Каким станет медицинский аспект вузовской реформы?
Сегодня предполагают, что основной акцент будет сделан на унификацию, т.е. на единообразие учебных программ независимо от региона, где находится медико-фармацевтический вуз.
В то же время многие надеются на то, что уникальные дополнительные курсы, которые каждый университет или академия разрабатывают самостоятельно, все-таки сохранятся. Ведь разнообразие знаний специалисту необходимо. А в студенческие годы мало кто может предвидеть, какие компетенции, помимо основных, понадобятся в дальнейшем.
О клинических фармакологах и не только
В мае, в рамках нового набора абитуриентов в отечественные вузы, в МИА "Россия сегодня" состоялся круглый стол на тему "Медицинское образование. Столицы или регионы?". Участники встречи узнали много нового и о самой процедуре поступления в 2024 г., и об учебных программах медицинских университетов в Самаре, Тюмени, Саратове, Томске, Благовещенске и Санкт-Петербурге.
В СамГМУ, например, для будущих медицинских специалистов создается "Ядерная программа". А в СибГМУ (Томск) открываются две новых ординатуры — по клинической фармакологии и медицинской микробиологии. Также в университете ведется интеграция ординаторских и аспирантских программ, чтобы будущие специалисты смогли приступить к подготовке диссертаций. С 2024 г. начинает работу центр по двойным квалификациям. Предполагается, что он даст студентам важную возможность: ко дню получения дипломов приобрести не одну, а две специальности.
Напомним, что в нынешнем году для будущих студентов-бюджетников в российских медвузах предусмотрено 55 с половиной тысяч мест.
Реформа образования и предложения для Минздрава
Как отметил зам. главы Кабмина Д.Н. Чернышенко, с 2026 г., который уже не за горами, в более чем 1000 российских учебных заведений намечен полномасштабный переход к новой системе высшего профессионального образования. Уже в прошлом учебном году на 180 новых программ были приняты свыше четырех тысяч студентов.
Обсуждаются и профильные изменения: ректор "Сеченовки" П.В. Глыбочко предложил дать Минздраву полномочие устанавливать правила и стандарты подготовки медкадров. Он же подчеркнул, что медицинскому образованию в нашей стране нужен единый, общий стандарт качества.
В парламенте предлагают, чтобы Минздрав и Минобрнауки вместе определяли целесообразность создания новых учебных заведений и рассчитывали численность абитуриентов независимо от принадлежности вуза.
Также в Госдуму внесен законопроект о формировании в высшем, общем и среднем профобразовании системы ФУМО — федеральных учебно-методических объединений. Объединения данного типа есть и сейчас, но, по мнению авторов документа, остается череда нерешенных задач. Поэтому предложен целый ряд инициатив, в том числе о включении в состав объединений представителей организаций-работодателей и властных органов — региональных и федеральных.
Какой станет образовательная реформа на практике, покажет время. Но хочется верить, что все лучшее, существующее сегодня, сохранится и при переходе к новым форматам.