И это далеко не все испытания! Но даже в столь сложных условиях фармотрасль доказала, что способна с достоинством отвечать на вызовы времени.
Исполнительный директкор СПФО Лилия Титова отмечает, что, несмотря на все возникшие трудности, пандемия коронавируса научила нас быстрее принимать нужные для отрасли и системы здравоохранения решения, например, узаконить дистанционную торговлю безрецептурными ЛС. Чтобы она развивалась дальше и распространилась также на рецептурные препараты, требуется введение электронного рецепта и контроль над соблюдением условий участниками рынка.
Кроме того, непростые условия показали правильность курса на локализацию производства и необходимость стимулирующих мер как для отечественных производителей, так и для зарубежных компаний, ведь именно господдержка дает фарминдустрии много возможностей для развития.
По мнению эксперта, сейчас отрасли стоит сконцентрироваться на разработке и выпуске вакцин и противовирусных ЛП – эти востребованные группы помогут фарминдустрии сделать шаг вперед.
Заместитель губернатора и министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик–Гусейнов считает, что оценка фармрынка может не включать в себя реальное потребление, поэтому при составлении прогноза нужно учитывать стоки, появляющиеся в товаропроводящей цепочке. По его мнению, фармотрасль сейчас готова противостоять различным кризисам, и ее опыт может пригодиться медицине.
Генеральный директор "Джи Ди Пи" Беньямин Ковач обращает внимание на необходимость улучшения коммуникаций между участниками товаропроводящей цепочки, чтобы уменьшить возможные убытки, минимизировать излишки товара и эффективно распределять остатки.
Управляющий директор компании NC Logistic Гарольд Власов выделяет следующие ключевые тренды рынка за последние полтора года:
- усиление господдержки отечественных фармкомпаний;
- повышение производства российских препаратов и вакцин;
- курс на локализацию производства и выход новых продуктов на рынок;
- а также объединение фармкомпаний.
Кроме того, нужно учитывать, что покупательская способность населения снизилась, а значит, средний чек в аптечных заказах тоже уменьшился.
Растем за счет госсегмента
Как развивается рынок и что на него влияет? На эти вопросы отвечают аналитики.
Генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева подчеркивает, что, как и в предыдущие два года, драйвером роста рынка в рублях является госсегмент, причем ведущую роль в этом процессе играет не вакцинация (она составляет примерно 15%), а реализация госпрограмм, к примеру, по лечению онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, закупки для фонда "Круг добра".
Что касается розничного рынка, то за этот год он вырос на 8% в рублях, однако такая же цифра, но со знаком минус наблюдается в упаковках, особенно у растворов. Причин отрицательной динамики несколько — переход на большую упаковку, уменьшение продаж СИЗ и антисептиков, смещение ассортимента и увеличение числа БАДов на рынке.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк также замечает, что сейчас наблюдается рост госсегмента из-за госпитальных закупок, при этом в этой же категории закупается много упаковок препаратов, а значительная часть расходов приходится на программу ВЗН и федеральную льготу.
Влияние препаратов против коронавируса на рост рынка по сравнению с прошлым годом снизилось, но изменение уровня заболеваемости может способствовать увеличению их продаж.
В этих условиях потребитель отдает предпочтение e-commerce-сегменту, благодаря чему доля онлайн–продаж составляет 8,4%.
По прогнозам на ближайший год рост рынка составит приблизительно 8%.
Генеральный директор компании Proxima Research Russia Владимир Егоров считает, что благодаря вкладу государства в здравоохранение и продажам противоковидных препаратов на рынке созданы благоприятные условия для работы фармкомпаний. При этом финансовые показатели рынка во многом зависят от данных по заболеваемости коронавирусом, и для их анализа нужно брать не год или квартал, а месяцы и даже недели. Около 20% объема рынка составляют госзакупки, на долю льготного лекобеспечения приходится 18%, а розничное потребление составляет 62%.
На рынок в долгосрочной перспективе влияют и другие значимые факторы, например, настрой потребителя на ЗОЖ и профилактику заболеваний и связанный с этим рост продаж витаминов и БАДов.
За информацией и покупками в онлайн
Как развивается коммерческий рынок? Говоря об этом, нельзя обойти стороной e-commerce-сегмент, который продолжает развиваться, привлекая новых игроков и покупателей. Глава ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский подчеркивает, что данное направление продолжает расти, но уже не так бурно: заметных скачков продаж не наблюдается. Однако они могут возникнуть, если будет легализована дистанционная торговля рецептурными ЛС.
