Финансовые подробности аптечного бизнеса
Генеральный директор ФК "Гранд Капитал" Денис Ременяко отмечает, что структура рынка и ценообразования изменились.
![Ременяко Денис Ременяко Денис](https://img.mosapteki.ru/images/media/28053)
Дистрибуторы борются за долю в продажах в небольших сетях, поскольку отсрочки там меньше по времени. И предлагают им хорошие закупочные цены, тогда как для крупных сетей цены повысились, а отсрочки сократились. Кроме того, банки начали смотреть на дебиторскую задолженность аптечных сетей у дистрибуторов, в связи с чем возможно уменьшение лимитов. Тогда дистрибуторы, в свою очередь, могут сократить продажи аптечным сетям. Текущая ситуация должна заставить владельцев сетей задуматься, сколько точек им на самом деле нужно для успешной работы, а также понять, что представляет их сеть в финансовом плане.
Несмотря на неоднозначные перемены, Денис Ременяко считает, что дистрибуторский рынок становится здоровее – на нем остаются те, кто хочет и может заниматься бизнесом. По его мнению, если банки будут анализировать финансовое состояние участников рынка, то это пойдет на пользу всем игрокам, избавив от неприятных сюрпризов, например, неожиданного банкротства.
![Кальметьева Аделя Кальметьева Аделя](https://img.mosapteki.ru/images/media/28048)
Генеральный директор аптечной сети "Фармленд" Аделя Кальметьева считает, что дистрибутору необходимо оценивать партнеров, чтобы оградить себя от рисков, а оптимальная отсрочка не должна превышать 60 дней и по ней у всех должны быть равные условия. На первом плане — умеренный и разумный рост рынка, за который ответственны все участники, в т.ч. производители.
![Тенцер Анатолий Тенцер Анатолий](https://img.mosapteki.ru/images/media/28045)
Директор по развитию НПК "Катрен" Анатолий Тенцер отмечает следующую тенденцию: выручка выросла, но вместе с ней увеличились и затраты — например, подорожали банковские услуги. Чтобы прибыль действительно повысилась, должно физически продаваться больше товара. Помимо этого, владельцам сетей нужно обращать внимание на рентабельность аптек, а не на их количество.
Заместитель генерального директора АСНА Рустам Шубенок полагает, что отрасли требуется больше информации о том, что происходит с выручкой на рынке. Для аптек же основными проблемами, осложняющими работу, являются кадровый дефицит и давление со стороны маркетплейсов, особенно в городах–миллионниках. Поэтому владельцу важно понимать, насколько рентабельна каждая аптека. Помочь реализации помогут ИТ–технологии, ведь современный потребитель продвинутый в цифровом плане, поэтому стоит развивать диджитал–инструменты для продаж.
Аптека и производитель
Проблемы производителя — поиск новых молекул, постоянная конкуренция, минимизация издержек — становятся проблемами аптек. Именно потому вице-президент по продажам и маркетингу ГК "Велфарм Групп" Рамал Гадиров уверен: маркетинговые бонусы отменять нельзя. Если производитель будет вынужден уйти с рынка, у аптек возникнет устойчивая дефектура по его номенклатуре и сократится прибыль.
![Гадиров Рамал Гадиров Рамал](https://img.mosapteki.ru/images/media/28046)
Для самих фармпроизводителей важно не количество аптек, а насколько хорошо они продадут их продукцию. Большое количество точек не всегда благо: если они работают неэффективно, это приведет к снижению прибыли и другим рискам.
Чтобы производитель не пострадал в случае глобальных изменений на рынке, для него важна правильная тактика формирования портфеля, определение оптимальных каналов продаж и продвижения препаратов.
![Еськин Сергей Еськин Сергей](https://img.mosapteki.ru/images/media/24462)
Директор по развитию "ФК Пульс" Сергей Еськин призвал не игнорировать работу аптеки с производителем, поскольку он взаимодействует с врачом и покупателем и занимается медийной активностью в таком объеме, который аптеки не могут себе позволить.
О расширении компетенций аптеки
Генеральный директор партнерства "ИРИС" Галина Орлова уверена: руководителю аптеки нужно смотреть на бизнес шире.
![Орлова Галина Орлова Галина](https://img.mosapteki.ru/images/media/28047)
Это важно для аптечного бизнеса, его компетенций и акционеров, а возможность коллаборации с другим бизнесом даст рынку стимул развиваться и делиться лучшими практиками. Например, сегодня в некоторых странах в аптеке можно получить рецепты на препарат, пройти тест на COVID–19 или сделать прививку. Нашему государству тоже стоит задуматься о расширении функционала аптек. Но в любом случае все внедряемые новшества должны быть полезными покупателю–пациенту.
По материалам сессии в рамках XXII Аптечного саммита "Эффективное управление аптечной сетью-2024"