24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Главное для рынка — партнерство и диалог

Последние два года оказались для фармрынка богатыми на события — пандемия, внедрение маркировки, легализация дистанционной торговли безрецептурными ЛС, ажиотажный спрос на различные группы препаратов.

И это далеко не все испытания! Но даже в столь сложных условиях фармотрасль доказала, что способна с достоинством отвечать на вызовы времени.

Исполнительный директкор СПФО Лилия Титова отмечает, что, несмотря на все возникшие трудности, пандемия коронавируса научила нас быстрее принимать нужные для отрасли и системы здравоохранения решения, например, узаконить дистанционную торговлю безрецептурными ЛС. Чтобы она развивалась дальше и распространилась также на рецептурные препараты, требуется введение электронного рецепта и контроль над соблюдением условий участниками рынка.

Титова

Кроме того, непростые условия показали правильность курса на локализацию производства и необходимость стимулирующих мер как для отечественных производителей, так и для зарубежных компаний, ведь именно господдержка дает фарминдустрии много возможностей для развития.

По мнению эксперта, сейчас отрасли стоит сконцентрироваться на разработке и выпуске вакцин и противовирусных ЛП – эти востребованные группы помогут фарминдустрии сделать шаг вперед.

Мели-Гусейнов Давид

Заместитель губернатора и министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик–Гусейнов считает, что оценка фармрынка может не включать в себя реальное потребление, поэтому при составлении прогноза нужно учитывать стоки, появляющиеся в товаропроводящей цепочке. По его мнению, фармотрасль сейчас готова противостоять различным кризисам, и ее опыт может пригодиться медицине.

Генеральный директор "Джи Ди Пи" Беньямин Ковач обращает внимание на необходимость улучшения коммуникаций между участниками товаропроводящей цепочки, чтобы уменьшить возможные убытки, минимизировать излишки товара и эффективно распределять остатки.

Власов Гарольд

Управляющий директор компании NC Logistic Гарольд Власов выделяет следующие ключевые тренды рынка за последние полтора года:

  • усиление господдержки отечественных фармкомпаний;
  • повышение производства российских препаратов и вакцин;
  • курс на локализацию производства и выход новых продуктов на рынок;
  • а также объединение фармкомпаний.

Кроме того, нужно учитывать, что покупательская способность населения снизилась, а значит, средний чек в аптечных заказах тоже уменьшился.

Растем за счет госсегмента

Как развивается рынок и что на него влияет? На эти вопросы отвечают аналитики.

Ермолаева Анна

Генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева подчеркивает, что, как и в предыдущие два года, драйвером роста рынка в рублях является госсегмент, причем ведущую роль в этом процессе играет не вакцинация (она составляет примерно 15%), а реализация госпрограмм, к примеру, по лечению онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, закупки для фонда "Круг добра".

Что касается розничного рынка, то за этот год он вырос на 8% в рублях, однако такая же цифра, но со знаком минус наблюдается в упаковках, особенно у растворов. Причин отрицательной динамики несколько — переход на большую упаковку, уменьшение продаж СИЗ и антисептиков, смещение ассортимента и увеличение числа БАДов на рынке.

Шуляк3

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк также замечает, что сейчас наблюдается рост госсегмента из-за госпитальных закупок, при этом в этой же категории закупается много упаковок препаратов, а значительная часть расходов приходится на программу ВЗН и федеральную льготу.

Влияние препаратов против коронавируса на рост рынка по сравнению с прошлым годом снизилось, но изменение уровня заболеваемости может способствовать увеличению их продаж.

В этих условиях потребитель отдает предпочтение e-commerce-сегменту, благодаря чему доля онлайн–продаж составляет 8,4%.

По прогнозам на ближайший год рост рынка составит приблизительно 8%.

Генеральный директор компании Proxima Research Russia Владимир Егоров считает, что благодаря вкладу государства в здравоохранение и продажам противоковидных препаратов на рынке созданы благоприятные условия для работы фармкомпаний. При этом финансовые показатели рынка во многом зависят от данных по заболеваемости коронавирусом, и для их анализа нужно брать не год или квартал, а месяцы и даже недели. Около 20% объема рынка составляют госзакупки, на долю льготного лекобеспечения приходится 18%, а розничное потребление составляет 62%.

На рынок в долгосрочной перспективе влияют и другие значимые факторы, например, настрой потребителя на ЗОЖ и профилактику заболеваний и связанный с этим рост продаж витаминов и БАДов.

За информацией и покупками в онлайн

Как развивается коммерческий рынок? Говоря об этом, нельзя обойти стороной e-commerce-сегмент, который продолжает развиваться, привлекая новых игроков и покупателей. Глава ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский подчеркивает, что данное направление продолжает расти, но уже не так бурно: заметных скачков продаж не наблюдается. Однако они могут возникнуть, если будет легализована дистанционная торговля рецептурными ЛС.

Демин Сергей

Коммерческий директор "Аптечная сеть 36,6" Сергей Демин считает, что сегодня маркетплейсы способны серьезно конкурировать с аптечными сетями. Чтобы выиграть в борьбе, последние переходят в онлайн, однако новый канал продаж может стать для них убыточным. Делая интернет-заказ в аптеке, покупатель в большинстве случаев предпочитает забронировать ЛП и потом выкупить его, а не оформляет доставку на дом.

Бучнева Валентина

С тем, что потребители все равно предпочитают стационарные аптеки и живое общение с первостольником, согласна глава бизнес–подразделения "Евразия" компании "Босналек" Валентина Бучнева. Она подчеркивает, что потребительский спрос не меняется слишком резко, поэтому говорить о полном переходе в онлайн несколько преждевременно. Фармкомпаниям же следует обратить на e–commerce особое внимание, поскольку он может стать хорошим инструментом не только для продаж препаратов, но и для их продвижения, когда пользователи смогут получить нужную информацию о ЛС на сайте производителя.

Коммерческий директор компании "Штада" в регионе Россия и СНГ Игорь Бахметьев настроен более оптимистично. По его мнению, аптечные сети должны видеть в онлайне новую возможность для развития, т.к. в нашей стране люди ищут информацию о препаратах и заказывают безрецептурные ЛС чаще, нежели в Европе.

Молекулы будут под защитой

Защита интеллектуальной собственности в фарме – тема всегда актуальная: периодически между компаниями возникают судебные споры, затягивающиеся на годы. Сегодня для охраны интеллектуальной собственности фармпроизводителей планируется создать реестр фармакологически активных веществ, защищённых патентами. В него войдут запатентованные в нашей стране МНН и будут указаны компании, которым принадлежат права на препараты.

Директор по юридическим вопросам компании "Санофи" Татьяна Кулябина полагает, что создание реестра упростит работу фармкомпаний по выводу и обороту ЛС, однако для его внедрения потребуется много работы. По ее словам, включать в документ нужно патенты не только на молекулу, но и комбинации и способы производства.

Шипков Владимир

Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), обращает внимание, что инвестиции в фармацевтические исследования усиливают экономический рост, позволяют выпускать более эффективные ЛС, в перспективе повышая качество жизни населения и ее продолжительность. Чтобы финансирование исследований продолжилось, а ЛС были всегда доступны, государству следует принимать своевременные меры по защите интеллектуальной собственности.

Жулев

Эту точку зрения разделяет сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. По его мнению, если фармпроизводители будут уверены в защите своей интеллектуальной собственности, то они с большей вероятностью придут на российский рынок, что поспособствует улучшению инвестиционного климата, локализации производства и разработке новых молекул.

Какие обеспечительные меры применяются сегодня в патентных спорах? Руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" в компании "Пепеляев Групп" Константин Шарловский отмечает, что чаще всего это приостановление регистрации препарата или предписание не вводить его в оборот, запрет на использование контрактов или продажи, а также предписание Минздрава или ФАС России о приостановке процедуры регистрации цены и запрет таможне осуществлять выпуск товаров.

Нужны стабильность и планирование

Бизнес не может гармонично развиваться без поддержки со стороны государства, а для фармотрасли она особенно важна, поскольку от этого зависит лекобеспечение, а значит, и здоровье населения. Что можно сделать в этом направлении?

ДмитиревАРФП

Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев считает, что если потребность в тех или иных ЛС неожиданно возросла, как, например, во время пандемии, то фарминдустрия должна иметь возможность производить ЛС и обеспечивать ими население. Он также добавляет, что программу "Фарма–2030" можно будет реализовать в полном объеме, если будут проанализированы причины невыполнения пунктов предыдущей стратегии "Фарма–2020".

Торгов Алексей

Заместитель гендиректора по корпоративным связям и коммуникациям "БИОКАД" Алексей Торгов отмечает, что рынку прежде всего требуется определенность. Производители должны знать, что, в каком объеме и в какие сроки нужно выпустить, инвесторам подобное долгосрочное планирование тоже необходимо. Долгосрочные рыночные механизмы стали одним из пунктов программы "Фарма–2030", однако А. Торгов считает, что при их формировании в каждом регионе следует учитывать его специфику.

Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Дмитрий Галкин отмечает большую роль в борьбе с пандемией подписание постановления Правительства РФ №441, в котором определены особенности обращения ЛС в условиях ЧС. Эксперт считает, что между государством и фармотраслью необходим постоянный диалог, который позволит выяснить, какая продукция сейчас наиболее востребована, какие разработки нужны именно сейчас, за какой срок и в каких объемах производятся препараты и т.д.

СеменовА

Президент компании "Активный Компонент" Александр Семенов видит главную задачу фарминдустрии в оперативной реакции на внешние вызовы и умении перестраивать критерии стабильности. Эффективное взаимодействие бизнеса и государства позволит компаниям получать прибыль, а людям — необходимые препараты.

По материалам XIII Международной конференции "Что происходит на фармацевтическом рынке?"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия