21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Аптечные сети

Фармрынок России меняется

Статистические данные — неотъемлемый инструмент для аптек. Чтобы осознать перспективы дальнейшего развития, компаниям в этой отрасли необходимо периодически анализировать ряд ключевых вопросов. Каковы приоритеты конечного потребителя? Как меняется структура национального фармацевтического рынка? Ответы на эти насущные вопросы искали эксперты-аналитики в рамках XV конференции «Зеленый Крест».

Вопреки всем проблемам, оптимизм стал расти

С весны 2023 года во мнениях участников социологических исследований наметилась тенденция к повышению степени оптимизма. Респонденты все чаще убеждены, что сегодняшняя экономическая ситуация лучше прошлогодней, а предполагаемое положение дел через год будет благоприятнее сегодняшнего. Кривая пессимистических ответов, напротив, ощутимо снижается. Такие данные привела Надежда Алексеева, руководитель подразделения Healthcare Custom компании Ipsos.

Возможно, наблюдаемая перемена обусловлена естественной надеждой на светлое будущее вопреки всем имеющимся рискам. Да, в 2024 году продажи лекарств-антидепрессантов достигли максимального уровня за 5 лет. Да, с утверждением «мы живем в опасное тревожное время» в апреле-июне были согласны почти три четверти опрошенных (74%). А еще одна фраза — «Для меня важно жить в спокойной безопасной обстановке» — стала практически аксиомой: такое мнение разделяют примерно 9 респондентов из 10 (87%). Но вера в «свет в конце туннеля» всегда остается ценнейшим стимулом продолжать действовать и стремиться к достижению поставленных целей.

Препараты дороже, упаковки крупнее

За первые 7 месяцев 2024 года жители нашей страны приобрели в общей сложности 4,65 млрд. упаковок лекарств и парафармацевтики на сумму около 1771 млрд. рублей, сообщает Анна Ермолаева, генеральный директор аналитической компании AlphaRM. Большая часть этих средств — 1487 млрд. руб. приходится на долю лекарственных препаратов (61,5% данной суммы — личные деньги покупателей). Внушительна и доля сегмента льготного лекобеспечения — 20,4%, что может говорить о значительной распространенности хронических заболеваний. Кстати, в минувшем 2023 году соотношение было несколько иным: 1241 млрд. рублей составил объем рынка лекарств, и на самостоятельное (не льготное) приобретение препаратов в аптеках приходилось 63% из этой суммы.

В натуральном аспекте лекпрепараты составили 3,2 млрд. упаковок из 4,65 млрд., реализованных на отечественном фармрынке с января по июль этого года. Почти в 9 случаях из 10 (88,1%) медикаменты покупались пациентами за собственные средства. Никто не отменял и инфляцию: в 2022 году средняя цена пачки лекарств составляла 253 рубля, в 2023 году — уже 282 рубля, за первые 7 месяцев 2024 года — 331 рубль.

В надежде сэкономить многие стремятся приобретать более крупные упаковки, если речь идет о твердых лекформах. По данным AlphaRM, как минимум третий год продолжает расти доля пачек с 50-100 таблетками или ампулами в общей структуре лекарственного потребления, и в середине лета этого года она составила уже почти треть.

Чаще, конечно, покупают упаковки лекарств, содержащие 20-50 минимальных дозировочных единиц (на их долю приходится около 50% всех случаев), но тенденция уже очевидна. Но в большинстве важен сам же размер ценника. В 47,7% случаев наши соотечественники выбирают лекарства стоимостью от 100 до 500 рублей, в 32,7% — по цене до 100 рублей. Аналогичная ситуация с биодобавками: 45,3% покупаемых россиянами БАД стоят 100-500 руб., 36,1% — 100 руб. и менее.

Чем болеют россияне?

Обращает на себя внимание также статистика AlphaRM, касающаяся групп препаратов с максимальной денежной долей на фармрынке. В первую десятку (в порядке убывания) в январе-июле 2024 года вошли:

  • ингибиторы АПФ;
  • противовоспалительные и противоревматические средства;
  • лекарства для лечения заболеваний носа;
  • противопростудные и противокашлевые препараты;
  • половые гормоны и продукты с аналогичными эффектами (системного действия);
  • антикоагулянты;
  • психоаналептики, кроме препаратов для лечения ожирения;
  • урологические лекарственные средства;
  • антациды, ветрогонные препараты и лекарства против corynebacterium ulcerans;
  • препараты для лечения варикозного расширения вен и антигеморроидальные средства.

Врача посещают реже, онлайн-ритейл — чаще

В контексте востребованности лекарств для лечения тех или иных заболеваний, как острых, так и хронических, вызывает серьезные опасения тенденция, выявленная исследователями Ipsos. Речь идет о продолжающемся снижении числа обращений к врачам.

В январе-марте 2020 года, перед самым пиком пандемии ковида, консультацию терапевта или специалиста (кардиолога, гастроэнтеролога и т.д.) хотя бы раз в год получали 78% респондентов. А вот уже к I кварталу 2022 года уровень охвата медпомощью резко упал: в этот период докторов посещали всего 54% опрошенных. Цифра за первые 3 месяца 2024 года оказалась еще меньше — 51%. Уровень дисциплинированности в лечении при этом, как ни странно, повысился: россияне стали чаще следовать врачебным назначениям и реже заниматься «самотерапией», приобретая только те лекарственные средства, которые были рекомендованы медиками.

Одновременно увеличилась доля заказывающих лекарства через интернет — к середине этого лета так поступал каждый третий. Согласно данным Ipsos за апрель-июнь 2024 год:

  • 48% респондентов посещали только стационарные аптеки;
  • 28% чередовали аптечную организацию с «электронной коммерцией»;
  • 17% вовсе не приобретали лекарственных препараты (в течение целого года, предшествовавшего опросу);
  • 7% искали и получали фармацевтическую продукцию исключительно дистанционно.

ЛС

Справочная в кармане

Мобильными приложениями различных аптечных компаний и интернет-аптек наши сограждане пользуются тоже активно. В 63% случаев работа с такими сервисами имеет простую практическую цель: узнать, в какой из ближайших аптек есть необходимое лекарство и в какую сумму оно обойдется.

Помимо вопроса о физической и ценовой доступности препарата, установленные на смартфонах и планшетах программы помогают в бронировании (это остается самым востребованным онлайн-инструментом), оформлении заказов с доставкой на дом или на работу, знакомстве с инструкциями лекарственных средств и поиске аналогов для оказавшихся в дефектуре наименований.

Маркетплейсы проникают в «электронную фармацию»

И все же нельзя не отметить: активизация диалога с фармацевтическим онлайном — во многом часть погружения покупателей в иной, непрофильный интернет-ритейл. Возможно, из-за нехватки свободного времени и стесненности в средствах многие пытаются сделать процесс покупки (не столь важно, чего именно — лекарств, продуктов или промтоваров) как можно быстрее и дешевле. И здесь на первый план выходят уже не интернет-аптеки, а маркетплейсы. Несмотря на все случаи с «серыми» биодобавками.

В текущем 2024 году объем продаж на рынке «электронной коммерции» в целом увеличится больше чем на треть (на 36%) и достигнет 10,7 трлн. рублей, по прогнозам компании Data Insight. Для сравнения — тот же параметр в прошедшем 2023 году составлял 7,9 трлн. рублей. При этом динамика числа оформленных и полученных онлайн-заказов перешагнет планку в 40%.

В этих впечатляющих показателях доля аптек и иного ритейла, предлагающего удаленно приобрести лекарства и парафармацевтику, крайне невелика (в 2023 г., например, рынок интернет-аптек составлял 198 млн. заказов и 296 млрд. рублей). В 2020 году, с учетом ковидной пандемии, периода самоизоляции и разрешения онлайн-продажи медикаментов, электронный фармрынок составлял 3,15% от всей структуры «e-com». В 2021 г. цифра немного снизилась и составила 2,88%, а в 2022% вновь пошла вверх и достигла 3,18%.

Данные 2023 года показали продолжение прироста. В минувшем году на фармацевтический онлайн приходилось уже 3,61% рынка электронной коммерции. Однако львиная доля заказов на последнем (неважно, идет ли речь о книгах, предметах одежды, бытовой технике либо иной продукции) по-прежнему приходится на таких гигантских непрофильных игроков как маркетплейсы. В 2021 г. из 1,76 млрд. интернет-покупок 1,024 млрд. было сделано именно на этих площадках.

В дальнейшем тенденция сохранялась:

  • в 2022 г. маркетплейсы получили 2,029 из 2,863 млрд. дистанционных заказов;
  • в 2023 г. — 4,051 из 5,153 млрд.;
  • с июля 2023 г. по июнь 2024 г. — 5,041 из 6,260 млрд. сделанных онлайн-продаж.

Если же говорить о прогнозах на 2025 год, то конъюнктура рынка скорее благоприятствуют интернет-магазинам. Даже в сегменте «ePharma» последние обещают стремительно наращивать свои позиции. А вот число онлайн-аптек, посещаемым одним и тем же пользователем, напротив, уменьшится.

