Интернет–ритейлеры и участники фармрынка пока не пришли к единому мнению относительно онлайн-торговли лекарственными средствами: кто–то видит в этом новые возможности для развития и прибыли, другие же считают его серьезной угрозой привычным аптекам. Несмотря на правовую неопределенность, сегмент интернет–аптек успешно развивается.
Партнер Data Insight Борис Овчинников приводит следующие данные роста объема онлайн–продаж в интернет-аптеках: в прошлом году пользователи сделали 25 млн заказов, куда входят не только лекарственные средства, но и косметика, парафармацевтика и сопутствующие товары, на сумму почти в 41 млрд руб. Больше половины заказов были сделаны с мобильных устройств как при помощи приложений, так и просто при обращении на сайт. Рост интернет–аптек в прошлом году был в 3 раза быстрее рынка e–commerce в целом — он составил +72% в денежном выражении. При этом наблюдалось резкое ускорение роста в конце года, составившее почти 100% к кварталу 2017 г. Причем рынок е–фармы отличается высокой концентрацией — на ТОР–20 интернет–аптек приходится 87% всех онлайн–заказов.
Лидером рынка остается apteka.ru, после нее идут 5 региональных сетей — minicen.ru, apteka-ot-sklada.ru, монастырев.рф, 6030000.ru и zhivika.ru
Как отмечает Б. Овчинников, е–фарма растет, не дожидаясь либерализации или легализации рынка. Ее движет вперед не ожидание изменений в законодательстве, а изменение потребительского поведения, когда покупателю проще найти нужную вещь, не выходя из дома или получить ее в ближайшем магазине.
Именно поэтому бронирование и самовывоз в интернет-аптеках стремительно растет. Что касается доставки на дом, то официально она запрещена, однако ряд сайтов все равно ее практикует. После ужесточения контроля запрета на доставку со стороны Росздравнадзора объем покупок лекарственных препаратов с доставкой на дом сильно сократился. Кроме того, некоторые сайты, предлагающие услугу, были заблокированы, другие же предпочли отказаться от доставки.
На рынке отмечается рост количества игроков, т.к. многие аптечные сети внедряют опцию онлайн-заказа. Такая возможность особенно ценится лояльными клиентами, которые привыкли совершать покупки в конкретной аптечной сети. Благодаря подобному подходу 5 региональных сетей из списка самых успешных на рынке е-фармы, приведенного выше, добились увеличения онлайн-заказов за год в 2 раза.
Развитие рынка также привело к появлению новых онлайновых проектов с бюджетами, размер которых позволяет им развиваться как в онлайне, так и в офлайне.
По данным эксперта, на онлайн-продажи в этом году влияет повышающаяся ценовая конкуренция, замедление динамики у большинства игроков рынка и опережающий рост apteka.ru и увеличение не только ее доли рынка, но и доли в приросте рынка.
Важно, что игроки, которые предлагают самовывоз, а не доставку, в среднем растут быстрее. Однако из этого не следует, что доставка не нужна, просто игрокам, предоставляющим легальные услуги, проще с продвижением на рынке.
Несмотря на бурный рост, рынок интернет-аптек неоднороден. В прошлом году четверть аптек увеличили продажи более чем в 2,5 раза, но при этом другая четверть их сократила.
При этом только 16 интернет–аптек из 30 самых посещаемых находятся в диапазоне конверсии от 3 до 30%. То есть высокая посещаемость сайта не означает большое число заказов. Нужно учитывать, что людей может интересовать только наличие лекарственного препарата, инструкция к нему или сравнение цен.
Возможно ли сделать какой–либо прогноз развития рынка е–фармы? О точных данных говорить пока рано, однако, как отмечает эксперт, потенциал роста в этом сегменте высокий даже в существующей ситуации правовой неопределенности. По его словам, основная конкуренция будет между apteka.ru и сильными региональными аптечными сетями, поскольку им больше доверяют покупатели, желающие купить ЛС быстро, безопасно и по приемлемой цене.
Директор категории "Здоровье" компании "Яндекс Маркет" Максим Агарев отметил, что 71% интернет–пользователей рассматривают возможность онлайн–покупки лекарственного средства, однако чаще всего от их приобретения в Сети отказываются именно из-за отсутствия доставки.
Почему дистанционную продажу лекарственного средства с возможностью доставки необходимо легализовать? Дело в том, что для этого уже есть предпосылки. Во–первых, среди покупателей растет спрос на доставку препаратов домой или на работу. Во–вторых, нельзя забывать, что спрос на лекарственные препараты обычно напрямую зависит от самочувствия покупателя. Людям с высокой температурой, кашлем, травмами и т.п. бывает очень трудно дойти до аптеки, а услуга доставки могла бы им помочь. Помимо этого покупателям будет доступен широкий ассортимент без зависимости от наличия препаратов в ближайшей аптеке. Немаловажно и то, что они получат услуги от крупных и надежных игроков рынка.
Для производителей и аптек легализация онлайн–продаж дает прямой доступ к потребителю и поможет бороться с нелегальной дистанционной торговлей лекарственными препаратами. Также они смогут пользоваться инфраструктурой e-commerce для повышения доступности ЛС в регионах.
Для государства принятие закона поможет добиться прозрачности рынка и контроля каждого звена цепочки продаж лекарственного препарата. Первые шаги к этому — обязательная маркировка и электронные рецепты. Еще легализация дистанционной торговли обеспечит доступность препаратов населению и здоровую конкуренцию на рынке розничной купли–продажи лекарственными средствами.
Михаил Агарев подчеркивает, что при обращении в онлайн–аптеку отпуск лекарственного средства должен осуществляться исключительно фармацевтом. У аптеки должна быть лицензия и круглосуточно работающий колл-центр. К упаковке заказа тоже есть определенные требования — это одноразовая тара, которая необратимо повреждается после открытия, но при этом достаточно защищенная от случайных повреждений и сохраняющая оптимальную температуру.
Если пользователь заказывает рецептурный лекарственный препарат, то заказ заверяется ЭЦП. Кроме этого, в законе можно прописать возможность отдельного заказа рецептурных и безрецептурных препаратов.
Что касается зоны доставки, то ее не стоит ограничивать муниципальным округом, поскольку такой вариант не подходит жителям отдаленных населенных пунктов. Поэтому оптимальный вариант — доставка в границах субъекта РФ, в котором расположена аптечная организация.
Но если доставка все-таки будет узаконена, будет ли она выгодна? Представители аптечных сетей в это не уверены: исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева предполагает, что цена доставки будет не менее 300 руб. Эту же цифру называет и директор по коммуникациям СПФО Олеся Полянская. А Максим Агарев полагает, что при грамотной организации стоимость доставки будет не дороже 150 руб.
Еще один немаловажный вопрос, который пока остается открытым: кто будет доставлять заказы — курьер или фармацевт? Представители фармрынка напоминают, что лекарственные средства требуют соблюдения температурного режима, отсутствия тряски и других особых условий. Максим Агарев полагает, что при хорошо прописанном регламенте доставки привезти лекарства заказчику сможет и курьер.
Как считают эксперты, окончательное принятие закона о дистанционной торговле лекарственными средствами необходимо, но существенного влияния на сложившийся онлайн–рынок оно не окажет.
По материалам бизнес–бранча "E–Pharma & New Retail 2019", ИД "Коммерсантъ"