О том, как в это сложное время сохранить баланс, избежать лишних затрат и найти для отрасли новые перспективы развития, эксперты поговорили на конференции финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2020, организованной группой "Просперити Медиа" и порталом CFO–Russia.ru в формате онлайн.
Гендиректор АРФП Виктор Дмитриев считает, что пандемия коронавирусной инфекции обострила уже имеющиеся вопросы.
Например, из–за закрытия границ предприятия начали испытывать проблемы с наладкой оборудования для маркировки, во многих случаях оно было итальянским или немецким, но специалисты фирм-изготовителей приехать для устранения проблем не могли. Были опасения, что обязательная маркировка не сможет стартовать в положенный срок — 1 июля 2020 г. Однако 30 июня вышло постановление правительства, позволяющее реализовывать немаркированную продукцию. Теперь у участников системы МДЛП появилось время на настройку стабильной работы системы, устранение ошибок и неполадок, а оператор сможет решить проблемы, связанные с оперативным получением информации остальными участниками.
Другая инициатива, получившая развитие в период ограничительных мер, — реализация дистанционной торговли лекарственными средствами. 16 марта был приняты изменения (дополнения) в Федеральный закон №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и постановление Правительства РФ №697 "О правилах дистанционной торговли безрецептурными лекарственными средствами" (ПП-697).
Сейчас возможна продажа безрецептурных ЛС, а рецептурные препараты могут отпускаться таким образом только до 1 января 2021 г. по решению Правительства РФ в условиях ЧС и/или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
АФИ — ИЩЕМ НОВЫЕ ПУТИ
Производство препаратов напрямую зависит от доступности и качества фармсубстанций, и в этой области у нас есть определенные трудности, главные из них — зависимость от китайских и индийских активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) и повышение цен на них. Последнее вызвано ужесточением экологических требований к производителям в Китае и девальвацией рубля, т.к. 75% контрактов номинировано в долларах США. Внесла свой отрицательный вклад и пандемия COVID-19, создавшая ажиотажный спрос на АФИ во всем мире на фоне остановки производства в Китае.
Как отмечает директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов, в I полугодии 2020 г. в нашу страну поставляется 7,3 тыс. тонн АФИ на сумму 87,3 млрд руб. 95,4% — АФИ фармакопейные, 4,6 — технические.
В России в настоящее время АФИ производят примерно 60 корпораций (кроме производителей полного цикла). Продукция занимает 28,4% рынка. Всего производится 220 международных непатентованных наименований (МНН), включая препараты полного цикла — вакцины, моноклональные антитела и инсулины. Больше всего производится натрия хлорида, сорафениба, глицерола, простаты экстракта и активированного угля.
Помимо развития собственного производства для снижения зависимости от Индии и Китая необходимо искать других иностранных поставщиков. В Россию также поставляются субстанции из Ирландии, Великобритании и Японии (это вызвано расширением локализационной активности компаний Pfizer и GSK), начались поставки растворимого инсулина из Польши, кратно выросли поставки дексаметазона и бетаметазона (Малайзия), рифаксимина и клавулановой кислоты (Мексика) и доксициклина (Макао).
О ПЕРЕМЕНАХ ЛУЧШЕ ЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ
Исполнительный директор Cоюза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия Титова представила краткий обзор законодательных инициатив, касающихся фармацевтического рынка и системы здравоохранения в целом.
Для того чтобы вести закупки на федеральном уровне по-новому, предлагается создать казенное учреждение — «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения» (ФЦПиО). В регламенте его функций будет формирование краткосрочного и долгосрочного прогнозов потребностей системы здравоохранения и населения в лекарственных средствах, закупка лекарственных препаратов за счет федерального бюджета, например, для программы высокозатратных нозологий (ВЗН) или Национального календаря прививок, перераспределение товарных запасов на федеральном уровне и закупка новых дорогостоящих лекарств "на условиях", при которой будут применяться переговорный процесс и механизм "диапазона цен".
Еще одна важная тема — регулирование цен на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП. Сейчас обсуждается проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены и предельные оптовые и розничные надбавки".
Предполагается, что постановление даст возможность регулирования цен и надбавок на весь ассортимент ЛП, и при этом инициатива по регулированию цен и надбавок на конкретное торговое наименование может исходить как от ФОИВов, так и от субъектов РФ.
В этом случае СПФО предлагает учитывать не только ситуацию с конкретным торговым наименованием, но и в целом по данному МНН в эквивалентных лекарственных формах, а также разброс цен и долю рассматриваемого лекарственного препарата на рынке.
Не все так просто и с ценообразованием. С 1 марта с.г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.19 №475-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон №61-ФЗ в части определения статуса "оригинальный", "референтный" и "воспроизведенный" лекарственный препарат, согласно нормам ЕАЭС. Норма добавила новые процедуры — в отдельных случаях необходима повторная процедура текущего пересмотра цен на ЖНВЛП из-за изменения статуса лекарственного средства, по требованию Минздрава РФ в инструкции для медицинского применения для ряда воспроизведенных ЛП могут быть внесены изменения, а также проведены дополнительные испытания для ряда препаратов.
