», – подчеркнул Д.В. Мелик–Гусейнов.
До сих пор клинические рекомендации де–юре не являются официальным документом для врача. Кто как хочет, тот так и лечит.
Контроль и надзор в системе здравоохранения остается слабым звеном. Росздравнадзор эксперт назвал беззубым, а Минздрав — не справляющимся с этими функциями, так же как и с проблемой регистрации цен на лекарства.
Зачем регулировать цену упаковки, когда мировой опыт демонстрирует, что можно регулировать цену среднесуточной лекарственной дозы?
Вопросы параллельного импорта, принудительного лицензирования важны, но никак не решается вопрос распределения рисков на фармрынке, когда бизнес делит ответственность с государством за решения, которые сам бизнес предлагает тем или иным рынкам. Все перечисленные вопросы, уверен эксперт, должны быть в первую очередь на повестке дня у тех, кто пытается что–то изменить в системе здравоохранения.