Фармотрасль и финансы: каков прогноз?
Развитие фармацевтической отрасли сегодня в большей мере обусловлено макроэкономическими факторами и меняющимися принципами налогообложения.
Повышение ставки и кредиты
Политика Центробанка по стабилизации инфляции в виде повышения ключевой ставки до 21% этой осенью повлияли на производство и дистрибуцию. В целом за 2024 год цена кредитов для действующих в нашей стране коммерческих банков увеличилась на 5%.
Рост названных экономических показателей закономерно ведет к повышению стоимости заемных средств для фармдистрибуции. И как следствие — «паузы» в различных инвестпроектах и трудности в ситуациях кассовых разрывов.
Фармпром увеличивает капитал
В течение трех последних лет резкий подъем основной ставки происходил не раз. Но, к счастью, такие периоды были сравнительно недолгими — они длились один-два месяца и, с точки зрения аналитиков, к серьезным последствиям для предприятий нашей страны не приводили. А вот в 2024 году минимальный размер ставки находился на отметке в 16%. С подобным участники современного фармрынка пока не сталкивались. В сложившейся обстановке стоит обратить внимание не только на вопрос кредитования, но и на вопрос потребления. Ведь покупательское поведение граждан зависит от целого ряда различных условий.
Фармпроизводители пытаются справиться своими силами: чтобы расти и развиваться они привлекают дополнительные средства. Первую публичную продажу акций в этом году провели «Озон Фармацевтика» и «Промомед».
Такая тенденция, на первый взгляд, никак не связана с оптовым звеном. И многие крупные фармдистрибуторы еще не ощутили крайней необходимости в IPO (первичном публичном предложении). Оптовиков защищают накопленные ими резервы, а именно значительные складские мощности и капитал, которые можно использовать при взаимодействии с аптечным сегментом. Но все же исключать вероятность повторения «производственного» сценария с публичной реализацией акций в среднем звене обращения лекарственных препаратов едва ли верно.
Малая фармрозница в тревоге за будущее
Серьезного внимания заслуживает также положение аптечных организаций. На пороге 2025-го многие независимые аптеки и небольшие сети стали рассматривать вариант присоединения к более крупным игрокам. «Урожайным» на такие поглощения выдался и текущий 2024 год, причем главным стимулом здесь оказалась не кредитная сфера, а грядущая налоговая реформа. Малые и средние предприятия фармрозницы опасаются, что могут не пережить роста экономической нагрузки в виде обязательных платежей. Поэтому для гигантов фармритейла сформировалась особая среда, предлагающая лидерам сетевых рейтингов возможность расширить и региональный охват, и другие показатели.
В данном процессе участвуют и некоторые дистрибуторы. Они задействованы как мощные консолидационные силы, причем не только в формате приобретения менее крупных компаний, но и в ассоциативном аспекте. Пусть фармацевтические объединения сегодня растут не столь стремительно, однако они остаются значимым направлением.