Коммерческий директор "Аптечная сеть 36,6" Сергей Демин считает, что сегодня маркетплейсы способны серьезно конкурировать с аптечными сетями. Чтобы выиграть в борьбе, последние переходят в онлайн, однако новый канал продаж может стать для них убыточным. Делая интернет-заказ в аптеке, покупатель в большинстве случаев предпочитает забронировать ЛП и потом выкупить его, а не оформляет доставку на дом.
С тем, что потребители все равно предпочитают стационарные аптеки и живое общение с первостольником, согласна глава бизнес–подразделения "Евразия" компании "Босналек" Валентина Бучнева. Она подчеркивает, что потребительский спрос не меняется слишком резко, поэтому говорить о полном переходе в онлайн несколько преждевременно. Фармкомпаниям же следует обратить на e–commerce особое внимание, поскольку он может стать хорошим инструментом не только для продаж препаратов, но и для их продвижения, когда пользователи смогут получить нужную информацию о ЛС на сайте производителя.
Коммерческий директор компании "Штада" в регионе Россия и СНГ Игорь Бахметьев настроен более оптимистично. По его мнению, аптечные сети должны видеть в онлайне новую возможность для развития, т.к. в нашей стране люди ищут информацию о препаратах и заказывают безрецептурные ЛС чаще, нежели в Европе.
Молекулы будут под защитой
Защита интеллектуальной собственности в фарме – тема всегда актуальная: периодически между компаниями возникают судебные споры, затягивающиеся на годы. Сегодня для охраны интеллектуальной собственности фармпроизводителей планируется создать реестр фармакологически активных веществ, защищённых патентами. В него войдут запатентованные в нашей стране МНН и будут указаны компании, которым принадлежат права на препараты.
Директор по юридическим вопросам компании "Санофи" Татьяна Кулябина полагает, что создание реестра упростит работу фармкомпаний по выводу и обороту ЛС, однако для его внедрения потребуется много работы. По ее словам, включать в документ нужно патенты не только на молекулу, но и комбинации и способы производства.
Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), обращает внимание, что инвестиции в фармацевтические исследования усиливают экономический рост, позволяют выпускать более эффективные ЛС, в перспективе повышая качество жизни населения и ее продолжительность. Чтобы финансирование исследований продолжилось, а ЛС были всегда доступны, государству следует принимать своевременные меры по защите интеллектуальной собственности.
Эту точку зрения разделяет сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. По его мнению, если фармпроизводители будут уверены в защите своей интеллектуальной собственности, то они с большей вероятностью придут на российский рынок, что поспособствует улучшению инвестиционного климата, локализации производства и разработке новых молекул.
Какие обеспечительные меры применяются сегодня в патентных спорах? Руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" в компании "Пепеляев Групп" Константин Шарловский отмечает, что чаще всего это приостановление регистрации препарата или предписание не вводить его в оборот, запрет на использование контрактов или продажи, а также предписание Минздрава или ФАС России о приостановке процедуры регистрации цены и запрет таможне осуществлять выпуск товаров.
Нужны стабильность и планирование
Бизнес не может гармонично развиваться без поддержки со стороны государства, а для фармотрасли она особенно важна, поскольку от этого зависит лекобеспечение, а значит, и здоровье населения. Что можно сделать в этом направлении?
Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев считает, что если потребность в тех или иных ЛС неожиданно возросла, как, например, во время пандемии, то фарминдустрия должна иметь возможность производить ЛС и обеспечивать ими население. Он также добавляет, что программу "Фарма–2030" можно будет реализовать в полном объеме, если будут проанализированы причины невыполнения пунктов предыдущей стратегии "Фарма–2020".
Заместитель гендиректора по корпоративным связям и коммуникациям "БИОКАД" Алексей Торгов отмечает, что рынку прежде всего требуется определенность. Производители должны знать, что, в каком объеме и в какие сроки нужно выпустить, инвесторам подобное долгосрочное планирование тоже необходимо. Долгосрочные рыночные механизмы стали одним из пунктов программы "Фарма–2030", однако А. Торгов считает, что при их формировании в каждом регионе следует учитывать его специфику.
Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Дмитрий Галкин отмечает большую роль в борьбе с пандемией подписание постановления Правительства РФ №441, в котором определены особенности обращения ЛС в условиях ЧС. Эксперт считает, что между государством и фармотраслью необходим постоянный диалог, который позволит выяснить, какая продукция сейчас наиболее востребована, какие разработки нужны именно сейчас, за какой срок и в каких объемах производятся препараты и т.д.
Президент компании "Активный Компонент" Александр Семенов видит главную задачу фарминдустрии в оперативной реакции на внешние вызовы и умении перестраивать критерии стабильности. Эффективное взаимодействие бизнеса и государства позволит компаниям получать прибыль, а людям — необходимые препараты.
По материалам XIII Международной конференции "Что происходит на фармацевтическом рынке?"