23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Дистрибуция

Фармотрасль: эпоха слияний, франшиз и маркетплейсов

Нынешний год, как и вторая половина года минувшего, в фармрознице отмечен продолжающимся процессом укрупнений аптечных сетей путем слияния, активизации продуктового ритейла по реализации лекарственных средств и появлением оригинальных франшиз.

Фармпром тоже показал ряд слияний — не только покупкой дополнительных заводских площадок, но и производства и научного потенциала. Приходящая в себя после ковидных и санкционных лет фармотрасль находит пути экономической стабильности, где расширение рынка сбыта и производства все так же имеют решающее значение.

«Слияние» в северной столице

Осенью 2023 г. фармритейлер «36,6» включил в свою структуру две небольших сети, действовавших в Санкт-Петербурге и Ленобласти — «Лекопторг» и «Родник здоровья». В совокупности они насчитывали 170 аптек. Приобретя их, один из крупнейших игроков фармацевтической розницы существенно укрепил свои позиции в регионе: количество принадлежащих «36,6» аптечных точек в городе на Неве и его окрестностях достигло четырехсот. Сама компания сообщала, что никакого ребрендинга присоединенных организаций не планируется: они продолжат работать под собственными вывесками, давно знакомыми петербуржцам.

Средние присоединяются к крупным

Этим летом в фармрознице произошли еще две трансформации. «Нео-Фарм» выкупил у Дмитрия Руцкого 98 аптек в Курской области, которые многие годы были известны под двумя названиями — «Аптечные традиции» и «Социалочка.рф». К структуре лидера рейтинга крупнейших — аптечной сети «Ригла» были присоединены «Farmani» и «Аптечество». Оба бренда принадлежали «Нижегородской аптечной сети» и насчитывали в совокупности 375 аптек. Как сообщил по завершении сделки гендиректор «Риглы» Борис Попов, задачи переименования в ближайшее время не ставится: все приобретенные аптечные точки должны сохранить свои прежние вывески.

Франшиза без роялти, но с ограничениями

 ГК «Эркафарм» объявила о запуске франшизы бренда «Озерки». Аптечная сеть ждет своих франчайзи-партнеров на вполне выгодных условиях — без выплаты роялти и паушального взноса. Но при этом партнеры не отпускаются в свободное плавание — «Эркафарм» будет управлять ассортиментом, закупкой, ценообразованием и маркетингом. Такой вид франчайзинга в нашей стране используется впервые.

80% рынка для первой десятки и уменьшение количества аптек

Настоящую тенденцию ряд экспертов воспринимают как рост инвестактивности фармкомпаний. Но так ли это существует в полной мере? Ведь все перечисленные средние сети много лет были успешными в своих регионах и давно заработали заслуженное доброе имя. И тем не менее, каждая из них приняла предложение войти в структуру того или иного из гигантов фармрынка.

Скорее всего, дела в фармации сегодня обстоят далеко не блестяще. И в первую очередь, в экономическом аспекте. Тем более что процессы консолидации в аптечном сегменте, по аналитическим данным, с «ковидного» 2020 г. существенно усилились.

В ходе 21 «Аптечного саммита», состоявшегося в Москве осенью 2023 г., из уст представителя одной из крупнейших сетей прозвучал следующий прогноз: «консолидационные тенденции в фармритейле продолжат набирать обороты, и уже через несколько лет на долю «первой десятки» сетевых игроков будет приходиться около четырех пятых розничного фармрынка. А вскоре начнется противоположный тренд: численность аптечных учреждений в нашей стране станет уменьшаться».

Эффект альянса стремится к снижению?

К активным присоединениям подталкивает недостаточная рентабельность, а точнее, продолжающееся уже несколько лет снижение этого показателя. Раньше малые сети и классические единичные аптеки пытались бороться с этим с помощью иного метода консолидации — участия в различных ассоциациях и маркетинговых альянсах. Но сегодня, по всей видимости, такой подход ситуацию уже не спасает, ведь, например, приобретенные «Риглой» аптеки в Нижегородской области и ряде других регионов были участницами партнерства «Ирис».

Аптекарь555х370

Маркетплейсы наступают

Еще одним событием стал старт межсекторного партнерства по созданию совместного маркетплейса «Магнит Аптеки» и фармдистрибутора «Пульс». Планируется, что создаваемая онлайн-площадка будет сосредоточена на продукции сегмента «Красота и здоровье» и увеличит аптечный ассортимент «Магнита» почти в три раза.

ЦВ «Протек» тоже получил приглашение к сотрудничеству с «Магнитом», но решится ли на него, рискуя конкуренцией со своими аптечными сетями, покажет время.

Wildberries также объявила о старте продаж OTC-препаратов на своем маркетплейсе. Пресс-служба компании заявила, что таким образом «товары первой необходимости станут ближе к покупателю». Ну, вот и определились с терминологией. Инициатива по изменению статуса аптек, как организаций здравоохранения, становится все более туманной.

Фармпром тоже расширяется

Сходные с аптечными присоединениями процессы были отмечены в промышленном секторе фармотрасли. Например, не так давно стало известно о приобретении производителем «Р-Фарм» петербургского завода «Балтфарма». Цель данной сделки — успешное выполнение офсетного соглашения, заключенного фармпредприятием с городским комитетом по госзаказу еще в январе минувшего 2023 г.

В августе ЦВТ «ХимРар» и сеть клиник «Медскан» создали предприятие «Химскан», объединяющее компетенции обеих компаний. Совместный проект предполагает вывод на зарубежные рынки лекпрапаратов, выпускаемых «Химрар» и создание клиник ядерной медицины, а также выпуск радиофармацевтических препаратов.

Для производственного направления очень важен и документ, недавно подписанный главой государства и начинающий процедуру дополнения преференциальной системы для предприятий национальной промышленности. Основные перемены здесь будут видны лишь в грядущем 2025 году.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики дистрибуция:
Роль оптового звена на фармацевтическом рынке

В России функционируют свыше 2200 оптовых организаций. Именно они являются важным звеном на пути медикаментов от производителя до аптеки и конечного потребителя.

МЕДИПАЛ: "Здоровый взгляд на жизнь!"

Один из крупнейших фармацевтических поставщиков, Группа компаний "МЕДИПАЛ", в следующем году отметит 30 лет эффективной работы.

Дистрибуция: чем поддержать центральное звено?

В период ажиотажного спроса на лекарственные препараты в центре внимания — дистрибуция. Так было в 2020-м, когда грянула пандемия.

Сергей Еськин: о доступном лекарстве в эпоху пандемии

Вопрос о доступности лекарственной помощи повернулся неожиданной стороной.

Владимир Малинников: в аптечной рознице царит каннибализм

Что бы ни говорили гороскопы, 2018 год стал годом фармацевтической дистрибуции. Как и в девяностые, дистрибутор вновь стал ключевым игроком аптечного рынка и установил новые правила игры для фармацевтической розницы.

Специализированные
мероприятия