24.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
24.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Фармрынок // Дистрибуция

«Интернет вещей»: помощь в цепи поставок ЛС

Представить, что производство лекарственных средств выполняется роботами уже не так и сложно. А вот вообразить, что мы пришли в аптеку, а лекарства со склада или полок нам приносит не человек, а машина, еще трудно. В то же время возможности современных технологий позволяют прогнозировать появление подобной системы обслуживания чуть ли не в ближайшем будущем. Возьмем, например, изменения в логистике фармацевтических средств.

Шабанов Сергей
Региональный менеджер компании Zebra Technologies в России и СНГ

Перевозка лекарственных препаратов почти всегда сопряжена с определенными трудностями. Это и обеспечение определенных условий при транспортировке и хранении, и соответствующая подготовка и осведомленность персонала. Одним из основополагающих средств достижения этих целей является постоянный мониторинг и осведомленность о каждом этапе пути препаратов. Решения на основе взаимодействующих между собой интеллектуальных устройств позволяют получить более четкую картину операционной деятельности организации, позволяя руководителям принимать решения на основе правильной и полной информации и внедрять инновации. Эта концепция носит название Internet of Things («Интернет вещей»).

Немного истории. Почти 40 лет назад, 26 июня 1974 г., в Америке был впервые отсканирован штрихкод. Сейчас уже сложно представить себе лекарственные препараты без полосатой маркировки на упаковке, где записана информация о названии, производителе, сроке годности. Чуть позже, в конце ХХ в., к нам пришли технологии, позволяющие определять местоположение товаров (GPS), что сразу же нашло применение в логистике и на складах. А уже сегодня мы располагаем решениями, способными собирать и передавать информацию о состоянии предмета и характеристиках пространства вокруг него (RFID).

Почти 15 лет назад американский инженер Кевин Эштон заинтересовался технологией RFID (radio frequency identification) с целью усовершенствования логистической цепочки компании Procter&Gamble. Сам он так описывал новое изобретение: «Если бы компьютеры могли знать о вещах все, то это изменило бы мир». Сегодня эта технология не только успешно существует, но и применяется на практике уже многими компаниями в мире. По данным исследования Forrester Consulting (2012), 15% опрошенных компаний в Европе и Америке уже интегрировали новые технологии, еще 53% планируют начать использование в ближайшие 24 месяца. Снабженные RFID–датчиками предметы способны передавать данные о своем местоположении или состоянии RFID–считывателю без посредничества человека. Таким образом, значительно сокращается время на сбор информации — вещь сама расскажет о своем наличии и состоянии, а также снижается риск неучтенных или затерявшихся товаров.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Компании, занимающиеся логистикой фармацевтических препаратов, стремятся добиться более ощутимых результатов при меньших затратах. При этом они не просто заинтересованы в передовых методах контроля и учета своих ресурсов, но и хотят получить нечто новое, что позволит им выработать революционные идеи для развития бизнеса.

Важным преимуществом технологии является то, что в отличие от штрихкода RFID–чип не обязательно должен находиться в зоне видимости менеджера и может быть помещен внутрь перевозимого предмета. Поэтому, во–первых, учет товаров может быть осуществлен дистанционно, а во–вторых, за счет уникального кода чипа улучшается контроль подлинности.

Также RFID–теги постоянно отслеживают информацию о соседствующих грузах и автоматически подадут сигнал, если коробки с несовместимыми по составу химическими соединениями окажутся слишком близко друг к другу. Система способна также уведомить менеджера, если изменится одно из условий транспортировки (высокая температура, сырость).

RFID–МАРКИРОВКА

RFID–чип — это металлическая пластина, вшитая в этикетку и способная не только хранить закодированную информацию, но и регистрировать и передавать данные о своем местонахождении и состоянии предмета, на котором находится.

Таким образом, если обычная этикетка состоит из трех элементов (пленка или бумага, на которую наносится изображение, клеевой слой и восковая подложка), то в RFID–метке присутствует четвертый элемент — слой из фольги, который представляет собой сборку из небольшой антенны длиной в несколько сантиметров и микросхемы, по размеру сопоставимой с маковым зернышком. Такая сборка называется «инлэй» (inlay).

