Фармацевтический онлайн: куда он движется в 2024 году
Четыре года динамики: от одной десятой до одной пятой
Темпы роста интернет-канала в фармритейле следующие. К началу II квартала 2024 г. на долю лекарств, медизделий, БАД и иной аптечной продукции, приобретаемых посредством «электронной коммерции», приходилась почти одна пятая розничного фармацевтического рынка.
По результатам 2023 г. доля онлайна в фармрознице была чуть меньше и равнялась 16,6%. В стартовом для дистанционной продажи медикаментов 2020 г. изучаемый параметр составлял 9,3%.
При этом интернет-рынок лекарств и медизделий является крайне концентрированным: в январе-марте 2024 г. 90,2% выручки от реализованного онлайн ассортимента аптеки принадлежало «первой двадцатке» фармацевтических онлайн-ритейлеров. В абсолютных же цифрах сумма дохода компаний из топ-20 от дистанционной продажи лекпрепаратов и парафармацевтики достигала 93 млрд. руб. (расчеты были произведены в розничных ценах с НДС).
Лидируют крупнейшие
Экономическое «самочувствие» 20 ведущих интернет-проектов в целом стабильное: объемы выручки за первые три месяца 2024 года уменьшились только у 3 игроков из 20. Еще 10 организаций показали среднюю по рынку динамику, а оставшиеся 7 смогли добиться более высоких цифр прироста.
Нельзя не отметить, например, результаты «Аптечной сети 36,6» (она нарастила свою выручку более чем втрое в сравнении с аналогичным периодом предшествующего 2023 г.) и онлайн-сервиса фармдистрибутора «Пульс» – проект «Polza.ru» (его динамика оказалась 2,2-кратной).
Возможно, федеральной сети в достижении данных показателей помогла покупка петербургских аптечных компаний «Родник здоровья» и «ЛекОптТорг», и роль этих новых активов оказалась особенно значимой. Что касается интернет-сервиса «Polza.ru», то этот проект является очень юным: он стартовал чуть менее двух лет назад, осенью позапрошлого 2022 г.
Примерно на 80% нарастили свой доход онлайн-проекты аптечных сетей «Неофарм» и «Апрель». Всего на 1% от них отстает «Ютека». А вот компания «Фармленд» смогла нарастить обороты почти на 65%.
Значительную динамику показали также «Здравсити» (плюс 41% по сравнению с январем-мартом 2023-го) и «Аптека.ру» (25%, что является весьма значимым результатом для проекта с многолетним опытом работы, уже давно сформировавшего свою клиентскую базу).
Перегонит ли онлайн классическую аптеку?
Важно отметить и то, что в I квартале 2024 рублевый прирост онлайн-сегмента оказался выше, чем у отечественной аптечной розницы в целом: 28,6% против 19,8% (суммарная стоимость лекарств и парафармацевтики, реализованных и забронированных дистанционных способом, составила 103 млрд. 100 млн. руб., опять же в итоговых розничных ценах с НДС).
Станет ли такой курс на опережение долгосрочной тенденцией, пока неизвестно. Ведь сегодняшняя динамика во многом связана со сравнительно небольшими значениями прироста фармацевтической «электронной коммерции» в январе-марте минувшего 2023 г. (они составляли около 2,3%). А значительные вложения в интернет-ритейл сегодня целесообразны скорее для тех, кто только начинает работать в данной сфере. Хотя и из этой закономерности, конечно же, есть исключения.