08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Фармацевтический онлайн: куда он движется в 2024 году

Начиная с «ковидного» 2020-го, с каждым годом продолжает расти доля аптечного ассортимента, который розничные покупатели приобретают онлайн. Насколько долгосрочна эта тенденция – покажет время.

Четыре года динамики: от одной десятой до одной пятой

Темпы роста интернет-канала в фармритейле следующие. К началу II квартала 2024 г. на долю лекарств, медизделий, БАД и иной аптечной продукции, приобретаемых посредством «электронной коммерции», приходилась почти одна пятая розничного фармацевтического рынка.

По результатам 2023 г. доля онлайна в фармрознице была чуть меньше и равнялась 16,6%. В стартовом для дистанционной продажи медикаментов 2020 г. изучаемый параметр составлял 9,3%.

При этом интернет-рынок лекарств и медизделий является крайне концентрированным: в январе-марте 2024 г. 90,2% выручки от реализованного онлайн ассортимента аптеки принадлежало «первой двадцатке» фармацевтических онлайн-ритейлеров. В абсолютных же цифрах сумма дохода компаний из топ-20 от дистанционной продажи лекпрепаратов и парафармацевтики достигала 93 млрд. руб. (расчеты были произведены в розничных ценах с НДС).

Лидируют крупнейшие

Экономическое «самочувствие» 20 ведущих интернет-проектов в целом стабильное: объемы выручки за первые три месяца 2024 года уменьшились только у 3 игроков из 20. Еще 10 организаций показали среднюю по рынку динамику, а оставшиеся 7 смогли добиться более высоких цифр прироста.

Нельзя не отметить, например, результаты «Аптечной сети 36,6» (она нарастила свою выручку более чем втрое в сравнении с аналогичным периодом предшествующего 2023 г.) и онлайн-сервиса фармдистрибутора «Пульс» – проект «Polza.ru» (его динамика оказалась 2,2-кратной).

Возможно, федеральной сети в достижении данных показателей помогла покупка петербургских аптечных компаний «Родник здоровья» и «ЛекОптТорг», и роль этих новых активов оказалась особенно значимой. Что касается интернет-сервиса «Polza.ru», то этот проект является очень юным: он стартовал чуть менее двух лет назад, осенью позапрошлого 2022 г.

Примерно на 80% нарастили свой доход онлайн-проекты аптечных сетей «Неофарм» и «Апрель». Всего на 1% от них отстает «Ютека». А вот компания «Фармленд» смогла нарастить обороты почти на 65%.

Значительную динамику показали также «Здравсити» (плюс 41% по сравнению с январем-мартом 2023-го) и «Аптека.ру» (25%, что является весьма значимым результатом для проекта с многолетним опытом работы, уже давно сформировавшего свою клиентскую базу).

Перегонит ли онлайн классическую аптеку?

Важно отметить и то, что в I квартале 2024 рублевый прирост онлайн-сегмента оказался выше, чем у отечественной аптечной розницы в целом: 28,6% против 19,8% (суммарная стоимость лекарств и парафармацевтики, реализованных и забронированных дистанционных способом, составила 103 млрд. 100 млн. руб., опять же в итоговых розничных ценах с НДС).

Станет ли такой курс на опережение долгосрочной тенденцией, пока неизвестно. Ведь сегодняшняя динамика во многом связана со сравнительно небольшими значениями прироста фармацевтической «электронной коммерции» в январе-марте минувшего 2023 г. (они составляли около 2,3%). А значительные вложения в интернет-ритейл сегодня целесообразны скорее для тех, кто только начинает работать в данной сфере. Хотя и из этой закономерности, конечно же, есть исключения.

РейтингОнлайн

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мониторинг:
Национальный фармпром: итоги первого полугодия

С января по июнь 2024 г. объем фармпроизводства в России составил более 2 млрд. упаковок лекарств. С учетом форм выпуска это 41 млрд. единиц. В сравнении с результатами первых двух кварталов прошлого года, динамика будет умеренно положительной: плюс 3% в упаковках и плюс 5,3% в минимальных дозировочных единицах.

Как менялся ассортимент лекарств в I полугодии 2024 г?

Номенклатура препаратов на отечественном фармрынке остается достаточно разнообразной. Более того, за первые шесть месяцев 2024 года она ощутимо расширилась. Причем не только в пересчете на SKU.

Как менялись цены на медизделия в 2023-2024 гг.?

Предыдущий год был отмечен увеличением цен на медицинскую продукцию (+6,2%), включая различную аппаратуру для диагностики и лечения.

Фармукрупнение: что влияет на консолидацию в оптовом звене

В январе-марте 2024 г. экономическое развитие лекарственной дистрибуции оказалось крайне неравномерным. Представители «первой пятерки» показали ощутимую положительную динамику отгрузок, а вот доля оптовых компаний, занимающих 6-25 строки в общем зачете, напротив, существенно сократилась.

 

Какие факторы влияют на аптечный сегмент в 2024-м?

В первые три месяца 2024 года денежный прирост национальной фармрозницы составил целых 16,7%. Цифра эта немало удивила и аналитиков, и самих представителей отрасли. И вот почему.

Специализированные
мероприятия
Omni farma