Предпочтения профессионалов

В жизни врача и провизора, когда заходит речь о повышении профессиональной квалификации, цифровые сервисы также занимают свою нишу, замечает Надежда Алексеева. При этом в приоритете остаются отраслевые мероприятия (конференции и семинары), а также встречи с медицинскими представителями, дающие подробную, пусть и частично рекламную информацию о новых видах лекарственной терапии. Приглашение на выставку с очным участием специалистам здравоохранения зачастую интереснее, чем предложение посетить вебинар.

Помимо участия в профессиональных встречах и данных о лекарственных препаратах, для мед- и фармработников важны также отраслевые новости, информация о психологии общения с пациентами, научные статьи и результаты клинических испытаний.

У провизоров были отдельно исследованы особенности восприятия нового материала: если новые знания приобретаются не очно, то комфортнее всего для «первостольников» форматы видео и текстов (аудиофайлы, графики и схемы предпочитает меньшее число специалистов).

Лидерство сетей и доступность фармпомощи

Число стационарных, не виртуальных аптек продолжает расти. Если к концу первых 7 месяцев 2023 года в нашей стране, по данным AlphaRM, действовало 76,3 тыс. аптечных точек, то к концу этого лета их стало уже 79,5 тыс.

Структура этой динамики крайне любопытна. 1625 новых мест ведения фармдеятельности прибавил «Апрель», 514 — «Имплозия», еще 462 — «Ригла». А если сложить три приведенных результата, в сумме получится 2601 адрес. Такая цифра лишь немногим меньше, чем совокупный прирост примерно в 3200 аптечных точек.

Впрочем, сегмент крупных сетей вырос все равно существенно. По количеству аптек их доля в общей структуре национальной фармации расширилась с 56,1 до 59,9% (в сравнении с январем-июлем 2023 г.). «Представленность» независимых аптек, напротив, стала чуть меньше: 11,3% вместо прежних 12,4%. И еще сильнее сократилось число адресов фармдеятельности, относящихся к средним сетям: по состоянию на начало августа 2024 г. их доля снизилась почти на 3% и составила 28,8% вместо 31,5% годом ранее.

В большинстве российских регионов наблюдается и финансовое лидерство «крупноформатных» компаний. Доля «первой» по денежному объему продаж лекарств и парафармацевтики аптечной сети:

  • в 16 субъектах превышает 35%;
  • в 8 — находится в диапазоне от 30 до 35%;
  • в 32 — составляет 20-30%;
  • в 29 — остается немногим ниже 20%.

Интересно, что далеко не везде первыми по региону являются крупные сети в традиционном смысле этого слова. Дело в том, что в некоторых субъектах общее количество аптек не превышает сотни (при приемлемых средних показателях числа мест фармдеятельности на 10 тысяч жителей): на Чукотке их 24, в Магаданской области — 73, в ЕАО — 51, в Ингушетии — 84, в Ненецком автономном округе — 25.

Это может означать, что вопрос о доступности лекарственной помощи в труднодоступных районах по-прежнему остается актуальным. Причем в первую очередь в офлайн-формате.

По материалам XV Фармацевтической конференции «Зеленый Крест»

Источники:

.

Алексеева Надежда, руководитель подразделения Healthcare Custom компании Ipsos

.

Ермолаева Анна Леонидовна, генеральный директор Alpha Research and Marketing (AlphaRM)

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики аптечные сети:
Онлайн-опрос: проблемы фармацевтов России

Компания «Алцея» провела онлайн-опрос среди фармацевтов, который был призван выяснить, с какими проблемами они сталкиваются в своей работе и как фармацевтические компании могут помочь в их решении.

Финансовые подробности аптечного бизнеса

Отношения между аптечной организацией и дистрибутором за последнее время изменились. На первый план вышли жесткие финансовые требования.

Аптеки сегодня: локальные игроки не сдают позиции

Несмотря на то, что рынок еще не вошел в фазу стабильности, аптеки продолжают открываться. Новые точки появляются как и у федеральных, так и у региональных сетей, а одиночные аптеки продолжают выдерживать конкуренцию.

А.П. Филиппов: наше завтра — это то, что мы делаем сегодня

С начала третьего тысячелетия национальный фармрынок пережил целую серию трансформаций, и неудивительно, что дискуссии о возможных переменах в структуре аптечного сегмента не стихают и сегодня. Ведь каждый хотел бы знать ответ на вопрос: каким может стать будущее аптеки — как ближайшее, так и более отдаленное?

Крупная конкуренция: всегда ли выигрывают фармгиганты?

Рынок — это всегда борьба за «место под солнцем», даже если задачи отрасли — исключительно социальные. Данная тенденция не оставила в стороне и аптеку: чтобы обеспечить пациента лекарством, в первую очередь, надо выжить самой.

Специализированные
мероприятия