Для регулирования цен на лекарственные препараты низкого ценового сегмента был разработан проект постановления Правительства РФ, направленный на возможность повышения цен для ЛП с отрицательной рентабельностью, однако проект не согласован с ФОИВами. В настоящее время повышение возможно как индивидуальная мера в рамках постановления Правительства РФ от 03.04.20 №441 (ПП-441). Эксперт отметила, что резкое изменение курса валют и рост цен на субстанции по-прежнему не принимаются во внимание.
Изменились и правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (ПП №965 30 июня 2020 г. вступило в силу). Теперь решение о включении препарата в перечень принимает Межведомственный совет при Минздраве РФ, учитывая мнение не менее двух главных специалистов. Норма будет применима в случаях, когда пациент уже лечился данным торговым наименованием в ЛПУ, а норма о назначении лекарственного препарата по торговому наименованию через врачебную комиссию остается действующей.
3 августа было принято постановление Правительства РФ №1164 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 №1289». Напомним, что постановление от 30 ноября 2015 г. касалось ограничения госзакупок лекарственных средств из списка ЖНВЛП иностранного производства, произведенных за пределами страны. Сделаны исключения для 9 онкологических препаратов, применяемых для терапии несовершеннолетних пациентов. Определяющим фактором при выборе объекта заключения контракта является цена.
На общественном обсуждении находится проект постановления "Об утверждении порядка ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания". В нем четко определен список льгот и данные о льготниках, предусмотрены категории оплаты (от 50 до 100%) и источники финансирования. Также в регистре будут содержаться сведения о плановой потребности и фактическом обеспечении граждан, а обновление данных предусмотрено в ежедневном режиме.
ВЫБИРАЕМ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ФИНАНСОВ
Главный бухгалтер ООО "Квайссер Фарма" Мария Степанова рассказала об использовании эффективных инструментов обеспечения ликвидности на фармрынке. К их числу относятся:
- Состав, ведение и анализ БДДС.
- Выделение подразделения РКО для проведения платежей.
- Кэш-пулинг — консолидация денежных средств группы компаний на едином счете с целью использования временно свободных денежных средств на счетах одних компаний–участниц для снижения потребности в краткосрочном кредитовании у других.
- Неттинг — взаимозачет встречных материальных требований без реального движения денег.
- Внутрихолдинговое и внешнее кредитование.
- Факторинг.
- Получение банковских гарантий.
- Открытие аккредитива.
- Страхование дебиторской задолженности.
- Инвестирование свободных денежных средств.
Эксперт подробно рассмотрела плюсы и минусы таких инструментов, как банковская гарантия, факторинг и страхование дебиторской задолженности.
Банковскую гарантию оплачивает покупатель, она быстрее оформляется, отличается легкостью в учете, а схема получения денег при непоступлении оплаты от покупателя очень проста. Но у нее есть и существенный минус — при отсутствии лимита в банке на покупателя банковскую гарантию получить нельзя.
Факторинг ускоряет оборачиваемость денежных средств, а документооборот у него несложный. Однако его оплачивает продавец, и перед подписанием договора необходимо пройти процедуру кредитного комитета.
Нельзя исключать и возможность не 100-процентной оплаты дебиторской задолженности и прекращения финансирования. Данные характеристики относятся к варианту безрегрессного факторинга.
Регрессный факторинг также ускоряет оборот средств, стоимость вознаграждающего фактора у него ниже. Но необходим возврат полученных средств в банк в случае неполучения оплаты.
Страхование дебиторской задолженности отличает более низкая стоимость по сравнению с предыдущими вариантами, однако при этом его отличает длительное ожидание (в среднем не менее 180 дней) и обязательное солидарное участие в возврате дебиторской задолженности. Возмещение по страховому случаю не будет стопроцентным.
СЛАЖЕННАЯ СИСТЕМА — ЛЕГКИЙ ПУТЬ К ПЕРЕМЕНАМ
Вице–президент по экономике и финансам — финансовый директор компании "Петровакс Фарм" Артем Леванков рассказал об особенностях работы IT–системы компании, которые позволили сотрудникам начать работать из дома на следующий день после принятия решения перейти на удаленный режим.
Сегодня в компании основные данные и сервисы размещены в высокопроизводительном кластере в ЦОД Tier 3, а удаленный доступ к ним (в т.ч. через терминальный сервер) возможен в режиме 24/7.
Большое внимание в компании уделяется бизнес–аналитике. Сюда относится изучение аналитики первичных, вторичных и третичных продаж, анализ рынков и аналитика эффективности полевых сил (KPI департамента продвижения препаратов).
Благодаря слаженной системе стало возможным оперативное получение информации по вторичным продажам — приблизительно 90% сведений поступает на следующий день после закрытия недели. Собственная модель экстраполяции третичных продаж позволяет получать данные по продажам рынка и динамике спроса конечных потребителей уже на 8-й день после закрытия периода, все отчеты можно посмотреть.