Как использовать товарный знак в рекламе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что правообладатель вправе предоставить право на использование зарегистрированного товарного знака на основании письма-согласия, без заключения лицензионного договора.
Обоснование вывода:
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2022 года (№09АП-81807/22 по делу №А40-11316/2022) обсуждался вопрос о том, может ли простое письменное согласие правообладателя предоставить получателю право использовать товарный знак, в том числе для заключения договоров с третьими лицами. Верховный Суд утвердительно ответил на этот вопрос.
Компания Swarovski AG, будучи правообладателем, имела право передать ООО «Сваровски» использование товарных знаков на основании письма-согласия, включая возможность передачи этих прав третьим лицам — партнерам. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда также подтвердила эту правовую позицию в определении от 5 апреля 2022 года (№305-ЭС21-23755 по делу №А41-13514/2020). В нем указано, что правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на товарный знак по своему усмотрению, предоставляя простое согласие на его использование, а выводы судов, утверждающие иное, противоречат статьям 1233 и 1484 Гражданского кодекса РФ.
Гентовт Ольга, эксперт службы Правового консалтинга Гарант, кандидат юридических наук