Благодаря этой технологии грузы получили возможность «говорить», обмениваясь информацией без посредничества человека. Управление процессом поставок стало намного проще, сбор информации происходит в десятки раз быстрее и точнее, а информацию о предмете или операции можно получить в любой момент времени.

Пассивные RFID—этикетки, не имея встроенного питания, используют электромагнитное поле, излучаемое сканером для своей работы. Эта особенность работы RFID создает некоторые проблемы считывания в условиях высокой влажности, присутствия воды и металла в непосредственном контакте с меткой. Однако для маркировки лекарств, хранящихся в картонных или пластиковых упаковках, RFID-метки подходят идеально. Поскольку сама этикетка не имеет заряда и заряжается от RFID–сканера в момент считывания (обстреливания ее импульсом), стоимость метки получается достаточно низкой, и уже в ближайшем будущем можно прогнозировать начало массового применения RFID–меток в розничной торговле фармацевтическими товарами, нуждающимися в контроле подлинности, учете, но при этом зачастую содержащими воду и металлические детали в упаковке.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Несмотря на благоприятный момент для внедрения концепции «Интернет вещей», начало использования любых новых технологий требует определенных усилий. Специалисты отмечают в первую очередь технические сложности, включая интеграцию в систему и анализ данных. Есть и внутренние препятствия, как, например, постепенное принятие руководством компании необходимости внедрения новых технологий.

Отправной точкой здесь станет внутреннее понимание необходимости использования концепции «Интернет вещей». Например, некоторые организации разбивают цепь поставок на несколько сегментов, чтобы обеспечить больший контроль над процессами на каждом из них и, соответственно, лучше понять и определить проблемные участки. Сегодня в России не существует системы, которая бы позволяла эффективно отслеживать всю цепь от начала до конца, объединяя данные от разных частей в одну систему. Внедрение RFID–технологий, обеспечивающих прозрачность на небольшом участке делопроизводства, позволит получить немедленный возврат инвестиций, что станет стимулом для применения технологий и к остальным частям бизнеса.

ИДЕЯ, СТАНОВЯЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Идея, посетившая Кевина Эштона почти 15 лет назад: знать о вещах все, что только возможно, — сегодня вполне осуществима. И преимущества использования новых технологий в фармацевтике неоспоримы. Учитывая особую природу лекарственных препаратов, важно обеспечить как безопасность персонала, работающего в сферах логистики и хранения химических веществ, так и контроль условий для бережной перевозки и хранения самих веществ. Применение технологий «Интернета вещей» позволит обеспечить видимость и контроль всех этапов перемещения лекарств в реальном времени, что значительно снизит риск подделок, количество испорченных или просроченных препаратов, а также вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
Статьи подрубрики дистрибуция:
Роль оптового звена на фармацевтическом рынке

В России функционируют свыше 2200 оптовых организаций. Именно они являются важным звеном на пути медикаментов от производителя до аптеки и конечного потребителя.

МЕДИПАЛ: "Здоровый взгляд на жизнь!"

Один из крупнейших фармацевтических поставщиков, Группа компаний "МЕДИПАЛ", в следующем году отметит 30 лет эффективной работы.

Дистрибуция: чем поддержать центральное звено?

В период ажиотажного спроса на лекарственные препараты в центре внимания — дистрибуция. Так было в 2020-м, когда грянула пандемия.

Сергей Еськин: о доступном лекарстве в эпоху пандемии

Вопрос о доступности лекарственной помощи повернулся неожиданной стороной.

Владимир Малинников: в аптечной рознице царит каннибализм

Что бы ни говорили гороскопы, 2018 год стал годом фармацевтической дистрибуции. Как и в девяностые, дистрибутор вновь стал ключевым игроком аптечного рынка и установил новые правила игры для фармацевтической розницы.

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma